Автобус уходит в прошлое: благовещенцы пересели на личные автомобили и дешевое такси

Жители амурской столицы стали реже пользоваться услугами общественного транспорта. По статистике, за последние четыре года число пассажиров на муниципальных маршрутах сократилось на 5,3 миллиона человек. Текущий год только добавит холостого пробега городским перевозчикам. Куда делись миллионы пассажиров и какие последствия принесет Благовещенску и его жителям новая тенденция, выяснял корреспондент АП. 

Количество пассажиров общественного транспорта уже несколько лет стремительно сокращается,  констатирует начальник отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Благовещенска Юрий Грязнов. Это приводит к тому, что перевозчики как муниципальные, так и частные недополучают средства, на которые рассчитывали. При этом их расходы не уменьшаются. 

— В последние годы идет колоссальный спад пассажиропотока в общественном транспорте. В 2011 году муниципальными предприятиями и частными перевозчиками было перевезено около 46 миллионов человек, в 2014 году — уже 40, — приводит цифры Юрий Грязнов. — За 11 месяцев текущего года численность пассажиров составила 35,3 миллиона человек, то есть тенденция не меняется. Это в первую очередь бьет по карману перевозчиков. Вместо того чтобы поменять автобус через пять лет, бизнесмен, доходы которого упали, поменяет его через 6—7 лет. А чем старше автопарк, тем больше затраты на его содержание — ремонт и увеличенный расход топлива.  

45

секунд составил интервал движения автобуса на одной из остановок, расположенных на перекрестке 50-летия Октября и Амурской

Автобусы начинают пустеть на всех без исключения маршрутах, как в городе, так и в пригороде, подтверждают статистику в «Автоколонне 1275». На предприятии уверены: пассажиры, у которых есть деньги, пересели на личные автомобили. Даже те, кто продал или разбил свою машину, и в дальнейшем на общественный транспорт смотрят косо. 

За два с половиной года на благовещенских дорогах стало почти на 47 тысяч автомобилей больше. Сегодня в амурской столице зарегистрировано свыше 110 тысяч транспортных средств, автомобиль есть практически в каждой второй семье. При этом некоторые автовладельцы стали заниматься нелегальным извозом. 

— Многие пользуются личным транспортом и редко кто общественным, — сетует руководство «Автоколонны 1275». — Сегодня за 50 тысяч рублей можно купить автомобиль. Этот факт говорит сам за себя. Едет человек из отдаленного района на личном микроавтобусе и по пути подвозит еще 10 человек. В итоге автобус из этого района едет полупустой. 

Переломить эту тенденцию, считает руководство «Автоколонны 1275», под силу только контролирующим органам, которые должны бороться с нелегальными перевозчиками.

Троллейбусы переживают не лучшие времена

Особенно сильно спад пассажиропотока на себе ощущает МП «Троллейбусное управление». Численность пассажиров на электротранспорте сократилась в 3 с лишним раза. Сегодня на троллейбусных маршрутах за год перевозится около 1,5 миллиона человек, тогда как еще в 2011 году услугами «рогатых» пользовались больше 4,5 миллиона пассажиров.

Троллейбусы в Благовещенске и без того переживают не лучшие времена. В плотном потоке автомобилей неповоротливый и медленный экологический транспорт сильно проигрывает конкуренцию малогабаритным «пазикам» и «джонтонгам», которые в центре города зачастую повторяют его маршрут. К тому же развивать направления, по которым двигается «рогатый», дело весьма затратное. Прокладка новых контактных сетей обходится в 10 миллионов рублей за каждый километр, а если потребуется строительство дополнительных тяговых подстанций, то речь уже идет о нескольких десятках миллионов.

Весомую часть пассажиров у общественного транспорта сегодня отбирает сфера легкового такси, особенно ее теневая часть, уверены в мэрии амурской столицы. 

В мае 2015 года, чтобы улучшить финансово-экономическое положение «Троллейбусного управления» и максимально сохранить рабочие места, администрация Благовещенска закупила для предприятия девять автобусов вместимостью 42 пассажира каждый. 14 работников прошли переобучение на водителя категории «Д» и стажировку. Автобусы запустили по троллейбусному маршруту 2К, который проходит по улице Зейской и связывает центральные районы города с микрорайоном. Троллейбусы оставили только на второй линии — 2В. По словам руководителя отдела организации транспортного обслуживания Юрия Грязнова, эта рокировка принесла свои плоды. Наполняемость автобусов на маршруте растет, а на остановки возвращаются пассажиры.

Пока в мэрии не спешат ставить крест на троллейбусах и как можно дольше отодвигают срок их ухода в небытие. Хотя к этому и ведут современные рыночные условия. Все‑таки главная цель властей — сохранить МП «Троллейбусное управление» и тот коллектив, который сегодня в нем работает.

Такси обгоняет автобус

Весомую часть пассажиров у общественного транспорта сегодня отбирает сфера легкового такси, особенно ее теневая часть, уверены в мэрии амурской столицы. По данным министерства транспорта Амурской области, в Благовещенске выдано около 900 лицензий на перевозку людей легковыми такси. Однако с приходом в город служб заказа такси типа «Максим», «ВезиТакси», «ТаксиВезет» и других рынок таксомоторных перевозок заполнили водители, не имеющие разрешения на перевозку пассажиров. В результате стоимость поездки на такси опустилась до 60 рублей. Нелегалы сбивают реальную цену, которая складывается из требований, обеспечивающих безопасность пассажира. Но горожане увидели в дешевом такси альтернативу автобусам и троллейбусам.

— Это большая проблема, поскольку благовещенцы пересаживаются к нелегалам. Люди не всегда понимают, что, садясь к ним в машину, они подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Нелегальные перевозчики не проходят ежедневный предрейсовый медицинский и технический осмотры, их пассажиры не застрахованы. В общественном транспорте в цену билета включено страхование жизни пассажира, — продолжает Юрий Грязнов. — При несчастном случае они могут рассчитывать на выплаты.

В борьбу с нелегальными таксистами сегодня включились почти десяток контролирующих ведомств, однако пока «бомбил» не пугают ни крупные штрафы до 5000 рублей, ни судебные запреты.

Как сгладить последствия: выезд за город и продление маршрутов

В администрации Благовещенска считают, что если переломить тенденцию не удастся, то сгладить ее экономические последствия вполне возможно. В первую очередь речь идет об оптимизации маршрутной сети и охвате новых территорий. Городские окраины, где сейчас идет активная жилая застройка, остаются перспективными направлениями для увеличения пассажиропотока.

— У нас есть идеи, как изменить маршрут 2К, который обслуживается автобусами, — делится Юрий Грязнов. — Его можно продлить по улице Зейской от Калинина до Артиллерийской. На данном направлении сегодня нет ни одного перевозчика.

В планах также пересмотр расписания движения общественного транспорта и увеличение интервала движения автобусов. Специалисты мэрии сделали обследование плотности потока общественного транспорта в городе. Выяснилось, что через одну из остановок, расположенных на перекрестке улиц 50 лет Октября и Амурской, за час прошло около 85 автобусов различных маршрутов. То есть каждые 45 секунд на остановке появлялся общественный транспорт. А оптимальной частотой движения автобусов является 6—7 минут, считают специалисты.

Частные перевозчики: бизнес приспосабливается к жизни

Частные предприниматели заметили отток пассажиров еще в 2012 году, когда произошел резкий скачок показателей. Бизнес начал приспосабливаться к новым параметрам рынка. Чтобы сохранить рентабельность, перевозчики стали постепенно заменять маловместимые «газели» на 13 посадочных мест. Им на смену пришли автобусы общей вместимостью от 40 до 57 пассажиров.

В результате на сегодняшний день из 354 автобусов в парке частных перевозчиков остались всего 78 «газелей». Но и они частично заменены на более вместительные. Новые модели Горьковского автозавода рассчитаны уже на 19 пассажиров.

Доходы людей снизились, и те, у кого нет льгот на проезд, стали ходить пешком. 

— Есть еще и одна причина уменьшения пассажиров общественного транспорта, — говорит председатель городской общественной организации перевозчиков «ФАКС» (FAX) Леонид Степанчук. — Доходы людей снизились, и те, у кого нет льгот на проезд, стали меньше пользоваться автобусами.  Тенденция снижения будет только усиливаться. Выхода из этой ситуации нет, это объективная реальность. Пассажирские перевозки — это бизнес. И он вынужден приспосабливаться к таким реалиям. Например, сейчас перевозчики поменяли автопарк на автобусы большей вместимости, чтобы повысить рентабельность. В целях экономии стали появляться автобусы на дизельных двигателях, а не на бензиновых. Увеличивается интервал движения автобусов, и в том числе закрываются некоторые маршруты. Ситуация не улучшится, если только надзорные органы не возьмутся за нелегальные перевозки. В то же время проконтролировать личный транспорт граждан, которые по пути на работу подбирают пассажиров, практически невозможно.