Холодно, как в России: рецензия на новый триллер «Такой же предатель, как и мы» с Юэном МакГрегором

Создатели шпионского триллера по относительно свежему произведению известного корифея жанра Джона Ле Карре изначально не претендовали на высокие сборы и прочие блага, которые могут посыпаться на кинематографистов. Добротно сделанный фильм с несколькими выдающимися актерскими работами, любопытными не первостепенными персонажами и скудным на экшен сценарием выглядит как экранизация ради экранизации. Российский зритель, вероятно, обнаружит в нем признаки воинствующей русофобии, неистребимого маккартизма на британский лад и всего такого прочего, но на самом деле «Такой же предатель, как и мы» совсем не об этом. Сюжет ленты, конечно, не лишен карикатурных представлений о выходцах из бывшего Советского Союза, однако англичанам в нем достается не меньше.

Английский писатель Ле Карре, пребывающий в почтенном возрасте, должен быть доволен: в последние годы интерес к его книгам вспыхнул с новой силой, экранизированы, в частности, «Шпион, выйди вон» и «Ночной администратор». Все это сопровождается замечательной актерской игрой, которая вполне компенсирует особенности достаточно хладнокровной прозы британца, ориентированной, конечно, на читателя, но не зрителя. В 60-х годах прошлого столетия литератор опубликовал роман «Шпион, который вернулся с холода», сделав популярным в мире и себя самого, и расхожее английское выражение. «С холода» пришел и сам автор, отдавший много лет жизни работе в разведывательных службах: с учетом времени, на которое пришлась эта служба, немудрено, что в книгах Ле Карре главная угроза отчетливо окрашена в красный цвет. Однако история, которую сегодня можно увидеть в кинотеатрах, посвящена скорее внутренним проблемам Соединенного Королевства: ближе к концу фильма один из главных его персонажей, сотрудник МИ-6 Гектор, произносит по этому поводу короткую, но очень горячую речь. Лента поднимает всегда актуальную проблему чистоты денег, которые вливаются в экономику, а заодно рассказывает о том, что личность способна перевернуть любое положение вещей.

Сюжет «Предателя» по современным меркам неприлично прост, а начиная с середины становится до предела предсказуемым: несложно догадаться, кому суждено умереть, кому — стать героем, а кому избежать верной гибели. Британский университетский преподаватель Перри (МакГрегор) вместе с супругой Гейл (Наоми Харрис) проводит отпуск в Марокко: брак под угрозой крушения из-за измены сильной его половины. Склеить ничего не получается, но это произойдет автоматически и незаметно по ходу дела. Перри знакомится с представителем русской мафии Димой (Стеллан Скарсгард), который на удивление быстро вводит его в ближайший круг общения. Как выясняется — для того, чтобы передать с ним послание Лондону о возможности сделки. Дима готов сдать всех, кто имеет отношение к масштабному проекту по отмыванию грязных денег в сердце Британии в обмен на безопасность для его семьи. Новый русский заправила по прозвищу Князь (Григорий Добрыгин) подминает под себя криминальную империю собственного отца, избавляясь от его соратников. Убивают всех, независимо от пола и возраста, так что угроза более чем реальна. Доставив в Лондон флэшку, Перри становится сначала невольным, а потом и активным участником всей этой истории.

Режиссер Сюзанна Уайт очень уж не хотела снимать «кино для мальчиков», поэтому сцены неизбежного насилия в нем крайне немногочисленны, а самая многолюдная схватка и вовсе воспринимается зрителем только на слух. Это шпионский триллер без погонь и, что наиболее интересно, без неожиданных предательств: все, кто перебежал линию фронта, известны аудитории с самого начала. Постановщика куда больше интересует развитие героев, уложенное в 107 минут экранного времени, и этот аспект Уайт старательно шлифует, начиная с кастинга. МакГрегор играет сочетание спокойной решительности и взрывной ярости, Скарсгард великолепен даже в роли стареющего русского бандюка, исписанного синими татуировками, великолепную работу проделал Дэмиен Льюис, воплотивший Гектора. Отношение зрителя к персонажам первого плана с развитием действия меняется. Актера Добрыгина в европейской ленте видеть приятно, однако особенно отличиться ему негде, точно так же, как и знаменитому создателю «Шерлока» и исполнителю роли Майкрофта в нем Марку Гейтиссу. Не очень справляется, пожалуй, Наоми Харрис, героиня которой должна была, по идее, постепенно вновь влюбляться в собственного провинившегося супруга, а на деле просто перестала выпендриваться. Вынужденно.

Лента зарабатывает свой рейтинг 18+ сценами, которые нетрудно пересчитать по пальцам: убийство семьи в самом начале демонстрирует предел жестокости, который может позволить себе Уайт, плюс эти русские норовят заниматься сексом не всегда по обоюдному согласию, где угодно, даже на вечеринке в честь 18-летия дочки авторитета Димы. С выходцами из России режиссер и сценарист порой действительно перегибают: они живут в наркопритонах, ворочая миллиардами фунтов стерлингов, почем зря лупят своих бледноногих женщин, а исполнители убийств, склонные к садизму, ходят вместе с верхушкой подписывать бумаги к британским министрам и банкирам, предварительно скрыв под отглаженными костюмами синие купола и «ножи на шее». Более или менее прилично выглядят только члены семьи предательского Димы, а также сам Дима вызывает некоторое сочувствие, потому что всех их надо понять и спасти. Разведка, решившая делать это без одобрения начальства и за свой счет, допускает нелепейшие ошибки, из-за которых гибнет почем зря. Подобные детали загоняют ленту в разряд средних шпионских триллеров: а жаль, ведь в ней нет ненавистной Ле Карре бондианы, и при более вдумчивом отношении мог получиться заметный шпионский фильм с неоднозначными героями.

Негодяев так или иначе накажут: в конце концов, бандитская служба безопасности состоит из еще больших раздолбаев, чем их оппоненты из МИ-6. Следует заметить, что вторая половина картины заметно проигрывает первой, раз за разом оправдывая самые банальные зрительские догадки. И все же на актерской игре Уайт умудряется добраться до финальной точки, сохранив зрительское внимание: к слову, актер Скарсгард настолько увлекся своим героем, что изучил, как мог, его биографию, которая в сценарий попала лишь отчасти. «Такой же предатель, как и мы» — типичный пример ленты, которая постепенно теряет свое очарование после просмотра, однако во время оного не позволяет заскучать. Возможно, картине помог бы другой постановщик: в предположения такого рода пускаться, если честно, совсем не хочется. Вероятно также, что зрители, идущие в кино за крутой шпионской историей, будут разочарованы, наблюдая за сюжетом, посвященном противостоянию добра и зла как вне человека, так и в нем самом. Не зря Гектор спрашивает супругов о польском философе Колаковском. Открытий на этой ниве лента, конечно, не делает, но очередной монумент человеческому в человеке воздвигает. Особенно пришедшему «с холода».