Режиссер знаменитого «Ворона» Алекс Пройас долго искал проект — с момента выхода на экраны не самого удачного «Знамения» прошло семь лет. Вероятно, эта лента улучшит позиции постановщика на рынке труда. К тому же он проявил полную и безоговорочную лояльность к продюсерским требованиям, что не могло не отразиться на конечном результате. Не слишком рассчитанный на интеллектуальный взор сценарий в итоге превратился в красочный видеоряд, который отлично смотрится в IMAX, но улетучивается из сознания со скоростью летающего бога. Все оригинальные находки меркнут за чередой стереотипов, более чем двухчасовой хронометраж привел к совершенно ненужным повторам и сюжетным ответвлениям. Зато неплохо раскрыта тема взаимоотношений между богами и смертным — как в старых добрых фэнтези-книжках, миллионы людей остаются на заднем плане, тогда как одиночке удается ловко вписаться в компанию сверхъестественных существ. Впрочем, в заданных условиях это всего лишь опасная и шаткая карьерная лестница.

Главный герой — египетский воришка по имени Бек в исполнении Брентона Туэйтса, ранее снявшегося в «Окулусе» и «Малефисенте». Босяк ежедневно рискует здоровьем и свободой, чтобы порадовать возлюбленную по имени Зая нарядами и драгоценностями. Род занятий самой Заи не особенно очевиден (впоследствии она угодит в рабство, где со столь же скучающим видом продолжить заниматься ерундой), но запросы растут. К счастью для Бека, по соседству случается дворцовый переворот: склонный к алкоголизму и беспорядочным связям бог Гор, который должен принять корону из рук своего отца Осириса, вместо этого остается без красивых голубых глаз и отправляется в изгнание. Боги по сценарию самостоятельно правят народом Египта — и дядюшка Гора, бог пустыни и войны Сет через братоубийство запрыгивает в царское креслице. Скалясь сквозь бороду актера Джеральда Батлера, новый правитель закручивает гайки, разбирает на органы ближайших родственников, а простым смертным существенно усложняет попадание в загробный мир путем резкого повышения тарифной ставки. Параллельно Сет заставляет египтян работать на стройках, чем они особенно недовольны, но роптать не смеют.

Дальше все либо предсказуемо, либо нелепо: сюжет развивается по заданному стандарту, а иногда ему позволяют небольшие вольности. Чтобы вытащить попавшую под шальную стрелу Заю, герой должен помочь Гору вернуть глаза, трон и любовницу. Все это непременно состоится, но не сразу. Пока веселая парочка (которая по ходу становится троицей, а потом и четверкой) исследует окрестности, вооружаясь перед решающей схваткой, Сет пытается им помешать. Это несложно, потому что богу-диктатору постоянно становятся известны все планы заговорщиков. В свою очередь свои важнейшие секреты он доверяет папирусу, который валяется где попало. В общем, у противоборствующих сторон примерно равные шансы, но добро всегда побеждает: всю эту божественную околопрестольную возню мы уже наблюдали в самых разных фильмах, например, в «Торе». Для услаждения публики в арсенале Пройаса имеются также две здоровенные змеюки, идиотский, но симпатичный сфинкс, парочка скарабеев размером с бегемота и всепожирающий червяк. Над плоским миром (еще одна неплохая находка) летает лодка, в которой, как и положено, сидит усталый Ра (Джеффри Раш) и усмиряет червяка огненной палкой.

Сет, как и положено спятившему узурпатору, который к тому же страдает от психологических травм, пережитых в детстве, склонен к самолюбованию и разрушению всего вокруг. У него даже имеется личная армия, от которой, впрочем, сценарию нет никакого проку — массовка для красоты. Сюжет персонализирован до междусобойчика: о безликом населении Пройас вспоминает только в самом начале, когда оно визжит и хлопает в ладошки возле божественной красной дорожки, и под конец — чтобы показать, кого тут все так упоенно спасали 127 минут. Боги, кстати, даже в человеческом обличии превосходят размерами смертных, что неплохо смотрится на экране и лишает создателей фильма соблазна сводить тех и других в схватках. Конечно, хлопцам немножко достается, когда паны дерутся, но сами боги страдают гораздо сильнее. Это позволяет и снизить возрастной рейтинг: у великанов вместо крови — золото, которое они то пытаются остановить тряпочками, то просто им истекают, лежа в сверкающей лужице. Занятно и детишкам смотреть не противопоказано.

Про любовные линии не хочется и вспоминать. Они ровно такие, какие положены стандартному дорогостоящему аттракциону. Смотреть, как здоровенные парни трансформируются во всяких крылатых шакалов, увлекательно, но и это под конец утомляет — слишком много «финальных» схваток и воскрешений для одной истории. Естественнее всего тут смотрится Анубис, которого возня наверху совершенно не интересует, да еще и сородичи достают своими спиритическими вызовами. Драка, конечно, идет серьезная: чтобы построить дивный новый мир, нужно до основания разрушить царство мрака, возведенное на руинах предыдущего дивного мира. Создателям «Богов Египта» абсолютно нечего нам сказать, остается только показывать, как весело и с размахом можно потратить 140 миллионов долларов. Даже не самую отчетливую мысль о том, что месть — это не главное и вообще богу не к лицу, под конец авторы фильма сами же и опровергли ударом огненного копья. Выходя из зала с пониманием того, что если держаться поближе к сильным мира сего и особенно не наглеть в просьбах, можно оказаться во дворце и в шелках. Что ж, примем к сведению.

Расписание сеансов фильма «Боги Египта» и других смотрите разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+