Джон Хиллкоут, постановщик «Дороги», большого кино не снимал с 2012 года, когда свет увидел «Самый пьяный округ в мире» — по-разному воспринятая аудиторией и критиками драма о временах сухого закона. «Девятки» тоже получают самые разношерстные отзывы, однако их уже назвали прямым следствием отсутствующей работы над ошибками, совершенными четыре года назад. Новый боевик Хиллкоута переполнен персонажами, которые тщетно пытаются разместиться в одной, по сути, сюжетной линии, позволяющей себе исключительно фальшивые разветвления. Картина берет с места в карьер, залихватское ограбление банка в завязке — что-то вроде разминки перед настоящим делом, которое, как заранее понятно, пойдет не по плану, и половину действующих лиц создателям ленты просто по инерции придется перестрелять. Над сценарием раскидывает свои знаменитые крылья «Схватка» Майкла Манна, сравнений с которой авторы «Трех девяток» никак не смогли бы избежать. И они не в лучшую сторону.

Герои фильма заваривают кашу, которую режиссеру становится все труднее помешивать. Хорошо известные приемы напирают друг на друга: банк грабят не ради денег, а ради стопки документов в файлике; хорошие копы долго запрягают, а плохие тоскуют по временам, когда были хорошими; за каждым поступком кто-то стоит, и не всем удастся сохранить голову на плечах к финальным титрам. Криминальные щупальца управляют оборотнями с жетонами, а сам спрут по имени Вася коротает четыре года в российской тюрьме (его туда «без всяких обвинений засадил Путин», руководствуясь исключительно страхом). С учетом того, что все остальные участники сине-бело-красной ОПГ давно покинули Россию и вообще подчеркнуто являются евреями, преступный главарь отдуваться в одиночку не желает. А потому его сумрачная, на все готовая и полная расистских предрассудков жена в исполнении Кейт Уинслет должна заставить команду плохих ребят, среди которых есть и полицейские, выкрасть данные оттуда, откуда их выкрасть прямо вот вообще нельзя.

Тут главное поскорее разобраться, кто и какую функцию выполняет. На экране поочередно появляются Чиветель Эджиофор, Норман Ридус, Энтони Маки; Аарон Пол зачем-то вновь перевоплощается в Джесси Пинкмана из «Во все тяжкие»; тут же пристроились девчонки Галь Гадот и Тереза Палмер, одной из которых досталась от силы половина роли, второй — не больше четверти. Но этого мало: есть еще папа и сын в исполнении Вуди Харрельсона и Кейси Аффлека, являющие собой одновременно и неподкупность, и преемственность идеального американского правоохранителя. Всем достается не так много пирога, особенно в связи с тем, что Хиллкоуту хочется еще и насытить процесс мощными перестрелками с применением автоматического оружия, операциями спецназа, бытовыми особенностями русского еврейства и разного рода прочими техническими штучками. Видишь, ему ногу оторвало — а тебе голову оторвет, открывай сейф. Лишая зрителя полноценной детективной интриги, режиссер надеется отвлечь его набором других фокусов, а на деле — отвлекает от куда более любопытных отношений между участниками драмы.

Намеренно или нет, но в какой-то момент Хиллкоут начинает разговаривать сериальным языком, который сегодня не так-то просто отличить от кинематографического. Некоторые сцены как будто специально скопированы из второго сезона «Настоящего детектива» — присутствие в кадре Харрельсона придает ситуации особенно сюрреалистический характер. У персонажей при этом не остается времени даже на полноценные диалоги — и если создателям телешоу ничего не стоит раскрыть их характеры в следующих сериях, здесь жизни обрываются слишком быстро и неизбежно. Интрига, связанная с вынесенным в название фильма полицейским кодом 999, который означает гибель сотрудника при исполнении служебных обязанностей, внезапно оказывается до смешного предсказуемой и не очень-то реалистичной. Сами по себе актеры в большинстве своем работают профессионально — Аффлек, к примеру, снова великолепно совместил необычайную крутость и полнейшую беспомощность в одном человеке. Но из-за постоянного ощущения скомканности и лишнего мельтешения в кадре теряется ощущение целостности.

К чему ведет эта почти двухчасовая кровавая карусель, не так уж и важно. К этому сценарию можно приписать несколько десятков разнообразных концовок и выпускать по одной в неделю. Свой сравнительно небольшой для такого количества звезд бюджет — 28 миллионов долларов — в США «Три девятки» отбить не смогли, зато создали готовый растворимый концентрат для нескольких телевизионных сезонов. Личные драмы, неожиданные предательства, удары в спину, неудачные браки, сложные отношения между напарниками, русские бандиты, миллионы, пушки, девчонки и много-много чего еще — хватит на добрый десяток лет зрительского внимания. А то, что вышло у Хиллкоута, придется положить на полочку и подождать: может, когда-нибудь для ремейка найдется постановщик, предпочитающий точно выбить пару целей, нежели палить по всем сразу. А этот фильм получился набором остросюжетных картинок, над которым работали, без сомнения, талантливые люди, не заметившие окружающего их хаоса.