Шестой для Ховарда фильм, в основу которого легли имевшие место в истории события, по силе воздействия проигрывает абсолютно всем в этом списке. В картинах «Игры разума», «Фрост против Никсона», даже «Аполлон 13» заглядывать в души персонажей было не менее интересно, чем оценивать происходящее вокруг них. Герои новой ленты режиссера, предстающие в двойном пересказе, совершенно не будоражат зрительское восприятие: половина из них так и остается безымянными обитателями трюма, другая — слишком очевидно нарисована. Старший помощник Чейз в исполнении Криса Хемсворта достоин памятника при жизни, и даже идиотские и неприглядные поступки не в силах стряхнуть с него позолоту идеальности. Капитан Поллард, роль которого досталась Бенджамину Уокеру, напротив, успевает выбесить аудиторию в первых же сценах так, что все последующее благородство никоим образом не влияет на отношение к нему. Единственным персонажем, который оставляет хоть какое-то пространство для размышлений, остается огромный кашалот, хотя Ховард постарался и его опорочить характерными для человека чертами.

Взяв за основу неудачное путешествие за китовым жиром на судне «Эссекс» (оно, собственно, и вдохновило писателя Германа Мелвилла на создание «Моби Дика»), от самого произведения авторы фильма в достаточной степени отстраниться не смогли. Чейз, хоть и на обеих собственных ногах, буйствует не хуже капитана Ахава в стремлении расправиться с китом, разбрасывающим вельботы по поверхности моря, как игрушечные лодочки. Сам Мелвилл (здесь его играет Бен Уишоу, и писатель получается с каким-то налетом маниакальности) зачем-то то и дело влезает в кадр, ведь рассказ в фильме ведется от лица одного из выживших матросов «Эссекса» — Брендан Глисон в старости и Том Холланд в юности. Литератор покупает у спивающегося моряка эту историю, и чем дальше ее слушает, тем больше осознает, что всю жизнь вел себя неправильно и пора начинать с понедельника. Сам рассказчик, что характерно, открыто признается в каннибализме после долгих десятилетий молчания и, вероятно, даже завязывает с алкоголем. Сплошной позитив.

Этого, конечно, не скажешь о происходящем на злополучном судне, которое Чейз, Поллард и разношерстная команда собирались набить двумя тысячами бочек с китовым жиром и триумфально вернуться в Нантакет — порт отплытия. Любопытно, но самое интересное в фильме показывают еще до явления кашалота-убийцы: будни китобоев сняты с чувством и динамикой, которым могли бы позавидовать многие ленты пиратско-приключенческого характера. Даже Хемсворт стряхивает с себя свое вечное оцепенение манекенщика, носится по мокрой палубе, разбрасывается всеми этими словечками вроде «брам-стеньги» и «фок-мачты» — не хватает только крепкого словца. Ховард не сбавляет оборотов, загоняет судно в шторм, заставляет самого юного члена команды лезть внутрь кита, рисует бескрайние просторы и глубины, а потом красочно и талантливо топит «Эссекс». Вместе с ним на дно отправляется и весь фильм. После крушения начинаются мытарства, уже мало связанные с китами и приключениями, зато, как оказалось, крепко прикрученные к бизнесу образца 1820-х годов. Предпринимательские нравы, заметим, и тогда были не на высоте.

Возникшие в сюжете пробоины Ховард затыкает всем подряд. Даже персонажу Киллиана Мерфи, наиболее интересному из всех, приходится хорошенько дать по голове. Тут вам и скелетики в пещере, да еще и в тех самых краях, где когда-то выживал прототип Робинзона Крузо моряк Александр Селькирк. Тут вам и старый добрый жребий на тему того, кому быть съеденным ради спасения товарищей по несчастью. И даже бутылка рома присутствует на всякий случай. Помогает не очень — из-за того, что с самого начала к персонажам были приклеены ярлыки, им не хочется сопереживать. Тем более что список тех, кто в итоге спасется, угадать совсем несложно. Время от времени из воды выныривает белый кит, как напоминание о том, что люди, вообще-то, убивают живых и прекрасных существ ради бесперебойной работы городских фонарей. Иначе, говорят эти самые люди, «мир погрузится во мрак». Дух романтизма, которым пропитан «Моби Дик», в фильме «В сердце моря» бесследно испаряется, а этих уголовников, гоняющихся за ни в чем не повинными китами с заостренными палками, ни капельки не хочется спасти. 

Не действует даже безотказный прием «ждет жена на берегу». Хотя ждет, причем годами, причем с ребенком. В наиболее философские моменты зрителю только и остается, что следить за достойной работой, которую проделал оператор Энтони Дод Мэнтл, известный по сотрудничеству с Ларсом фон Триером. Двухчасовое плавание не приносит никаких результатов и вполне ожидаемо заканчивается в точке отправления. Тут персонажи прекращают изображать изможденность, вновь круглеют щеками и продолжают жить. Все правильно. Только зрителя звали в совсем другое путешествие — картине можно простить моменты крайней нереалистичности и логические провалы, но приходится признать: после ее просмотра решительно ничего не остается, над чем можно было бы поразмыслить. И потому не очень понятно, зачем было пускаться в эти искания человеческого в зверском и наоборот и жертвовать зрелищностью и динамикой. Этих героических выживаний на самом деле в истории кинематографа гораздо больше, чем экранизаций «Моби Дика».

Возрастная категория материалов: 18+