Первых «Чемпионов» продюсировал самолично Сарик Андреасян, что, в общем-то, является безусловной и всеобъемлющей характеристикой фильма. Аксененко числился только одним из режиссеров — помогал, например, Дмитрий Дюжев, — но съемками продолжения руководил уже самостоятельно. За плечами у постановщика многочисленные «Мамы» и «Неуловимые», в этом списке несложно заблудиться: говоря словами канадского писателя Стивена Ликока, «однажды напав на жилу, надо разрабатывать ее до конца». Андреасян из продюсерского списка исчез, но его компания Enjoy Movies в титрах осталась. Прибавим к этому давно сложившееся в российском кинематографе очевидное пренебрежение к кино о спорте, которое, как считается, можно снимать как попало, ведь величие героев и размах реальных событий с лихвой компенсируют все недочеты. На самом деле, недочеты из-за этого как раз лучше видно, но кого это волнует: Citius. Altius. Fortius — сугубо олимпийский девиз, которым ни в коем случае не обязаны руководствоваться отечественные кинопроизводители. Преодолевающие себя и окружающий мир атлеты должны являться примером для зрителя. Вот он пусть и стремится к достойным результатам.

Создатели ленты долго думали, кто же станет героями новых «Чемпионов». В первом фильме их было пятеро, теперь количество урезали до троих. Из продюсерских планов улетучились Исинбаева и Немов, в сценарии остались гимнастка Хоркина, борец Карелин и пловец Попов. Их истории предстают перед нами в виде никак не перекликающихся новелл, которые монтажными ножницами пострижены на кусочки и снова собраны в один большой видеоряд — работа монтажера вообще вызывает множество вопросов, но он такой не один. Знаменитые спортсмены предстают перед нами во всей своей народной простоте и врожденном величии: по различным причинам у них у всех чего-нибудь болит, но олимпийский триумф, конечно, важнее. Забавный эффект: то, за чем многие из нас следили с замиранием сердца в реальной жизни, в экранизации выглядит совершенно беспомощно. Вероятно, следовало выбрать в качестве персонажей менее популярных персон, а не переписывать не очень красивым почерком всем известные биографии. Но создатели фильма явно руководствовались партийным списком.

Сложными, полными побед и разочарований дорогами все присутствующие в кадре чемпионы пришли к одной политической ориентации. Пловец Попов, к слову, даже фигурировал в качестве вероятного депутата Госдумы от Амурской области в 2007 году. К счастью, сценарий вторых «Чемпионов» все же вращается вокруг спорта. В сюжет вошли и сломанное ребро Карелина, и ножевое ранение, полученное Поповым (торговцев арбузами, правда, политкорректно заменили на похотливых дегенератов), и падения Хоркиной. Сценаристы, отыскивая путь к сердцу зрителя, снабдили каждую историю дополнительными деталями. В случае с Хоркиной это постоянно волнующаяся и не подверженная возрастным изменениям мама, роль которой досталась Виктории Толстогановой — из-за чего постоянно кажется, что мама вот-вот закатит истерику, уйдет из семьи или еще чего-нибудь эдакое выкинет. Для Попова припасли историю любви. Сообщалось, что сами прототипы принимали активное участие в создании фильма, и выбор актрисы Дарьи Екамасовой на роль спутницы прославленного пловца выглядит как минимум странно. Более или менее удачно получилось с Карелиным, в компанию к которому добавили прибалтийского журналиста: отчаявшийся было иностранец меняет свою жизнь и перестает употреблять алкоголь на работе, глядя на необычайные волевые качества борца.

Как бы то ни было, все эти сюжетные затеи обречены на провал, потому что сценарий изначально написан на коленке по давно набившим оскомину шаблонам. Этим же грешили и первые «Чемпионы», так что удивляться особенно не приходится. Герои в беседах регулярно переходят на лозунги, которые с успехом могли бы размещать на своих предвыборных листовках в будущем, логика действия хромает, второстепенные персонажи и вовсе выглядят как способ конопатить дыры: чего стоят только мерцающий папа спортсменки Хоркиной или ее же подружки по сборной. Кристина Асмус, Сергей Бондарчук и Евгений Пронин, играющие чемпионов, делают это строго на уровне сериала для главного федерального телеканала. Затесавшиеся в эту компанию хорошие актеры Александр Галибин и Александр Робак получили совершенно невнятные роли и делают с ними, что могут. В зачет можно было бы записать попытку совместить в кадре документальную хронику с постановочными спортивными выступлениями, если бы к этому приложили больше старания и умения. Звучит не очень уместно в условиях Года российского кино, но спортивные драмы нужно учиться снимать у Голливуда. Посмотреть прошлогодний фильм «Охотник на лис» как вариант.

Впрочем, перед нами не столько драма, сколько красочный буклет, рассчитанный на самую непритязательную аудиторию — Enjoy Movies с самого начала проповедовала такой подход к делу. Вот здесь возлюбленная скажет ухажеру-пловцу «Нормальный подкат», чтобы потом произнести «Ну тогда я беременна» — и зал засмеется. А здесь гимнастка упадет во время соскока — и зал всплакнет. Одни и те же приемы, даже целые сцены Аксененко смело повторяет по несколько раз: заявленный хронометраж в 100 минут необходимо чем-то заполнять, тем более что описываемые истории хорошо известны большей части аудитории. И мы гордимся спортивными достижениями этих людей, не придираясь особенно к политическим. Более того, мы даже не обращаем внимания на желание некоторых из них жить за пределами России или хотя бы устроить там собственных детей. Но причем тут российское кино, решительно непонятно. И уж если начать тематический год пришлось с этого, то надежд на его урожайность практически не остается. Агитация — вещь нужная, но она слишком часто выбирает себе в спутники бездарность.

Возрастная категория материалов: 18+