• Фото: avtoinsider.com
  • Фото: tv2.tomsk.ru

В финал премии в этом году вышли девять литературных произведений. При этом единственная прямолинейная биография, «Андрей Вознесенский» Игоря Вирабова, оказалась в аутсайдерах вместе с пессимистичным деревенским романом Бориса Екимова «Осень в Задонье». Немного шансов на победу жюри оставило и «Любви к трем цукербринам» Виктора Пелевина, побеги от реальности которого уже довольно давно не отличаются особым разнообразием – более того, к моменту объявления лауреатов «Большой книги» он успел написать и издать очередной роман, да еще и в двух томах. 

Взгляды экспертов и читателей существенно разошлись в отношении сборника рассказов Анны Матвеевой «Девять девяностых», который по итогам интернет-голосования занял вторую позицию, в итоговом протоколе жюри ему досталось только шестое место. На фоне прочих исторических эпох вынесенные в название книги 90-е, видимо, не смогли произвести должного впечатления на Литературную академию. Трилогия именитой Дины Рубиной «Русская канарейка» также смогла добраться только до середины списка – может быть в силу несколько неуклюжего сочетания великолепной прозы с конспирологией и темами вроде глобального терроризма и оптовой торговли оружием. В шаге от тройки победителей остановился роман Алексея Варламова «Мысленный волк» – автор, профессиональный биограф, в нем наконец дал волю фантазии, перемешивая историю с метафизикой и даже мистикой. Однако в победителях все-таки оказались не предвестия большевизма, а его последствия. 

Бронзовым призером национальной премии стало произведение Романа Сенчина «Зона затопления», которое, особо не скрываясь, перекликается с «Прощанием с Матёрой» Валентина Распутина. Впрочем, роман Сенчина все же продиктован современными реалиями, а потому больше напоминает громкое антикоррупционное расследование, некоторые персонажи которого даже слишком узнаваемы под слегка измененными именами. «Зона затопления», подобно фильму «Левиафан», пронизана ощущением гарантированного поражения личности в противостоянии с властью – да и полноценным противостоянием происходящее вряд ли назовешь. Возобновленное строительство ГЭС становится переломным моментом в судьбе жителей окрестных деревень, но ужаснее, конечно, то, что сопровождает этот процесс, с его хладнокровием и равнодушием. 

Вторая премия вручена при печальных обстоятельствах – писатель и киносценарист Валерий Залотуха, работавший над книгой «Свечка» более 12 лет, скончался в то же время, когда она наконец вышла в свет. Действие романа не связано с побочными эффектами государственной политики напрямую, но несправедливость играет в нем важную роль. Совпадение это или нет, но «Свечка» вновь вызывает в памяти фильм Андрея Звягинцева – ее главный герой выступает в роли Иова наших дней. Страдания, их смысл и их влияние на одну-единственную жизнь материализованы в по-шукшински искренней прозе, часто превращающейся в неудержимый мысленный поток, окунуться в который без последствий для собственного сознания сможет не каждый читатель. Рецензенты отозвались о книге Залотухи двояко, не обходя вниманием ее явные недостатки, однако смелости автору не занимать, и тот факт, что читатели также удостоили роман места в тройке лидеров, говорит о том, что «Большая книга» в данном случае руководствовалась не только соображениями такта. 

В куда более выгодном свете критики выставили роман-победитель. Книга «Зулейха открывает глаза» к моменту голосования уже являлась национальным бестселлером – по крайней мере, если вести подсчет не в продажах, а в положительных отзывах. Автор-дебютант Гузель Яхина в октябре получила награду «Ясная поляна» из рук министра культуры и неожиданно уступила «Русский Букер» Александру Снегиреву. «Большая книга» вновь расставила все по местам. Прошлогодний победитель Прилепин, комментируя итоги нынешней премии, признал писательницу единственным претендентом, безусловно заслужившим верхней ступеньки пьедестала и рекомендовал роман «всем вдумчивым читателям». 

В книге Яхиной речь идет о временах раскулачивания, и тем более любопытно, что роман получает национальные премии во времена неявной, но последовательной реабилитации сталинского режима. Впрочем, реальность, из которой главная героиня отправляется в теплушке в Сибирь вместе с миллионами сограждан, неожиданно лишена традиционного в таких случаях беззаботного, чистого и светлого. Извлечение из непоколебимого патриархального образа существования, пусть насильственное и крайне недружелюбное, неуклонно приводит к тому, что вынесено в название романа. Книгу положительно оценили даже те эксперты, которым, в общем-то, свойственно клеймить «антисоветчину» в любом ее проявлении – вероятно, еще и потому, что их перья, приравненные к штыкам, направлены сегодня в сторону нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич. Так или иначе Год литературы в России заканчивается триумфом дебютанта – и это, пожалуй, лучший из возможных знаков для нас, так часто забывающих о перспективе. 

Справка АП: 

Национальная литературная премия «Большая книга» учреждена в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности». В разные годы ее лауреатами становились Владимир Сорокин, Александр Иличевский, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Захар Прилепин, Леонид Юзефович, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков и другие знаковые писатели современной российской литературы. Денежное содержание первой премии составляет 3 миллиона рублей, второй — 1,5 миллиона, третьей — 1 миллион. «Большая книга» — вторая по размеру призового фонда награда за достижения в области литературы после Нобелевской премии.

Возрастная категория материалов: 18+