youtube.comyoutube.com

Фанатов вселенной DC впереди ждет немало приятного, в частности, будет, наконец, сколочена альтернатива «Мстителям» на большом экране. Зачатки Лиги Справедливости зритель ожидаемо наблюдает уже в этом фильме. Параллельно Бен Аффлек будет последовательно продолжать вживаться в роль Человека-летучей мыши — сначала в потешном «Отряде самоубийц» и только потом в персональных картинах. Но уже по фильму-противостоянию понятно, что Бэтмен в руках новых разработчиков будет все мрачнее и мрачнее: Кристофер Нолан, выступивший одним из продюсеров «Зари справедливости», может быть спокоен хотя бы за эту составляющую созданной им ранее трилогии. Брюс Уэйн в ленте Зака Снайдера еще больше страдает от перенесенных в детстве психологических травм, плохо спит по ночам (а неизвестные девицы рядом с ним спят крепко) и даже время от времени чрезмерно прикладывается к дорогостоящим винам. Аффлек окончательно избавил героя комиксов от повадок миллионера и плейбоя: перед нами физически сильный и не особенно уверенный в себе мужик, который вполне способен, например, увлеченно бить ногами беззащитного противника.

Мы застаем супергероя в момент, когда его не очень-то интересует борьба с преступностью в родимом Готэме: время от времени Бэтмен клеймит каких-то невзрачных негодяев, явно скучая по врагу уровня Джокера или Бейна, но взор его устремлен в небо. Там, среди облаков, носится стрелой не птица и не самолет, а сам Супермен (все еще Генри Кавилл), которого человечество в лице жителей Метрополиса потихоньку наделяет статусом бога — по крайней мере, до прижизненных статуй уже дошло. Летучий пришелец ожиданяи оправдывает — есть даже сцена, в которой он ликвидирует возможные неприятные последствия неудачного запуска ракеты Роскосмоса. Но, спасая планету еще в прошлом фильме про себя, как выяснилось, он разнес один из офисов миллионера Уэйна. Погибли люди, потом еще погибли люди — на этот раз от рук неведомых негодяев, которые вознамерились развенчать героя в злодеи. Не очень понимая, что им движет, Бэтмен решает остановить конкурента, так что аудитории предстоит долгий мордобой после еще более продолжительной прелюдии, а также объединение героев против общего врага — Лекса Лютора. Ну и еще против чудища, которое все успели хорошо разглядеть в трейлере. Помогать мальчикам будут девочки: Чудо-Женщина в исполнении Галь Гадот и Лоис Лейн в исполнении Эми Адамс. От последней, впрочем, больше вреда.

Несмотря на то что основную обойму сценаристов фильма составили создатели нолановской трилогии о Бэтмене, он получился скорее прямолинейным продолжением предыдущей серии «Супермена». Свою роль сыграло и то, что идея свести двух супергероев пришла уже после начала работы над лентой. Из-за этого Человек-летучая мышь никак не может комфортно разместиться в этой истории. Он смог взять с собой только неизменного Альфреда (Майкла Кейна удачно сменил Джереми Айронс) и транспортные средства. Вся интрига строится опять вокруг отголосков Криптона; сам пришелец очевидно могущественнее супергероя-человека, потуги которого бороться выглядят почти забавно. Новый Бэтмен к тому же туповат, способен долго быть инструментом в злодейских руках, да еще и страдает от совершенно безумных галлюцинаций, наличие которых в фильме объяснить невозможно. Момент, в котором Брюс Уэйн с недоверием и опаской разглядывает собственный супергеройский костюм, наилучшим образом характеризует персонаж. Впрочем, на эту тему Снайдер также решил не распространяться. Даже финальное прозрение не избавляет героя Аффлека от какого-то суицидального настроя, что же будет дальше.

Супермен, впрочем, от фильма к фильму тоже не веселеет, хоть и позволяет себе иногда забраться в ванну к любимой в штанах, ботинках и пиджаке. Непостоянная у них любовь — у жителей не раз спасенной им Земли, и это явно мучает пришельца, которому, по большому счету, ничего угрожать не может. На работе его притесняет редактор (Лоуренс Фишборн), которому порой остается полшага до идиота-начальника Человека-паука. А тут еще и Бэтмен — сценаристы безуспешно пытаются создать ответную агрессию Супермена, который, мол, возмущен антиконституционными методами борца с преступностью, но она не работает. Точно так же, как не срабатывает и линия Лютора — как ни выделывается Джесси Айзенберг, пытаясь сыграть для нас второго Джокера, эдакого психопата со сверхзадачами, все сводится к совершенно вторичным конфликтам. Собственно, по большей своей части «Заря справедливости» и есть повторение пройденного, причем пройденного прямыми конкурентами. Чего стоит только финальный монстр, срисованный с Мерзости из «Невероятного Халка»: вместо разумного и хитрого противника команда супергероев получает какого-то зубастого бегемота, который орет, скачет и норовит все вокруг просто так, из вредности, разломать и испоганить.

Еще больше сюжету вредят попытки состыковать обстоятельства, в которых живут Бэтмен и Супермен, с реальным миром. Восточные террористы в масках, успевающие продекламировать привычные речи про "мы мстим за ваши беспилотники, бла-бла-бла", русские в наколках, ни на кой черт не нужный президент в старомодном телефонном аппарате, функция которого сводится к призыванию господа в критический момент, министры, которых караулят в туалете журналисты. Все это безнадежно отваливается, дымит и тормозит и без того небыстрый процесс. Дорогущие сражения, драки и погони мелькают впечатляющими вспышками на общем сереньком фоне: и дело не в том, что Готэм такой мрачный, а в том, что легендарный вымышленный город размыт и скомкан на фоне привычного мира. За тем, когда же главные герои поймут, что стали жертвами древней мудрости tertius gaudens или "третий радующийся", наблюдать вполне себе увлекательно. Но фильм, претендующий на звание самого дорогого в истории кинематографа, было бы жаль видеть среди провалов: сделан он старательно, но как-то второпях. И тот факт, что лента начинается с похорон и ими же заканчивается, в сложившихся обстоятельствах воспринимается чуть ли не как недобрый знак.

Возрастная категория материалов: 18+