Живой уголок: рецензия на новый фильм «Дивергент, глава 3: За стеной»

Конечно, хорошо, что «за стеной»: две предыдущих серии, или усилиями наших прокатчиков почему-то главы, развивались в границах постапокалиптического Чикаго, который свои возможности порядком растратил. Впрочем, действие третьей части сериала о приключениях Трис и ее легкозаменяемых друзей хоть и выходит за рамки их родного города, но все-таки никак не может с ним расстаться. Благодаря этому сюжет фильма «Дивергент, глава 3» представляет собой всего лишь пробную вылазку, с небольшим количеством врагов и опасностей, минимумом эмоций и очередной несуществующей концовкой. Заключительная «глава» только впереди, да и на ней эта мыльная опера, замаскированная под молодежный боевик, вряд ли закончится.

Полноценно ориентироваться в ситуации на экране, не посмотрев предыдущие серии, не получится, к тому же это еще и совершенно бессмысленно. Франшиза «Дивергент», как и схожие «Голодные игры» и «Бегущий в лабиринте», ориентирована на определенного зрителя. О тех, кто просто пришел в кинотеатр и выбрал сеанс, ее создатели не думали. В общем и целом: после парочки мини-революций в Чикаго продолжается борьба фракций, на которые он, болезный, с самого начала разделен. Кого-то публично казнят, кого-то записывают в «пятую колонну», никто при этом не занят хоть сколько-нибудь полезным делом. Одни орут и требуют крови, другие ходят вокруг с футуристическими автоматиками и охраняют. Казнят, правда, почему-то из револьвера. Всем этим пытается руководить персонаж, доставшийся актрисе Наоми Уоттс. Впрочем, все ее дурацкие деяния сведутся к пропусканию тока высокого напряжения к окружающей город стенке при помощи передвижного трансформатора. Вывести его из строя — плёвое дело, так что когда инициативная группа в лице Крис, Тобиаса и еще нескольких простых и молодых ребят собираются перелезть через забор, им это без особого труда удается.

Потери личного состава юные революционеры несут скорее из-за собственной глупости и безалаберности — но какая же подростковая драма без щемящих сердце потерь! Зато за стеной герои обнаруживают довольно неприглядный мир, киснущий в радиоактивных лужах (которые, впрочем, никому не причиняют видимого вреда) под кроваво-красным дождем (на близлежащий Чикаго он почему-то не распространяется). Впрочем, недолго им унывать — невидимые преграды расступятся, подлетят транспортеры и вот он, зеленый оазис посреди безжизненной пустыни. Это аэропорт, в нем сидит Джефф Дэниелс, вернее Дэвид, и всем руководит. Наивным героям предстоит понять, что тоталитарные общества очень схожи между собой, совершить еще одну-другую революцию, расстаться и вновь встретиться посреди рушащегося в бездну мира. Не зря «За стеной» буквально начинается с романтических поцелуйчиков — как бы ни старался режиссер Роберт Швентке, рисуя летучие кораблики и вставляя баттл-сцены с потешными дронами, вечная любовь никак не уходит с первого плана.  

Создатели фильма не изменяют себе, не утруждая сознание зрителя разного рода деталями. Стоит себе футуристический город с красивыми лифтами, летающими автомобильчиками вроде тех, на которых еще Коля Герасимов по Москве летал, и прочими отличительными чертами показушного Sci-Fi, в нем теснятся полчища молодых людей, у всех оружие, дроны, лампочки горят, автоматика от пустынной заразы очищает. Как все это работает и на чем держится — неизвестно, на все вопросы один ответ: где-то неподалеку в еще более поражающем воображение городе сидит шаблонный Совет разнополых бюрократов и все это финансирует. Вместо логики аудитории все время подсовывают старое доброе классовое неравенство: эти, мол, по небу летают и в костюмчиках расхаживают, пока вон те вынуждены чем попало питаться и друг в друга стрелять из-за угла. Даже сторонящиеся этой экспериментально-генетической возни, суть которой так до конца и не станет очевидной, жители радиоактивной пустыни не дают покоя чиновникам. Прибегают подтянутые парни в нелепейшем красном камуфляже и наводят панику в трущобах.

Трис, навидавшаяся в предыдущих сериях и предательств, и горестей, и горьких плодов разделения общества, с радостью ввязывается в первую попавшуюся авантюру. Если бы не друзья-товарищи, которых не причислили к белой кости, сидеть бы ей в высоком кабинете директора Дэвида с видом на пустошь до самой старости. Героиня постоянно демонстрирует крайнюю степень неуверенности, меняет костюмчики и хлопает глазками, даже не пытаясь понять, что за гадость ей снова подсовывают. Впрочем, злодеи-бюрократы тоже не блещут интеллектом: в ближайшем окружении у них бардак и диверсии, попасть в недосягаемый для черни дворцовый зал можно, просто наорав на какую-то тетку в лифте и взяв ее за загривок. Стремясь обмануть лидера окрестных повстанцев Трис, Дэвид первым делом дает доступ ко всей информации ее друзьям, а возлюбленного обучает обращаться с секретным вооружением. Как этот дурдом не развалился на части раньше — уму непостижимо. Обладая тотальным техническим преимуществом, властители мира старательно пилят с его помощью под собой сучья.

Надо заметить, что сюжет получился довольно бодрым и никчемные занудные диалоги в нем присутствуют только на старте. Если не обращать внимания на откровенную глупость происходящего — а «Дивергент» отличается ею с самого начала, — фильм местами можно даже назвать увлекательным. Сюжетные отличия от второй серии делают свое дело: что там, за стеной, интересно не только героям, но и публике, меняющиеся декорации не дают заскучать, а постоянные стычки и характерные «плохие» герои создают необходимую атмосферу. Из той точки, а вернее запятой, которой завершается третий «Дивергент», можно пойти куда угодно — даже жаль, что создатели в известной степени связаны по рукам и ногам литературным первоисточником. Но самое слабое место франшизы находится там же, где и у всех ей подобных: у авторов все плохо с политикой, экономикой и социологией, отчего это самое главное зло, в борьбе с которым мужает и гибнет перспективная молодежь, выглядит пародией на себя самого. И непонятно, зачем с ним возиться годами.