С момента премьеры в московском «Сатириконе» в 1988-м спектакль пережил еще две редакции, с каждым разом становясь все утонченнее, доводя до совершенства телесность и пластичность образов. По мнению многих критиков, версия 2006 года, которую на сцене Общественно-культурного центра увидели благовещенцы, ничем не уступает первой, с Константином Райкиным в роли одной из служанок. Более того, актерам нового поколения оказалось намного проще дистанцироваться от социальной и криминальной линий пьесы Жана Жене, которые для Виктюка всегда были вторичными. Впрочем, именно этого хотел и сам драматург, давший вполне четкие указания насчет исполнителей ролей — ими должны были стать мужчины. Только так довольно обыденная, пусть и не лишенная интриги, история могла обернуться эксцентричным зрелищем, полным условности и нарочитой театральности.

Сюжет «Служанок» абсолютно прозрачен: сестры Клер (Александр Солдаткин) и Соланж (Дмитрий Бозин), раздираемые плебейскими комплексами и самой обычной женской завистью, решают убить свою госпожу Мадам (Алексей Нестеренко), предварительно отправив за решетку ее любовника Месье (Иван Никульча). Становится ясно, что репетиция злодеяния давно стала частью их жизни, позволяющей сестрам хоть на миг насладиться мнимой свободой и безупречностью — в той мере, в какой эти состояния понимают сами служанки. Планируя и проживая это убийство, сестры пытаются возвыситься над собственным несовершенством и уничтожить в себе витальность, так резко контрастирующую с хрупкостью и изысканностью Мадам. «Красота моего преступления искупила бы убогость моих страданий», — тоном героини древнегреческой трагедии твердит Соланж после очередной игры в удушение хозяйки, роль которой в этой сцене увлеченно исполняет ее сестра Клер.

К слову, игра служанки в госпожу — лишь одна из немногих подмен в спектакле, от начала до конца пропитанном мотивами иллюзии и притворства. Неслучайно таинственный Месье, открывающий спектакль появлением прямо из зрительного зала, на глазах зрителей снимает фрак и облачается в цветастую юбку, оставаясь при этом на каблуках, но и с растительностью на лице. В танцевальном прологе к нему присоединяется остальная троица, поначалу подчеркивающая своей пластикой атлетическую мощь и брутальность, чтобы затем на два часа легко отбросить их за ненадобностью. При этом само перевоплощение актеров в женщин тоже крайне условно и тяготеет скорее к универсальному постижению телесности и красоты, чем к реальному гендерному эксперименту.

Несмотря на сюжетную предсказуемость, «Служанки» завораживают и даже отчасти гипнотизируют зрителя. Сам Роман Виктюк определяет жанр своей постановки как «театральный ритуал», и этот термин не кажется преувеличением. Спектакль, в самом деле,построен с оглядкой не только на эстетику декаданса, но и на архаику с ее обрядами жертвоприношений и инициаций, что делает служанок похожими на жриц, а Мадам — на изысканное божество. Собственно, к ритуалу восходит и традиция исключительно мужской игры, как это было в Древней Греции или японских театрах кабуки и но. К последним явно отсылает даже грим «Служанок», дающий понять, что перед нами — не характеры, а лишь трагические маски.

Кроме драматического мастерства, актеры «Театра Романа Виктюка»демонстрируют абсолютное владение языком тела. Они движутся то плавно, то порывисто, с размаху бросают себя на балетный станок, изгибаются в пасти кресла-качалки, ползают по полу, взмахивают руками или хлещут друг друга юбками. Их голоса то обрываются до полушепота, то превращаются в издевательский хрип, то возвышаются до античных возгласов, и все это под пронзительные композиции Далиды Je suis Malade и Je me repose.

К счастью, экстравагантная постановка мастера не заставила благовещенцев покидать зал, как это бывало прежде на других нетривиальных спектаклях-гастролерах. Впрочем, куплено оказалось всего 60 процентов билетов, в то время как в Хабаровске «Служанки» прошли с аншлагом, причем даже дважды.

Возрастная категория материалов: 18+