Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Тема экономического бедствия, поразившего США и задевшего отголосками всю планету, неоднократно поднималась в кинематографе. В 2010-м вышел фильм Джона Уэллса «В компании мужчин», годом позднее — лента Джей Си Чендора «Предел риска», номинировавшаяся на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Что там говорить, даже страшный и ужасный Уве Болл снял «Нападение на Уолл-стрит» об инкассаторе, потерявшем сбережения. Как и положено в фильмах немца, герой перебил всех, до кого дотянулся. Оно, конечно, мечта для многих, кто пострадал в результате падения официально созданной пирамиды, которую представляла из себя на тот момент американская экономика. Тем не менее «Игра на понижение», нарочито использующая приемы уже упомянутого выше фильма Скорсезе, не о жертвах и не о воротилах. В центре внимания здесь талантливые ребята, которым удалось предвосхитить бедствие, подготовиться к нему и даже заработать. Но победа оказывается слишком горькой. «Так что никаких плясок», — говорит герой Брэда Питта Бен Риккерт своим более молодым и менее чувствительным подопечным.

За цифрами биржевых рейтингов, многочисленными аббревиатурами, за окнами офисов Уолл-стрит и улыбками успешных финансистов стоят многие тысячи личных трагедий. Об этом МакКей заявляет без особого пафоса, зато с неизбывной тоской. Постепенно вскрывая истинное положение вещей, герои все больше погружаются в состояние шока. Особенно это касается Марка Баума, которого великолепно сыграл Стив Карелл. Начав с отчаянно смелой попытки поставить все на карту, которая всем вокруг представляется безвыигрышной, ничем особенно не связанные между собой финансисты обнаруживают, что вовсе не стоят в сторонке — паутина оплела всю систему. А потому веселье режиссер позволяет себе только в первой половине картины, причем нешуточное. Сюжет то и дело прерывается на небольшие лекции об экономике, которые познавательно проводят то Селена Гомес за карточным столом, то Марго Робби (и снова «Волк с Уолл-стрит»!) в пенной ванне с бокалом в руке. Зритель поначалу смеется и над образом владельца хедж-фонда Майкла Барри в исполнении Кристиана Бэйла: спит в офисе, стучит в барабаны, отдает сотни миллионов людям, откровенно над этим потешающимся.

Но интриги нет. Публика прекрасно знает, что все рухнет, а потому в течение почти двух часов все нетерпеливее дожидается, когда же это случится. Все это время с ней иногда разговаривает персонаж Райана Гослинга — Джаред Веннетт. В отличие от других героев, не так склонен к душевным мукам, однако сложившаяся ситуация предчувствия катастрофы ужасает и его. Впрочем, те, кто спокоен перед надвигающейся бурей, еще менее симпатичны. Внутри этого мирка все предельно откровенны, и корабль, набитый дураками, движется по курсу под восторженные вопли. Банки выдают огромные ипотечные кредиты всем, кто об этом попросит. Иногда вместо настоящих людей в документах значатся клички их домашних животных. Кредиторы продают долги всем подряд вплоть до стриптизерш, которые на досуге пробуют менее привычные виды заработка. Всем настолько хорошо, что уже рухнувшую по своей сути конструкцию еще долгое время поддерживают с помощью совсем уже наглого вранья: «Игра на понижение» напоминает людям, на кого на самом деле работают их кровные доллары, рубли и прочие виды национальных валют.

Всю эту лирику приходится собирать по крупицам: МакКей снял как можно более приближенный к документалистике художественный фильм. Великолепная актерская четверка редко пересекается в кадре, Питт вообще сыграл небольшую роль, чтобы поддержать собственной фамилией кинопроект собственной же компании Plan B. Доля комизма достается, конечно, и ему, но камео остается камео. За экраном незримо маячит Майкл Мур, а на экране мелькают цифры, графики и даже эпиграфы. Ими сопровождаются главы книги популярного американского писателя Майкла Льюиса, на основе которой создана лента. Его же перу принадлежит первоисточник, давший жизнь фильму «Человек, который изменил все» (на самом деле просто Moneyball). В обоих случаях речь идет о том, что расхожее выражение «деньги из воздуха» — на самом деле великое лукавство, причинившее страдания миллионам и миллионам людей. И потому на экваторе картины режиссер, больше всего известный как комедиограф, осознанно отказывается от потехи. «Игру на понижение» смотреть чем дальше, тем труднее.

Но это окупается. И в первую очередь потрясающей работой актеров, которую в одном большом и важном российском госиздании уже назвали переигрыванием звезд». Это крайне несправедливо: четверка подошла к делу со всей положенной ответственностью, а Кристиан Бэйл (номинированный на «Оскар» за роль Барри) снова превзошел самого себя: более неоднозначного и погруженного в себя героя в последние годы трудно вспомнить на экране. В целом же у «Игры на понижение» пять номинаций и успех вероятен в большинстве из них, в том числе и в сценарной. Ведь сделать понятное, не заумное и не угнетающее кино обо всех этих свопах и свопах на свопы не так уж и просто. А у МакКея со товарищи получилось еще и забавно, правда, смех звучит несколько нервно. Работа монтажера «Игры на понижение» также заслуживает высшей оценки. К этой манере не сразу привыкаешь, зато она дает авторам достаточно свободы, чтобы донести главное, не завязнув в деталях. Но вот насчет «Лучшего фильма», конечно, академикам следует крепко подумать. Собственно, для того, чтобы наводить на размышления, эта лента и снималась.