Никакой планшет и телевизор не заменит ребенку живого человеческого общения. Фото: Андрей ИльинскийНикакой планшет и телевизор не заменит ребенку живого человеческого общения. Фото: Андрей Ильинский

Проблемы с речью — проблемы с мышлением

Идея материала родилась после посещения новогоднего утренника в детском саду — едва ли не половина детей, которым через год идти в школу, с трудом рассказали стихи Деду Морозу, а тех, кто сумел рассказать, понять было почти невозможно.

— Да, проблема, действительно,  актуальная, — в унисон кивают учителя-логопеды детского сада № 67,  — причем обострилась она в последние 15 лет. И каждый год ситуация усугубляется — мы участвуем в обследовании детей образовательных организаций города Благовещенска и констатируем — детей с проблемами речи становится все больше.

2

дошкольных учреждения работают в Благовещенске — сады  № 67 и 3, где открыты группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Причин, по словам специалистов, много. Самая важная — это здоровье. Перенесенные ребенком, а также матерью во время беременности, инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы и удары головы ребенка в первые годы жизни и так далее могут привести к проблемам с речью. Так, подвывих шейных позвонков у детей чаще всего приводит к дизартрии — нарушениям  произношения, которые связаны с ограничением подвижности органов речи. Распространено и такое нарушение речи, как алалия —  при  этом диагнозе могут наблюдаться зачатки речи, но, простым языком, ребенок говорит непонятно. В таких случаях нужен не только логопед, но и врач-невропатолог. Если родители выполняют рекомендации врачей, то серьезных последствий с речью (а значит, и с развитием ребенка в целом) удается избежать.

Как отмечают логопеды, в этом смысле самое важное — это беременность мамы, роды и первый год  жизни ребенка. Употребление наркотиков, алкоголя, психотропных веществ отражается на формирующейся нервной системе малыша. Влияют на будущих мам и экология, питание — натуральные продукты сменили консерванты и красители.

— Родовые травмы — главная причина проблем с речью, — рассказывает учитель-логопед Виктория Гатауллина. — Если у ребенка есть нарушения речи, все психические процессы отстают в развитии. Мало того, если вовремя не заняться ребенком, то могут быть серьезные последствия — задержка развития. На самом деле при подготовке к беременности и родам этим аспектам практически не уделяется внимание, и многие родители просто не знают, насколько это серьезно.

Родителям некогда спросить ребенка «Как дела?»

Вторая значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье. «Родителям некогда говорить с собственными детьми! — утверждает учитель-логопед  Ирина Луткова. — Многим намного проще купить планшет или включить ребенку мультфильмы, чем спросить у ребенка, как прошел день».

— В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Выросло поколение родителей, которые не знают, что такое потешки — те самые, что мы с детства знаем: «Ладушки», «Сорока-белобока». Они не хотят читать сказки, стишки, петь ребенку колыбельные. По сути, в семье нет никакого общения, — говорит учитель-логопед Ольга Готвянская.

Для жителей Благовещенска бесплатные занятия с логопедом проводят в детском реабилитационном центре (Амурская, 213) в порядке живой очереди.

Зачастую бить тревогу родители начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Тогда ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы.

— Одно дело, когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно посетить несколько занятий логопеда, а совсем другое — серьезное нарушение речи,  — отмечает учитель-логопед Людмила Новоселова. — К сожалению, бывают запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе — дисграфиям (нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие родители спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически невозможно.

При этом специалисты подчеркивают: без помощи родителей работа логопеда удлиняется в разы.

— Есть такое понятие «кабинетный синдром». Ребенок заходит в кабинет к логопеду, перед зеркалом все делает правильно, а выходит из кабинета — и снова возвращается к неправильному произношению. Только с помощью родителей можно выработать привычку у ребенка следить за своей речью, — подчеркивает Виктория Гатауллина.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна Рублевская, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе сада № 67:

600

рублей в среднем стоит одно занятие с частным логопедом в Благовещенске

— В учреждении работают 6 групп компенсирующей направленности с приоритетным  осуществлением коррекции речи  с охватом в 90 человек, в этих группах образовательный процесс осуществляется на основе адаптированной программы. Ежегодно мы выпускаем от 30 до 45 детей, а в очереди, как правило, около 50. Но на самом деле детей, которым необходимо быть в речевом саду, гораздо больше. После того как во время обследования родителям выдается рекомендация, необходимо пройти комплексное обследование и получить заключение комиссии, которая решает — направить ребенка в речевой сад или нет. После чего он становится в очередь. Однако многие родители, даже получив рекомендации, считают, что им это не нужно, и продолжают ходить в обычный сад.  

Слабое место сильного пола

Проблемы с речью возникают у мальчиков чаще, чем у девочек. В группах компенсирующей направленности 80 процентов детей — мальчики.

— Мальчики больше подвержены родовым травмам, так как они крупнее, — отмечает учитель-логопед Наталья Дзюбан. — Отсюда и больше проблем с речью. У девочек развитие в целом опережает развитие мальчиков.  

Мода на картавых

Как говорят специалисты, в современном обществе нет комплексов по поводу дефектов речи. И если в советские времена ведущих с плохой дикцией и неправильным произношением звуков на телевидение не брали, то сейчас у общества более мягкие требования. Родители тоже это видят, и некоторым даже нравится, что их ребенок говорит на «французский» манер. Мало того, некоторые родители сами «ставят» звуки своим детям, отыскав в интернете видеоуроки на эту тему.

Проблемы с речью возникают у мальчиков чаще, чем у девочек. В группах компенсирующей направленности 80 процентов детей — мальчики.

— Ни в коем случае такого делать нельзя! У нас были случаи, когда мамы ставят звук «р» самостоятельно и даже не слышат, что ребенок произносит звук неправильно. Вы можете найти артикуляционную гимнастику и заниматься с детьми, но «ставить» звуки должен только специалист, — подчеркивает учитель-логопед Людмила Новоселова.

К логопеду  — в 2 года

Стандарты, по которым судят о развитии речи детей, с советских времен не изменились. Хотя логопеды наблюдают: современные дети отстают от прошлых поколений.  Если раньше считалось, что «гуление» у детей должно наблюдаться в 2—3 месяца, то сейчас эти сроки сдвинулись до 4—5 месяцев.  По нормам к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. Но логопеды наблюдают, что планка сдвинулась до 6,5—7 лет.

Нужно бить тревогу, если:

  •  У ребенка к 1 году не появились в речи первые слова.
  •  У ребенка 1,6—2 лет нет в речи простых фраз.
  •  В 2 года ребенок не говорит — необходим прием невропатолога, который назначит лечение. Уже в этом возрасте желательно проконсультироваться у логопеда.
  •  В 3—4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или коверкает их; в 4—5 лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь».
  •  «Каша во рту» —  ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком тяжелых нарушений речи, которые могут привести к отставанию в развитии психических процессов — мышления, памяти, внимания.

Советы родителям:

  •  Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.
  •  Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма важно в освоении речи. Пойте вместе с ребенком. Спускаясь и поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте вместе ступеньки.
  • Вспомните про народный фольклор — потешки, простые стишки, сказки. Найдите 15 минут, чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки.
  •  Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы, шнуровки — все эти игрушки должны быть у ребенка. Рисование тоже способствует развитию мышления, воображения и речи. Но правило здесь такое: играйте вместе с детьми.
  • Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми сами, говорите с ними как со взрослыми.
  • Заведите дома традицию семейных ужинов — пускай мама, папа и ребенок расскажут по очереди, как провели день. Не важно, что ребенок мал, пусть говорит как умеет.
  • е обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи. Если в семье говорят на двух языках, это тоже может нанести вред.

Потешки

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто кашу не ест?

Молоко не пьет?

Забодает, забодает, забодает!