Фото: zaker.ruФото: zaker.ru

ДМИТРИЙ ИВАНОВ

«Где ночуют боги»: когда Путин — не главное

Да, президент России персонально присутствует в этой книге. Более того, появляется уже на 22-й странице, так, что читатель-то и понять толком ничего не успевает. Надо заметить, что те 20 с небольшим страниц, что до Путина, никоим образом его появление не предвещают. Мало того, речь идет о творческих жителях столицы, которым не чужды, к примеру, размышления о наркотиках, да и сами наркотики не чужды. Таким образом, появление гаранта «в кадре» вполне можно принять за особенности воздействия очередного вещества на полные креативных замыслов мозги главного героя. Тем не менее президент реален, хоть и мимолетен, а от творческих жителей столицы ему нужно, чтобы те направили свое креативное мышление на организацию сочинской Олимпиады. Что, в общем-то, дает большинству читателей отличную привязку к реальности, ведь все мы уже видели, что у ребят получилось в итоге.

Для российского писателя с распространенным именем Дмитрий Иванов «Где ночуют боги» — роман-дебют. До этого он занимался в основном сценарной работой и по забавному стечению обстоятельств принимал участие в создании вышеупомянутого сериала «Метод». И не только. Однако обложка произведения дебютанта украшена отзывами литераторов, которым доверяешь. К примеру, Фазиль Искандер заявил, что роман «написан умело и ярко», Людмила Улицкая взяла на себя смелость поставить Иванова на одну полку с Габриэлем Маркесом, а Юрий Арабов, в свою очередь, припомнил Печорина, Безухова и Мышкина. Все это звучит чересчур авансово только на первый взгляд: маэстро магического реализма здесь возник из-за мифологии, которую широко использует автор, казалось бы, не самой серьезной истории, а герои русской литературы — потому что тоже искали себя и других.

Главный персонаж «Где ночуют боги» Антон Рампо тоже находится в духовном поиске, хотя и не отдает себе в этом полного отчета. Предолимпийский Сочи станет для него поворотной точкой, как в какой-нибудь имиджевой песне, которую предстоит сочинить Антону и его коллегам. При этом в начальной части романа Иванов успевает воздать должное профессионалам 2010-х — подобно Пелевину, который сделал то же самое с дилетантами 1990-х в своем знаменитом «Generation Пи». Там, конечно, тоже присутствовали наркотики и божества, однако героям не приходило в голову купить остров в Полинезии с гонорара. Впрочем, сам Дмитрий Иванов напоминает устами своего героя, что лучше (и дешевле) все же опираться на существующие и проверенные традиции, нежели создавать новые. И в силу того, что автор обладает очень легким и увлекательным языком, читателю гарантировано интересное времяпрепровождение, да к тому же еще и с Путиным.

НАТАНИЭЛЬ ФИЛБРИК

«В сердце моря»: знакомая история

Литературные герои часто надолго переживают свои прототипы. В случае с произведением Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» получилось втройне обидно. Подлинная и местами крайне жуткая история моряков-китобоев с судна «Эссекс», вступивших в отчаянное противоборство с одним из самых массивных живых существ на планете, в романе американского литератора нашла отражение далеко не полностью. Это упущение пытались исправить разные люди в разные эпохи — книга Филбрика «В сердце моря» признана наилучшей попыткой восстановления событий 1820 года. Она, в частности, была отмечена Национальной книжной премией США. Автор постарался уместить в исследовании разные точки зрения непосредственных участников событий, и к сегодняшнему дню она уже дважды была экранизирована.

В том числе и в виде одноименного художественного фильма с Крисом Хемсвортом в главной роли. Впрочем, книга наверняка покажется гораздо более увлекательной любителям морской истории — при создании сценария ленты Рона Ховарда так или иначе пришлось избавиться от важных деталей и эпизодов. Но в том, что работа Филбрика, опубликованная еще на рубеже XX и XXI веков, все же выходит на русском языке, большая заслуга кинокартины очевидна. Роман неоднократно хвалили не только за проделанную его автором большую работу по сбору данных, но и как полноценное художественное произведение, позволяющее читателю целиком погрузиться в быт китобоев, выполнявших свою нелегкую и опасную работу два столетия тому назад.

АП  в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru!

ДАНИИЛ ЛЕКТОР

«Метод»: в ожидании продолжения

Не будем заниматься самообманом. В качестве имени автора использован псевдоним, причем те, кто его выдумал, не смогли удержаться от соблазна использовать одну из вариаций фамилии чуть ли не самого знаменитого книжного серийного убийцы всех времен. Ганнибал, конечно, явление заморское и нам не очень подходит. А потому остается только буквами на обложке, под которой совсем другие, не менее жесткие правила игры. «Метод» явно сделан из сценария и тем самым возрождает в памяти 90-е годы прошлого века, когда какой-нибудь предприимчивый парень из Воронежа переписывал в виде изложений сюжеты просмотренных голливудских фильмов, а потом издавал их под бросающимся в глаза фальшивым «американским» именем. 

Впрочем, события сериала еще очень свежи в памяти поклонников, а новеллизация все-таки добавит им деталей, которые в телеверсии остались за кадром или просто не так бросались в глаза. А стало быть, книга станет очередным поводом пересмотреть сам «Метод» или, быть может, ознакомиться с ним впервые. И быть во всеоружии ко второму сезону телешоу, о котором говорят все более уверенно, хотя в сюжетном отношении его создатели в последних сериях основательно усложнили себе жизнь. Но ничего: талантливый сценарист выпутается и не из такого, а подходящей фактуры вокруг, к сожалению, по-прежнему хоть отбавляй.

Как известно, многие из рассказанных в сериале историй (а, по словам продюсеров, так и вообще все) основаны на доказанных злодеяниях реально существовавших в СССР и России серийных душегубов. Родион Меглин и его стажерка Есения изыскивают убийц при помощи уникального метода, а обнаружив, поступают с ними часто не совсем так, как того требует система правосудия. Книгу Лектора, конечно, не назовешь полноценным экскурсом в историю отечественной криминалистики, связанной с маньяками:, тем не менее знающего читателя она позабавит, а незнакомого с темой — увлечет. Ну и храните издание подальше от детей, хотя украсивший обложку актер Константин Хабенский представлен с таким выражением лица, что они и сами должны испугаться.

СТИГ ЛАРССОН и другие

«Темная сторона Швеции»: моя северная страна

Имя шведского писателя, журналиста и общественного деятеля Стига Ларссона, создавшего литературного трилогию о девушке с татуировкой дракона, в представлении не нуждается, а потому и вынесено на обложку этого сборника новелл. В нем представлены и менее знаменитые, но оттого не менее интересные авторы, работающие в разных жанрах. Составители антологии утверждают, что ставили перед собой задачу показать благополучную с виду скандинавскую страну без выхолощенного фасада. Удалось ли именно это, судить довольно сложно, однако в другом они уж точно добились успеха, продемонстрировав разнообразие писателей, способных перенести человеческие пороки на книжные страницы. В «Темной стороне Швеции» публика найдет и остросюжетные криминальные рассказы, и более философские размышления, и публицистику — ассортимент на любой вкус.

Кому-то издание такого рода литературного сборника в России покажется не очень уместным — напрасно. Даже тем, кого мало интересуют проблемы несовершенства современного шведского общества, предстоит увлекательный вояж в атмосферу северной страны, суровый климат которой оказывает определенное влияние и на нравы ее обитателей. И если трилогия Ларссона «Миллениум» отличалась даже некоторым сгущением красок, то этот сборник поможет взглянуть на ситуацию более трезвым взглядом, хотя некоторые истории похождениям Лисбет Саландер вовсе даже не уступают.