Из дистрофиков в рыцари

После последнего посещения ДВОКУ мне вдруг пришла в голову мысль: наша армия, словно чужой ребенок, выросла стремительно и незаметно. Вооруженные силы сегодня представляются в образе сильного и, можно сказать, респектабельного мужчины. Хотя еще десять лет назад армия имела непривлекательный вид: солдат не иначе, как дистрофиками и доходягами, назвать язык не поворачивался.

Мое детство прошло под отголоски идеологии Советского Союза. Если вспомнить, она всегда имела мощную визуальную составляющую. С плакатов у военкоматов на нас, дворовых пацанов, смотрели суровые молодые люди, крепко сжимающие в руках автоматы и словно сканером выискивающие взглядом супостатов. В наших головах формировался романтический образ службы в армии. «Кто не служил — тот не мужик», — считали мы.

В девяностые армия, мягко говоря, слегка растеряла свой блеск. Две чеченские войны, хронические долги по зарплате, дедовщина и масса других проблем только хоронили прежний авторитет военной профессии. Моя мама растила меня в одиночку и, как многие другие, с ужасом думала, как отправлять меня служить. Ведь именно в эти годы в массовом сознании муштровался стереотип о косности и глупости военных, а бессмысленность двух лет, проведенных в армии, укладывалась в расхожее выражение: «Копать от забора и до обеда».

Мне тогда еще было рано отдавать долг родине, и моя семья надеялась, что к нулевым все-таки произойдет тектонический сдвиг. «Погоди, сынок. К тому времени, когда ты пойдешь в армию, она уже будет контрактной», — говорила мама. Но, увы, этого не произошло, хотя некоторые попытки предпринимались. Даже в мое время откосить от армии считалось подвигом.

Новый облик Вооруженных сил, о которой я говорил ранее, проявился в начале марта 2014 года. Когда экипированные не хуже героев голливудских боевиков и до зубов вооруженные люди без опознавательных знаков не дали расшатать ситуацию в Крыму. Причем делали это мягко и настойчиво. «Вежливые люди» мгновенно стали нашим национальным брендом. Это выражение во многом охарактеризовало новое качество Вооруженных сил России: это принципиально новая экипировка, новое оружие, новые средства связи, а также быстрота и решительность действий.

Такой резкий и стремительный разворот армии на 180 градусов произошел около пяти лет назад. А способствовали этому два человека, стоящие во главе Министерства обороны — Сердюков и Шойгу. Да-да, именно Сердюков, я не оговорился.

«Вежливые люди» мгновенно стали нашим национальным брендом. Это выражение во многом охарактеризовало новое качество Вооруженных сил России.

Именно бывший министр, несмотря на одиозность своей фигуры, начал самую радикальную и беспрецедентную реформу Российской армии. Ему досталось незавидное наследство: устаревшая техника, почти разваленная материальная база, громоздкая система управления, раздутые генеральские штаты, низкий социальный статус военной профессии и многое-многое другое.

Благодаря Сердюкову были созданы четыре объединенных стратегических командования — «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». Именно при Сердюкове произошел переход на годичный срок службы по призыву. В результате из голов россиян стали исчезать такие страшилки, как дедовщина, офицерская коррупция и строительство генеральских дач. Ушло негативное отношение к военной службе. Если раньше в военкомат новобранцев палкой загнать нельзя было, сейчас от желающих отдать долг родине отбоя нет.

При Сердюкове начались регулярные поставки новой техники и экипировки в войска. К этому стоит добавить значительное повышение зарплат военнослужащих.

ДВОКУ наберет около 400 курсантов в новом учебном году: большой фото- и видеорепортаж из военного училища.

И заметьте, пришедший в 2012 году в Минобороны Сергей Шойгу не стал кардинально менять концепцию своего предшественника. Конечно, на первом этапе Шойгу отменил самые непопулярные решения прежнего руководителя, но это скорее было необходимо для своего рода примирения и адаптации российских военных с ситуацией, сложившейся при Сердюкове. Сегодня для этого даже есть термин «Эффект Шойгу».

Позже самый харизматический и эффективный российский политик Сергей Шойгу начал принимать не менее революционные решения. Чего только стоит отмена портянок и практика внезапных проверок с участием десятков тысяч военнослужащих. Более того, Шойгу десятикратно увеличил прием в военные вузы. Так, в прошлом году конкурс на поступление в благовещенское ДВОКУ практически сравнялся с конкурсов на престижные специальности в гражданских вузах. Это говорит о многом.

Шойгу уделяет особое внимание демонстрации успехов военного ведомства. Сейчас ни одно событие с участием военных не обходится без трансляции по центральным телеканалам. Мелькающие постоянно на телеэкранах крепкие парни и военная техника, создают неподдельное ощущение о силе и мощи российской армии. А главное — об успешности проводимых реформ.

Уж точно их никто сегодня не назовет дистрофиками и доходягами, тех крепких парней, которых нам показывают по телевизору и которых мы можем встретить в своем городе. И знаете, что я заметил — их лица сегодня излучают спокойствие и уверенность. По сравнению с худенькими и грязными солдатиками из девяностых они куда более мотивированы защищать свое Отечество.

АП в Twitter, на FacebookВконтактеYouTube, в «Одноклассниках», Instagram и в Моем мире на mail.ru.