• Звезда легендарной артистки цирка.
  • Съемочная группа фильма на открытии именной звезды Маргариты Назаровой.
  • Маргарита Назарова в фильме «Полосатый рейс» со своим «любимчиком» Пуршем.
  • Фотосессия для фильма с Ольгой Погодиной, Андреем Чернышовым и Николаем Добрыниным, который исполнил

Она и тигры

Маргарита Назарова начинала свою карьеру в Рижском цирке. Сначала она выступала с акробатическими номерами, потом в ее программе появились собаки и лошади. С тиграми ее жизнь свела позже, когда для съемок фильма «Опасные трюки» потребовалась дублерша для актрисы Лидии Юдиной. Ее героиня должна была спасаться от тигров на дереве, но она категорически отказалась участвовать в этой сцене вместе с хищниками. И тогда Маргарита Назарова согласилась попробовать свои силы. Учил ее основам дрессуры народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером был назначен Константин Константиновский — он впоследствии станет супругом Маргариты Назаровой, и они будут работать в тандеме. Тигр Пурш, который впервые появился в этом фильме, был выкуплен у Рижского зоопарка. Животное вскоре станет главным участником всех цирковых номеров Назаровой и даже ее другом, насколько это можно говорить о хищнике. Правда, тигр — крупная кошечка, и несколько раз, играючи, Пурш серьезно ранил свою хозяйку. Но она ему все прощала…

«Полосатый рейс»

Маргарита Назарова делала сложные номера с хищниками, вызывая восторг у публики. И не только простой.

— Однажды Никита Хрущев, уже будучи руководителем страны, пришел в цирк на представление. Когда он увидел Маргариту Назарову на манеже цирка, был восхищен ее бесстрашием и красотой и после выступления пригласил ее к себе в ложу, — рассказал Эдгард Запашный. — Никита Сергеевич познакомил ее со своими гостями, обнял дрессировщицу и сказал: «Таких женщин надо снимать в кино!»

Слово первого лица СССР было законом. И в кратчайшие сроки был написан сценарий «Полосатого рейса», главная роль в котором предназначалась для Маргариты Назаровой.

Сыграл в фильме и ее супруг Константин Константиновский. В нескольких сценах он стал дублером исполнителя главной роли Ивана Дмитриева, который играл старпома Олега Петровича.

— В нашем фильме мы тоже показываем эту историю про «Полосатый рейс», — раскрыла нюансы сценария Ольга Погодина. — Но мы не делали ремейк на эту картину. Я больше всего это не люблю. Просто мы покажем в кадре то, как снимался этот легендарный фильм. Именно съемочную площадку.

Обманутый «укротитель»

Необычный случай произошел на съемочной площадке «Полосатого рейса» с Евгением Леоновым. В фильме есть яркий, запоминающийся эпизод, когда его герой — лже-дрессировщик — моется в ванной и к нему заходит тигр. Актер категорически отказался сниматься вместе с тигром. Уговорить его удалось только после того, как режиссер пообещал отгородить от тигра ванну, где будет мыться Леонов, пуленепробиваемым стеклом. И Евгений Павлович согласился. Поставили стекло. Но когда приготовились снимать, увидели, что стекло бликует. И тогда режиссер решился на небольшой обман. Как только был объявлен «мотор», а Евгений Леонов, начав мылиться, закрыл глаза — стекло убрали, и в кадр зашел тигр. Все дальнейшее зрители видели: тигр, обнюхав банные принадлежности, ткнулся носом в «укротителя» — и тот, «в чем мама родила», пулей выскочил из ванной. К счастью для режиссера и Евгения Леонова, все было снято с первого дубля. Так что актеру ничего не пришлось играть, все эмоции и действия в этом эпизоде были настоящими.

Кстати, в фильме «Маргарита Назарова» этот эпизод повторили. В нем снялся сын Евгения Леонова Андрей. Он, как и отец, очень долго отказывался от участия в этой сцене.

— Андрей, в отличие от Евгения Павловича, знал заранее, насколько близко ему придется «общаться» с тигром, — рассказал нам Андрей Чернышов. — Мы его всей съемочной бригадой уговаривали долго и упорно. В итоге под нашим дружным натиском он сдался. Получилась очень интересная сцена.

Прощай, цирк!

Судьба Маргариты Назаровой, увы, не была безоблачной. Ее несчастья начались, когда ее любимца тигра не стало: Пурш заболел сахарным диабетом и через некоторое время после съемок умер. Чуть позже ушел из жизни и супруг дрессировщицы Константин Константиновский — ему было чуть больше 50-ти. А дальше несчастья посыпались на Маргариту Петровну одно за другим. Тигры перестали ее слушаться, несколько раз артистка ложилась в больницу подлечить нервы и в итоге, по рекомендации врачей, ушла из цирка. Маргарита Назарова переехала из Москвы в Нижний Новгород, где доживала свои дни в трехкомнатной квартире одна.

— Меня поразило, насколько это трагическая была судьба, — поделился с журналистами ИА «Столица» Эдгард Запашный. — Я не имел, к сожалению, возможности познакомиться с ней, но очень много о ней слышал. Когда не стало ее супруга, она переживала тяжелые времена: у нее вышли из-под контроля животные, стали на нее нападать. Это для меня подтверждение, что ведущую роль в их паре непосредственно по дрессуре животных имел Константин Константиновский. Женщине одной, без мужского плеча, сложно работать с хищниками. Судьба Маргариты Назаровой по-настоящему яркая, сложная и драматичная, достойная не только биографического фильма, но и глубочайшего уважения…

Героиня фильма

Как сказала Ольга Погодина, сыгравшая Маргариту Назарову в одноименном фильме, лента на 80 процентов биографична. В сложном съемочном процессе принимали активное участие знаменитые братья-дрессировщики Эдгард и Аскольд Запашные.

— Это Эдгард Запашный — автор идеи снять фильм о Назаровой, — прокомментировала Ольга. — И прежде чем приступить к съемкам, мы долго обсуждали с ним и Аскольдом все нюансы предстоящей работы.

Эдгард Запашный активно помогал и в написании сценария.

— Мы постарались сделать фильм максимально правдивым, не отходя далеко от реальной истории нашей героини, — подчеркнул Эдгард. — Мы много времени провели в архивах, расспросили многих цирковых артистов, которые были лично знакомы с Маргаритой Петровной. В их числе был и ее друг — дрессировщик Михаил Багдасаров. Он консультировал нас, подсказал много важных нюансов. Мы обращались в цирковые музеи, изучали старые фотографии выступлений Назаровой, делали по ним реквизит. И даже нашли тумбу, на которой работали непосредственно ее тигры. И эта историческая тумба тоже принимала участие в наших съемках.

Тигренок, а не киска

Надо сказать, что на съемочной площадке фильма «Маргарита Назарова» произошла одна нештатная ситуация: Аскольд Запашный играл оператора центрального телевидения. По сюжету во время записи одной из программ, на которую приезжает главная героиня со своим тигром, хищник вырывается и бежит за этим самым оператором.

— Мы все предусмотрели. Кроме того, что тигр проявит повышенный интерес к убегающему от него человеку, — вспоминает Аскольд. — Ассистент, который должен был остановить четвероногого артиста, просто оказался не в силах этого сделать. Я повернулся и увидел, что тигр продолжает за мной бежать. Он повалил меня на землю, и дальше мы уже боролись за то, чтобы он меня не очень сильно подрал. Это действительно было нападением тигра, которое увенчалось для него успехом, но на мое счастье закончилось не так трагично, как могло бы. У меня осталось семь шрамов от тигрицы, которая успела всадить в меня когти, но не успела всадить зубы. До этого у меня были атаки, но такие, чтобы хищник повалил меня на пол — нет. Надеюсь, что это станет единственным подобным эпизодом в моей жизни.

Артисты стали героями

Съемки фильма «Маргарита Назарова» шли несколько лет. В них уникально все. Актерам Ольге Погодиной и Андрею Чернышову удалось первыми за всю историю кинематографа профессионально выполнить большое количество номеров с хищниками без привлечения дублеров и без использования компьютерной графики.

— У нас в фильме нет компьютерных животных, — с гордостью заявил Эдгард Запашный. — В этом фильме нет и дублеров, хотя изначально они были предусмотрены, и мы с братом их готовили и для Ольги, и для Андрея. Успели даже отснять несколько сцен, где я сам дублировал Андрея. Но потом увидели, что Чернышов отлично справляется с животными, они его слушаются, и перезаписали все моменты с моим участием. Про Ольгу — вообще отдельная история. Способности к дрессуре у нее появились уже непосредственно на репетициях. Она доверилась нам с братом, выполняла четко все инструкции, проводила много времени с животными и даже рисковала — причем шла на это намеренно. Но я, как артист, ее понимаю: ведь возможность сняться в таком фильме выпадает только раз в жизни…