Битва за крышу над головой

— Наш гарнизон давно стоит среди развалин, разбито 10 домов, и вот к Новому году часть жителей получили письма о выселении, — говорит жительница Возжаевки Ольга Николаевна. — Опять будет, как осенью 2014 года: людей выбросят, а дома разобьют. А куда деваться людям? Кому-то уже за 60, как нам. Люди по 30—40 лет отработали на благо Министерства обороны, а теперь их всех — на мороз. Мы чтим память наших погибших земляков-героев, а забываем о живых.   

На балансе Министерства обороны РФ сегодня находится 13 многоквартирных домов бывшего военного гарнизона Возжаевки, где, по приблизительным подсчетам, проживает 1 400 человек (приблизительным потому, что здесь несколько лет не велось точной документации). Среди жителей — учителя, врачи, работники военно-бронетанкового завода, сотрудники исправительной колонии, их дети, а также военные пенсионеры. Последние-то уж наверняка заслужили место под ведомственной крышей. Но, увы, им тоже придется доказать свое право на него. Потому что всех иных жильцов военное  ведомство намерено выселить из принадлежащих ему построек.

— Я работаю в исправительной колонии, и квартиру мне дали от учреждения, в ней мы живем втроем — я, жена и ребенок. И куда мы сейчас пойдем, на мороз?! — возмущается Евгений. — Взамен же ничего не предлагают. Да и в нашем поселке не так уж и много квартир сдается. Сейчас, когда столько семей останется без жилья, вообще начнется ажиотаж с арендой, цены просто взлетят. 

Жильцам других пяти домов в возжаевском гарнизоне повезло больше — их передали сельскому поселению. То есть они стали муниципальными, и люди теперь живут по договору соцнайма. Судьба еще двух живых построек остается пока неизвестной. В 2014 году их также «очистили» от людей, вывели из эксплуатации и законсервировали. А значит, как это часто у нас бывает, обрекли на разрушение.

Ведь, по сути, люди своим проживанием в служебных квартирах сохраняют в целостности и сохранности ведомственные дома. Благодаря жильцам эти 13 построек не растащили по кирпичику, как это произошло с остальными. Амурчанам не надо рассказывать о том, как разваливались военные городки. Они это наблюдали воочию. Но к гуманности тут, увы, не призовешь, потому что закон на стороне собственника. А хозяин многоквартирных домов в бывшем военном гарнизоне Возжаевки — Министерство обороны, и оно вольно распоряжаться имуществом по своему усмотрению.

По слухам, в этом поселке планируют восстанавливать военную часть, которую вывели несколько лет назад. Собственно, поэтому и освобождают квартиры для будущих военных, которых впоследствии в них разместят. А куда идти тем, кто сейчас в них живет, — не волнует. Минобороны — все-таки военная, а не социальная организация. Стоит задача — ее выполняют любой ценой.

В итоге суды первой и второй инстанций, в которых уже рассматриваются иски о выселении семей, принимают решение не в пользу последних. Не в силах помочь людям даже администрация Белогорского района, чьи юристы сопровождают возжаевцев в судебных тяжбах.

— Со своей стороны администрация Белогорского района делает все возможное, чтобы помочь людям, — говорит пресс-секретарь главы Белогорского района Маргарита Гаращук. — Глава района выезжал в Хабаровск, где встречался с представителем Минобороны, но эта встреча, к сожалению, не привела к желаемому результату. По 18 исковым заявлениям, где юристы районной администрации представляли интересы жильцов, суд принял решение в пользу военных. Однако сейчас создается специальная межведомственная группа, куда еще раз будут приглашены представители всех сторон, чтобы более тщательно проработать данный вопрос. 

Зимой выселять не будут

Во всех уведомлениях, которые получили возжаевцы, указан 15-дневный срок на выселение. Однако на встрече с сотрудниками районной администрации и жильцами представитель ведомства, которое готовит документы о выселении и вселении, заверил, что зимой людей никто не будет трогать.

— Честно сказать, мы не ожидали, что будет такой социальный взрыв. И на встрече с жителями бывшего гарнизона я объяснил, каким образом будет вестись с ними работа, — комментирует ситуацию начальник второго территориального отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Сергей Гонцов. — С каждым квартиросъемщиком, который получил уведомление, состоится индивидуальная встреча. Наша задача — установить, имеет ли гражданин законное право проживать в служебной квартире или нет. Если не имеет, тогда ему придется освободить помещение. В течение ближайших двух-трех месяцев мы будем ждать жильцов домов с документами. После чего нами уже будут приниматься радикальные меры — готовиться документы в суд на выселение граждан, которые проживают в служебных квартирах незаконно.  Военных пенсионеров выселять не будут, но с ними заключат договор на год, который впоследствии будет продляться.

Такая ситуация, по словам Сергея Викторовича, возникла потому, что фактически не было системы учета всех проживающих в гарнизонных квартирах граждан. Из-за того что менялись управляющие компании, в документации — полный бардак. Многие жильцы домов даже в них не прописаны, а есть и те, кто самовольно въехал и бесплатно жил. Руководство территориального отдела «Востокрегионжилье», куда теперь переданы полномочия по заселению (выселению) в служебные квартиры, пытается привести систему в порядок.

Ситуацию еще усугубило нежелание бывшего руководства КЭЧ (они раньше распоряжались военными квартирами) составлять опись старых документов, чтобы передать их организации, которая придет им на смену. Например, в Екатеринославской квартирно-эксплуатационной части всю документацию вообще вывезли на свалку и сожгли. В результате такого самоуправства сейчас жители гарнизонных домов не могут подтвердить законность своего проживания в квартирах.

Кстати, похожая ситуация сложилась и в других населенных пунктах Приамурья, где уцелели жилые дома бывших военных городков. Например, в Завитинске, Райчихинске, Серышеве и Зее. Жителям этих территорий также придется доказывать в суде право своего проживания в квартирах, которые принадлежат военному ведомству.   

Письма для мертвых душ

Примечательно, что уведомления приходили и на имена тех людей, кого уже несколько лет нет в живых. 

— В семье моего друга уведомление прислали на имя его отца, который уже умер, — рассказал корреспонденту АП житель Возжаевки Алексей. — Представьте, как себя почувствовала мать парня? На вчерашней встрече она сказала представителю «Востокрегионжилье» об этом. Пообещали, что разберутся.

— Этот случай — яркий пример того, какая неразбериха царила в прежней организации, которая занималась вопросами вселения и выселения граждан. Поэтому мы сейчас и проводим такую огромную работу, чтобы переписать и учесть всех жильцов, которые проживают в служебных помещениях. Вы даже не представляете, какой это титанический труд, — говорит Сергей Гонцов.

С количеством уведомлений, разосланных компанией людям, тоже нет ясности.

Жильцы злосчастных домов говорят, что получили более 400 листков. А в территориальном отделе ФГКУ «Востокрегионжелье» утверждают, что по области они разослали всего 389 таких документов. И 40 процентов из них, или 150 уведомлений, — жителям гарнизона в Возжаевке.  

Сотрудники колонии на грани выселения

В ведомственных домах, которые принадлежат Минобороны России, живут и сотрудники Возжаевской исправительной колонии. Более 20 работников УФСИН занимают квартиры бывшего военного гарнизона. И, как выяснилось, тоже незаконно. Дело в том, договоры их ведомство заключало еще с организацией, которой теперь нет. А значит, контракты потеряли свою юридическую силу.

«Раньше между прежней организацией, представляющей интересы Министерства обороны, и исправительным учреждением был заключен договор о проживании сотрудников колонии в служебных квартирах, но теперь он не имеет юридической силы. Следовательно, сотрудники колонии сейчас незаконно проживают в этих квартирах», — отметил начальник территориального отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Сергей Гонцов.

Как стало известно АП, руководство возжаевской ИК № 2 о сложившемся затруднительном положении своих сотрудников знает. Но жалоб по этому поводу от работников пока не поступало, как и просьб о помощи. Те же, как и все другие жители бывшего военного гарнизона, они сейчас просто выжидают, надеясь все-таки на помощь извне.