Свое триумфальное возвращение постановщик приурочил сразу к двум проектам. Первым стал телесериал «Сосны», основанный на американском литературном бестселлере. Режиссер приложил все усилия, чтобы переложить эту мистическую историю на язык, понятный даже воспитанникам детского сада, хотя таковых к экранам все равно не пустили. Параллельно создавался «Визит» — триллер, призванный продемонстрировать миру, что бывает, когда мировые знаменитости присоединяются к оккупации жанра хоррор, которую мы вынуждены наблюдать в последние годы. Ни капельки не смущаясь того, что на это ненатуральное голливудское мокьюментари у здравомыслящей публики давно аллергия, М. Найт на коленке набросал сценарий, по-братски разделил расходы с Джейсоном Блумом и взялся за дело. Стандартная схема для студии, приложившей руку к большинству плохих ужастиков современности: неизвестные актеры, минимум затрат, претензия на оригинальность, за который скрывается всепоглощающая вторичность.

Вероятно, создателям «Визита» было некогда посмотреть хотя бы прошлогоднюю картину «Демоны Деборы Логан», чтобы понять, что тема страха перед старостью с переменным успехом уже изучена до них. По неизвестной причине фильму Шьямалана ставят высшие баллы именно за эту «находку» — главными монстрами в его картине выступает пожилая семейная пара. На самом деле, конечно, единственным чудовищем в «Визите» является мать двух несовершеннолетних детей, которая отправляет их на неделю к своим родителям, хотя и не общается с ними два десятка лет. Все это тем более цинично, поскольку делается ради круиза с очередным ухажером по имени  Мигель и женщина не удосуживается хотя бы доставить отпрысков к месту побывки, а заодно убедиться в их перспективной безопасности. Детишки тоже с приветом. В то время как братик, который помладше, мнит себя рэп-исполнителем, мучая этим окружающих, его сестра фиксирует на камеру всю свою жизнь. Понятное дело, что все происходящее в сценарии мы увидим посредством этой любительской киносъемки.

Режиссеру и сценаристу нельзя отказать в остроумии: девочка постоянно бросается фразочками из учебников по кинематографии, оставляя своеобразное назидание для потомков. Жаль, что сам Шьямалан эти постулаты соблюдать отказывается, ничего не предлагая взамен. «Визит» — это фильм ужасов, в начале которого бывает смешно, но быстро становится невыносимо скучно, потому что от козырных карт постановщик избавляется в первую очередь. Бабушка, которая носится на четвереньках по какому-то стойлу, пугая малышей, или просто ходит по дому, не сдерживая приступов рвоты. Дедушка, который складирует использованные подгузники для стариков и норовит набить морду первому встречному. На одних стариковских причудах, даже если они постепенно приобретают опасный (и отвратительный) характер, далеко не уедешь. Но, повторимся, даже это выяснилось задолго до начала съемок этой картины. Детей, конечно, жаль. Их все держат за идиотов, и даже скайп-мама, изредка отвлекаясь от Мигеля, пытается убедить сына и дочь в том, что бегающая по вечерам нагишом по дому и царапающая двери бабуля — это в пределах нормы. Потом, конечно, наступит прозрение, раскаяние и слезы.

Индиец, который поставил перед собой задачу за пять миллионов долларов отработать в нескольких жанрах сразу, расставляет по крохотному сюжетному пространству символические флажки вроде колодца или подвала, в который настойчиво просят не ходить. Давний любитель загадок, снявший, в конце концов, «Шестое чувство», и здесь пытается водить зрителя за нос, но затея терпит фиаско именно из-за неизбежных повторов одного и того же. Сторонние персонажи, которые нелепо встроены в сюжет, талдычат, как заведенные, одно и то же — публике не составляет труда сложить паззл задолго до того, как это сделает безалаберная мамаша главных героев. Этого недостаточно, и Шьямалан периодически сбивается на фрейдистские размышления о жестокости взрослых и травмах, которыми она оборачивается для детей. Последние, впрочем, в перерывах между слезными исповедями о папочке, который бросил, уверенно обращаются с камерой, монтируют, а также проявляют навыки звукорежиссеров и постановщиков. Прямо-таки детство Дэвида Финчера. Причем тут триллер — догадайтесь сами.

Испугаться просто не успеваешь. Мистическая составляющая едва мелькает, напряжение стирается монотонностью, а под конец зритель прямолинейно ждет приезда копов, которые, конечно, приезжают с мигалками, пледами и всем остальным, что им положено. Перед этим режиссер расщедрится ровно на одну неплохую сцену, сам же ее испортит и окажется перед необходимостью заканчивать свой «Визит» все теми же сопливыми признаниями (только кушетки не хватает). Впрочем, публика прекрасно понимает, что есть все основания для продолжения. Дело не только в умопомрачительных кассовых сборах, но и в том факте, что дети, и до поездки к бабушке бывшие слегка не в себе, в результате произошедшего просто обязаны окончательно спятить. К тому же постановщик, будучи уже не в силах сдерживать себя, умудрился слегка приплести к обычной истории про человеческую халатность своих любимых инопланетян. Зрителя никто не собирается оставлять в покое — следующий проект Шьямалана тоже будет создаваться в сотрудничестве с BlumHouse. Куда там смотрит голливудский антимонопольный комитет? 

 

Возрастная категория материалов: 18+