Фото: Архив АПФото: Архив АП

 

«Мы памяти победы верны». Антология

Вообще мы уже привыкли к тому, что литература о войне — дело ушедших и уходящих поколений, очевидцев и современников очевидцев, для которых она была не чужим воспоминанием, а личным переживанием. Казалось бы, сегодняшние попытки писать на эту тему сводятся к созданию сценариев для телесериалов о войне. Сборник «Мы памяти победы верны» доказывает, что это не так: в нем собраны рассказы современных литераторов, посвященные событиям и личностям самой страшной войны в истории планеты. Среди них предостаточно лауреатов и номинантов на престижные премии, авторов, о которых принято говорить «заметные». Подборка напоминает, что писатель, который стремится понять свою страну и рассказать о ней другим, не может не обращаться к истории, а российская история, хорошо это или плохо, от войны 1941-45 годов неотделима, равно как и от предшествовавших ей в XX веке событий.   

Имена авторов рассказов, вошедших в антологию, известны любителям современной русской литературы. Это, например, лауреат «Большой книги» Юрий Буйда, неоднократно обращавшийся к ушедшей эпохе в своих произведениях, или Ирина Муравьева, исследующая в своих произведениях влияние исторических событий на конкретных людей и взаимоотношения между ними. В книгу вошли короткие произведения Юрия Полякова, Валерия Панюшкина, Андрея Геласимова, Романа Сенчина, Сергея Самсонова — каждому из авторов тема войны и победы оказалась несомненно близка. В том числе и потому, что многие из них выросли в семьях, которые ощутили влияние событий непосредственно на себе. 

Издатель отмечает, что сборник «Мы памяти победы верны» наилучшим образом передает истинное ощущение преемственности поколений. Это замечание справедливо: авторы, далекие от целей и задач пропагандистского характера, ищут и находят среди людей, переживших войну, характеры, безусловно достойные литературного воплощения. Благодаря этой книге читатель вспомнит и о том, что масштабы мировой войны поистине ужасают: она меняет и ломает судьбы и защитников, и тех, кого они защищают. Претерпевает изменения весь общественный уклад — подобного рода социальные трансформации во все времена становились предметом пристального внимания литераторов. 

«Берег». Юрий Бондарев

Автор знаменитых романов и повестей о войне, в числе которых «Батальоны просят огня» и «Горячий снег», Юрий Бондарев — один из представителей так называемой «лейтенантской прозы». За этими словами скрывается тот простой факт, что писатель хорошо знает, о чем его книги: комсомолец Бондарев прошел войну от начала до конца, был неоднократно ранен и представлен к боевым наградам. Роман «Берег» в 70-х, когда он был опубликован, можно было бы смело назвать бестселлером, он неоднократно переиздавался, был экранизирован, и продолжает пользоваться спросом и в наши дни. Сам автор в 2016 году отметил свое 92-летие и является одним из немногих фронтовиков-писателей, которые все еще остаются с нами. 

«Берег» — произведение неоднозначное и жесткое, что вообще характерно для прозы Юрия Бондарева. Глубоко переживая за своих героев, равно как и за соотечественников в целом, автор отнюдь не склонен их идеализировать. Разделяя сюжет книги на «вчера» и «сегодня», писатель позволяет читателю не только проследить за ходом событий, но и увидеть, как они отразились на дальнейшей жизни некоторых участников. Берег, к которому надеется в конце концов пристать любой плывущий по реке жизни, в этом произведении становится окончательным результатом всех нравственных метаний и солвершённых поступков. Примечательно, что военный период повествования относится к последним месяцам войны: действие происходит в наполовину захваченном Берлине, что не очень характерно для советской и российской военной литературы. 

«Поэзия Победы». Антология 

Стихотворения, собранные в этом солидном издании, принадлежат перу более чем 100 поэтов, создававших их как в военное время, так и в последующие годы. Сборник составлен самим Евгением Евтушенко, который посвятил войне немало строк на собственном творческом пути. В антологию вошли бессмертные стихотворения Константина Симонова, Борриса Пастернака, Арсения Тарковского, Бориса Окуджавы. Владимира высоцкого, Александра Галича; читатель обнаружит в ней и строчки, которые он помнит наизусть, и ранее незнакомые произведения. Все они так или иначе рассказывают о подвиге, который совершил народ-победитель. Евгений Евтушенко в предисловии к книге отметил, что Год литературы в России совпал с 70-летием Победы совсем не случайно. 

«Война вдруг вернула самую высокую дружбу – фронтовую и, если не всем, то очень многим – чувство драгоценности любви, что острейше переживаешь при расставании. Страх смерти, конечно, никуда не исчезает, но с честью погибнуть в бою, сознавая себя защитником, спасителем других, – совсем не то же самое, что сгинуть оклеветанным в подвале от пули в затылок», — написал Евтушенко. Составляя антологию, он рассматривал войну как переломный момент в жизни общества, как лишения, которые аннулировали предшествовавшее в истории страны лихо, объединив людей в неделимый народ. Поэт напоминает и о тех молодых и потенциально великих авторах, которые не вернулись с фронтов. Не претендуя на полноту антологии, которая по понятным причинам вряд ли возможна, создатели сборника отдавали дань уважения и памяти тем, кто в далеко не самых поэтичных условиях делал все более и более реальной победу, оставшуюся в веках.

«Книжный вор». Маркус Зусак

Австралийский писатель Маркус Зусак с этим романом угодил в список бестселлеров газеты The New York Times на срок, превышающий 230 недель. Последовавшая в 2013 году экранизация прибавила книге популярности: она была переведена на десятки языков, в том числе и на русский. Роман уникален сам по себе: он демонстрирует сильнейшее влияние, оказанное Второй мировой войной на большинство стран земного шара. При этом сюжет его, наоборот, сводится к истории маленького, если не слишком маленького, человека, скромные подвиги которого не в силах переломить ход истории. Тем не менее, именно из этих поступков складывается надежда на то, что ничего подобного люди не повторят в будущем. 

Повествование в книге ведется от лица Смерти, которую Зусак делает не столько беспристрастной, сколько напрямую зависящей в своих решениях от людских характеров. Главная героиня — школьница Лизель Мемингер, живущая в Германии в период прихода к власти нацистов. Предлагая читателю вместе с ней пройти долгую и полную страшных и радостных событий дорогу жизни, писатель не только воссоздает на страницах романа эпизоды истории, но и убеждает в том, что подобные обстоятельства обостряют не только зверство, но и человечность. Красной линией через повествование проходит любовь к книге как одно из важнейших для личности и для общества чувств: особенно на фоне костров, в которых горят знаменитые издания. «Книжный вор» заслужил множество положительных отзывов, в которых роман, в том числе, назвали «литературной жемчужиной». 

«Рокоссовский. Солдатский Маршал». Владимир Дайнес

Советский и польский военачальник Константин Рокоссовский в историю Великой Отечественной войны вошел как один из крупнейших полководцев, руководитель важнейших операций, в том числе в ходе Сталинградской и Курской битв. Единственный в истории СССР маршал двух стран прожил довольно долгую и насыщенную самыми разными событиями жизнь, написал мемуары, которые назвал «Солдатский долг»: таким образом как бы подчеркнув, что до самого конца оставался солдатом, вне зависимости от знаков различия. Этому есть множество подтверждений, как в устах современников, так и в самой биографии полководца, который начал службу в царской армии, прошел Гражданскую войну, а перед нападением Германии на Советский Союз оказался под арестом, перенес пытки, избиения и ложные расстрелы, чтобы в итоге стать командующим Парадом Победы в 1945 году. 

Владимир Дайнес в своем исследовании больше всего внимания уделяет именно военному периоду жизни Рокоссовского, подробнейшим образом разбирая все операции и полководческие решения, которые прославили военачальника. Читатель найдет множество подтверждений тому, что в отличие от многих других, маршал действительно ценил солдатскую жизнь, стремился использовать словосочетание «малой кровью» не только в качестве громкого лозунга. Такие свойства характера Рокоссовского отмечали многие из полководцев, которые прошли вместе с ним нелегкий путь от сердца России до сердца Германии. Издание станет удачным пополнением любой коллекции военной литературы и отлично подойдет в качестве подарка ко Дню Победы.