Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Главная роль в «Затмении» досталась Итану Хоуку. Актер взял за правило время от времени сниматься в триллерах, причем делать это совершенно одинаково. Еще один представитель серии фильмов о Гарри Поттере — Дэвид Тьюлис — замыкает первую актерскую тройку. Ему досталась роль психиатра, который не прочь оказать помощь в полицейском расследовании. Детектив Кеннер, которого и играет Хоук, разбирается в обстоятельствах неприятного происшествия в небольшом городке. Его юная жительница обвинила собственного отца в регулярных изнасилованиях, а сам мужчина скорее растерян, чем готов к чистосердечному признанию. Стараясь не замечать брезгливости к подследственному, Кеннер решает покопаться в его мозгах с помощью так называемой регрессивной психиатрии. Собственно, слово «Регрессия» и вынесено в название фильма, а «Затмение» — это уже работа наших обсмотревшихся «Сумерек» прокатчиков. И начинается! Оказывается, папаша дочку терзал не один, а с целой компанией неприятных граждан, которые явно принадлежат к какому-то богомерзкому культу.

Речь в фильме (который, конечно же, основан на реальных событиях, иначе в последние два года почти нельзя) идет о 90-х. Считается, что в этот период страны Северной Америки буквально охватила эпидемия повального сатанизма. Таким образом, Аменабар идет не на хоженую-перехоженую территорию одержимости и экзорцизма, а в сторонку —  туда, где можно изучать психологию общества в связи с принятыми в нем традициями и верованиями. И начинает талантливо! С середины книжного детектива подозреваемый уже как бы есть, но распутать истинный клубок героям только предстоит. Однако затем чилиец делает неверный выбор. Смешивая иллюзии и реальность, он пытается все же сделать нечто вроде фильма ужасов, обращаясь к опыту собственных «Других», вежливо кланяясь «Экзорцисту» и пытаясь возродить в американцах забытый ужас перед людьми в черных балахонах. Никого более они напугать не могут по умолчанию, а уж тем более здесь, где мы с самого начала понимаем, что сатанизмом вроде как увлекаются местные фермеры, утомленные побочными эффектами другого культа, имя которому алкоголизм.

Терзая чувства зрителя убийствами котят и крестами, вырезаемыми на животе бедной девочки, которая еще недавно храбро кричала «Остолбеней!» и размахивала волшебной палочкой, режиссер выпускает поводья из рук. «Другие» тем и были прекрасны, что своей внезапной концовкой могли оправдать все остальное — от герметичности до потешного спиритуализма. Загадка «Затмения» слишком уж проста, а реальные события в титрах и на афишах лишают надежды на сверхъестественное. Герои чересчур прямолинейны, а в ком коварно прячется истинное зло, становится понятно еще до экватора 106-минутной ленты. Все остальное время придется наблюдать за приевшимся уже падением в ад и рассеянность сознания героя Хоука, раскладывать по разным стопкам его сны и реальные события, а также любоваться Уотсон, которая в хорошем смысле слова даже немного перестаралась в этой роли. Зритель ждет от Аменабара ошеломляющего психологического приема в самом конце, но оказывается, что все без исключения тайны вскрылись гораздо раньше.  

В фильме присутствуют малопонятные персонажи, назначение которых так и не становится понятно до самого конца. Причем режиссер упрямо и настойчиво пихает их в кадр, надеясь хотя бы таким образом запутать зрителя. Похоже, чилиец и сам понимал, что в афоризме про вход в одну и ту же реку довольно много правды. Но даже выведенная в конце довольно неряшливым мазком Главная Мораль ленту не спасает. Обыденность и обманутые ожидания все перевешивают, а ведь Аменабар, который рассказывал в интервью о своих детских страхах перед всей этой адской сатаной и агностицизме, к которому он пришел вместе со взрослением, мог бы взрастить нечто вполне эпохальное на этой почве. Сегодня, когда кинематограф обращен либо к развлекающей выдумке, либо к копанию в архивах истории, психологический триллер практически забыт как жанр. И за завязку постановщику можно засчитать попытку, по крайней мере, не записывая его в компаньоны Шьямалана под крылом Джейсона Блума. Но это вторая серьезная ошибка подряд.

Любопытно, что сам Аменабар сформулировал главную мысль картины в том духе, что от страха, который ослепляет, нужно избавиться. О том и речь, но в его «Затмении» полным-полно слепцов, а вот со страхом — качественный и явный дефицит. Конечно, ночной визит незнакомых граждан в спальню кого угодно лишит душевного спокойствия, но, честное слово, если они при этом выкрасят лица белой краской, через которую виднеются пушистые фермерские усы, испуг смешается с весельем. Автор ленты хотел провести нас дорогой от общего выдуманного Зла через персональное навязанное к истинному, но само Зло явно передумало принимать во всем этом участие. Зрителю, таким образом, не стоит идти на сеанс с надеждой получить эффект, сравнимый с «Другими». Тогда вполне можно порадоваться задумке, из которой можно было вылепить что угодно: культовый фильм, сериал на пару сезонов или вот такой триллер, рисующий штат Миннесота как довольно-таки неприятное и серое место.