• Кадр из кинофильма «Любовь и голуби»
  • Из личного архива семьи Гуркиных
  • Из личного архива Гуркиных

В перипетиях судьбы замечательного актера и драматурга Владимира Гуркина, а также самих героев лирической комедии на сцене и в жизни, разбиралась журналист АП Варвара Сиянова.

Без штанов и в дамки

— Ой, гляньте, какого красивого дядю к нам замело, — на сцене областного театра драмы кипят нешуточные страсти. — Расскажи, как живешь, как молодуха? Я вчерась ей космы- то повыдирала, так ты, поди, и расстроился. А ты знаешь, что я твоим голубям бошки-то начисто поотрубала… Все равно поотрубаю, ничего ты мне не сделаешь!

Поставить произведение, ставшее поистине народным, уже сам по себе героический поступок. Не каждый решится. Однако режиссера Игоря Жетинева сей факт нисколько не пугает. Никаких суеверий: работа идет как по маслу, по-семейному, на позитиве, без ссор и обид. Будто сам Гуркин помогает. Когда эту пьесу отбирали для репертуара, администрация театра, чтобы соблюсти процедуру авторских прав, отправила письмо наследникам. И тут-то выяснилось, в 1975—1976 годах Владимир Гуркин вместе со своей женой Людмилой блистали на амурских подмостках. Более того, как рассказала по телефону супруга писателя Людмила Гуркина-Худаш, «Любовь и голуби» муж начал писать в Благовещенске. Владимир Павлович работал ночами, зачитывал коллегам отдельные главы простой, но жизненной истории и даже предлагал режиссеру воплотить пьесу здесь, в столице Приамурья. Однако руководитель посчитал сюжет простым, незамысловатым и деревенским, ведь театр — все же высокое искусство.

— Кузякин?! Что ты там топчешься, — наставляет артистов в рупор Игорь Жетинев. — Накал страстей такой, вспыхнет в любой момент! А у тебя вспыхивать нечему. Надежда, размазывай его по всем статьям! Не давай ему возможности лишний глоток свободы сделать. Натворил дел — теперь расхлебывай! Здесь, Василий, с тебя штаны слететь должны. Отощал ты на харчах Раисы Захаровны. В обтяжку брюки?! Ну расстегни их как-нибудь незаметно!

В перерыве Жетинев рассказал, что пьеса «Любовь и голуби» выбрана для бенефиса мастера сцены Юрия Егорова. В постановке задействованы его жена и дочь — актрисы Ольга и Александра Зорины. В родном Кирове режиссер поставил этот спектакль восемь лет назад. Сыграно уже несчетное количество раз, а народ все идет и идет посмотреть на любимых героев.

Амурская постановка будет радикально отличаться от канонического, «меньшовского» варианта. Да и повторить гениальный фильм невозможно. Каждый актер, как и человек, индивидуален. Будет много режиссерских находок, местного колорита, чтения между строк, ведь автор Владимир Гуркин был знатоком русской души.

В местной постановке задействованы актеры, которые ни капли не похожи на киношные образы и даже резко противоположны. К примеру, главный герой Юрий Егоров (Василий Кузякин) обладает характерной внешностью, с которой только отрицательные персонажи играть, а не простодушного рубаху-парня. «Да я совсем не похож на душку Александра Михайлова, ну и что, — шутит Юрий Егоров. — Если Смоктуновский сыграл Гамлета, так его больше никому играть нельзя? У меня совершено другой характер, и в этой истории я иду от себя».

Разлучница Раиса Захаровна предстанет не в красной беретке, а в шляпке. Надежда ей, конечно, волосики вырвет, но загонит не на печь, а в другое место.

— Когда меня утвердили на эту роль, даже огорчилась, — рассказывает актриса Елена Грачева. — Не хотела, чтобы получилась пародия на Людмилу Гурченко — это мой кумир. Спасибо режиссеру, он нам предлагает совсем другой рисунок. В фильме разлучница энергичная и фееричная, увлекается эзотерикой, космосом. У меня же — обычная одинокая женщина, каких полно. Курортный роман для нее как последний шанс.

Простая деревенская кадриль, родившаяся в середине 70-х здесь, на Амуре, актуальна и поучительна даже через 40 лет. Это живая история на все времена, города и деревни. И как будто разыгралась в соседнем дворе. Если семья построена на сильной, не растраченной с годами любви, никакая разлучница ее не разобьет. Главное — не только уметь любить, но и прощать. Каждый из нас найдет в героях мудрой пьесы самих себя или своих знакомых. А голуби? Они тоже будут на премьере. Пернатые или тряпичные — пока остается только догадываться, но без этих символов любви и верности спектакль не начнется.

ЛЮДМИЛА ГУРКИНА: «ПРОТОТИПЫ НАДЮХИ — МАТЬ ВОЛОДИ И Я»

Как жили супруги Гуркины столице Приамурья, над чем работали и помнят ли они вообще о нашем городе, мы решили узнать из первых уст. К большому сожалению, Владимира Павловича уже нет в живых. Он умер в 2010 году. Актер, писатель и драматург похоронен в городе Черемхово Иркутской области. Мы связались с его женой Людмилой Гуркиной-Худаш. Фотографии для публикации АП прислала дочь Екатерина Гуркина. Разговор с вдовой получился очень трогательным.

Амур и бездомные собаки

— У вас будут ставить «Любовь и голуби», переживают, что пьеса не пойдет? — спрашивает меня по телефону Людмила Борисовна — Передайте, пусть не боятся. В Москве сейчас спектакль идет в театре на Юго-Западе. С большим успехом. Мы на него ходили с дочкой Катей, совершенно не похож на фильм. Очень трогательный. Конечно, я помню Благовещенск. Там мы были молоды и очень счастливы. Знаете, этот город как светлое пятно в нашей с Володей биографии. Я бы еще с удовольствием побродила по этим тихим, зеленым улочкам. В середине 70-х по Амуру плавали допотопные китайские пароходы. Мы купались, жаль, что заплывать далеко не разрешалось. Много гуляли по набережной, Володе очень нравилось. А жили мы на улице Кузнечной. Хорошо помню и Амурский театр драмы. В сквере, где он находился, росли большие деревья. Мы как-то с Володей сидели, вспоминали и пришли к выводу, что золотой период нашей жизни и творчества случился как раз в Благовещенске. Мы были очень востребованы.

В доказательство Людмила Гуркина даже прислала в редакцию фотографию афишы к спектаклю «Мораль пани Дульской», где она играла вместе с мужем. Как вспоминает Людмила Борисовна, 1975—1976 годы были самыми плодотворными. У них с мужем — главные роли почти во всех спектаклях, в театре хорошие режиссеры и славный директор. Гастроли по области, выездные спектакли.

— Стройка века БАМ, Райчихинск, даже на Сахалине побывали, — признается вдова. — Володя не только много играл, но и плодотворно работал. Кстати, в Благовещенске он состоялся как драматург — написал свою первую пьесу «Андрюша» про Александра Вампилова, своего друга и земляка. Пьеса «Любовь и голуби» окончательно оформилась уже в Омске, куда мы переехали после Благовещенска. Не могу сказать, вошли ли в нее какие-то моменты, подсмотренные в вашем городе. А вот про одну деталь я хорошо помню. Когда мы приехали сюда из Иркутска, где оба учились в театральном, нас поразило, что в городе были стаи бездомных собак, довольно агрессивные, со злыми вожаками. Поэтому ходили всегда с опаской вечером. Потом эту деталь Володя использовал в пьесе «Музыканты».

«Поотрывать бы им эти органы движения»

— Историю, которая легла в основу пьесы «Любовь и голуби», нам с Володей рассказала его мама, Валентина Петровна, когда мы приехали из Благовещенска в Черемхово в отпуск. Кстати, баба Валя является соавтором почти всех произведений мужа, — признается Людмила Борисовна. — Все ее байки, поучительные истории, анекдоты нашли отражение в творчестве. Так вот свекровь поведала, что Вася Кузякин, который жил по соседству и держал голубей, поехал на курорт лечить органы движения и у него там случился роман. «Поотрывать бы ему эти органы движения», — в сердцах бросила баба Валя! Володя так и написал. Кстати, в итоге Кузякин вернулся в семью — это не авторский вымысел. Вот так эпизод за эпизодом и стала появляться «Любовь и голуби». Сам Володя очень любил голубей, но мать ему держать не разрешала, он бегал к тем же Кузякиным. Сейчас этот Кузякин — народный герой, гордость города. Про него и документальный фильм сняли. Володя очень переживал, говорил мне: может, изменить фамилию своего персонажа, чтоб не узнал себя. Даже разговаривал с соседом. Реальный герой махнул рукой — ладно, пусть живет.

Как оказалось, смешная сцена деда Митяя и бабы Шуры тоже из реальной жизни.

— Когда мы жили в Омске, к нам в гости пришел один актер, — рассказывает Людмила Гуркина-Худаш. — Говорит: «Ты помнишь нашу коллегу, такую-то актрису? Она сегодня умерла в больнице». Горько плачет: «Дайте выпить». Было очень поздно, магазины закрыты. Мы с Володей с большим трудом нашли спиртное. На следующий день мы узнали, что покойница жива-здорова, вышла на работу и играет в спектакле.

Ёшкин кот и Надюха

Владимир Гуркин любил выражение «ёшкин кот». И любимая всеми Надюха тоже списана с реальных женщин.

— Прототипами героини стали мама Володи и я, — говорит жена сценариста. — Когда Владимир Меньшов стал работать над фильмом, то Евгений Евтушенко, наш хороший друг, очень просил, чтобы Надюху играла я. Но он видел в этой роли только Дорошину. Фильм хотели снимать в Иркутске, но из-за больших расстояний выбрали Карелию. Правда, когда съемочная группа приехала в Черемхово во двор бабы Вали, то им приглянулась одна деталь: двор у свекрови был выстлан досками. Это и вошло в фильм. Володя был очень добрым, скромным человеком и потрясающим артистом. Мудрым, вдумчивым. Никогда не хвастался своими пьесами, всегда оставался в тени. Помню я приехала в Иркутск и встретила нашу однокурсницу. Та восторгалась фильмом «Любовь и голуби». Я ей говорю: «Это Володя сочинил». — «Да прям, Володька! Это Меньшов придумал». Но это и неважно, по этому поводу у супруга не было никаких переживаний.

Голуби как вечная память

Владимира Гуркина не стало в 2010 году. Никто не знал о его диагнозе — ни дома, ни на работе. Он даже матери про него не говорил. До самой смерти работал в театре.

— Хоронили Володю в Черемхово. Решили сходить к голубятнику недалеко от дома, где баба Валя жила, попросили мужчину дать голубей, — вспоминает Людмила Борисовна. — На похоронах он выпустил на волю из ящика 20 птиц. Они взлетели, покружились и сели на гроб, который уже в могиле стоял. Так и сидели, пока их отгонять не принялись. Мистика какая-то! Как в фильме, помните, фрагмент, где Василий Кузякин рассказывает про мальчика, которого убили.

Вечная память Владимиру Гуркину. А голуби так и летают в уцелевшем частном секторе Благовещенска и в центральных кварталах. Кружат горлицы и сизокрылые над Амуром, между двумя государствами. Сохранились в городе голубятни и потомственные голубятники. Их не мог не замечать Владимир Павлович, когда жил и работал в областном центре. Памятник героям и автору легендарного фильма «Любовь и голуби» есть в Черемхове. Памятник артисту Александру Михайлову в образе Василия Кузякина нынешней весной планируют открыть в Чите. Сегодня в «Амурской правде» мы отдаем дань памяти талантливому человеку, артисту и писателю. И, возможно, вслед за знаменитыми кинематографистами Леонидом Гайдаем и Валерием Приемыховым имя Владимира Гуркина увековечат и в Благовещенске, который он так любил.

Возрастная категория материалов: 18+