• Триумфальную арку восстановили спустя 80 лет после разрушения.
  • Римская арка Тита стала прародительницей амурских царских ворот.
  • Валерий Сикерин подарил АП собственную фотографию арки в утреннем тумане.
  • Высота Триумфальной арки - 24 метра.
  • На небольшой крыше царских ворот хранят 4 железных древка для флагов, устанавливаемых на арку.
  • Крутые лестницы в одной из опор ворот ведут на самый верх символа города.
  • Восстановленную арку торжественно открыли 4 ноября 2005 года.

В 1928 году Триумфальная арка вместе с городом пережила наводнение, а в 1936‑м ее, уже обветшавшую, разобрали учащиеся речного училища, чтобы не мешала заливке катка. Спустя 80 лет арку снова восстановили и сделали прочнее и даже красивее. Интересные факты о первой и второй триумфальных арках АП выяснила у архитектора Валерия Сикерина, занимавшегося восстановлением главного символа Благовещенска.

По образу первой римской арки

Прародительницей благовещенской Триумфальной арки стала древнеримская арка Тита, появившаяся в первом веке нашей эры.

— Наша арка по размерам очень близка к первой римской арке, сохранившейся в Италии. Ее создатель — областной архитектор, гражданский инженер Иосиф Буковецкий — был человеком грамотным, поэтому взял за основу арку Тита, — отмечает Валерий Сикерин. — По своим деталям наша очень необычная: есть некие псевдорусские, русские детали. Такая смесь стилей. Царю арка понравилась, Буковецкого наградили. Наша арка абсолютно уникальная. Она соответствует своему месту, нашему городу. И хороша именно здесь, потому что здесь она была рождена и восстановлена.

Отец современной Триумфальной арки замечает — и для Дальнего Востока, и для амурской столицы такая арка «супер». В стране можно найти более монументальные Триумфальные арки, например в Москве на Кутузовском проспекте. Но амурская арка хороша на своем месте. Себя, кстати, Валерий Яковлевич скромно называет архитектором номер два триумфальной арки номер два. Историческую «близняшку» строили два года, начиная с 2003‑го. Открыли в праздник — 4 ноября 2005‑го.

Между тем в ожидании скорого приезда наследника престола арка-предшественница была возведена очень быстро.

Арку восстанавливали на добровольные пожертвования, часть вложил и ее архитектор Валерий Сикерин. Фото: Сергей Лазовский

— Первую арку отстроили в очень сжатые сроки, даже удивительно, что смогли, — замечает Валерий Яковлевич. — Буковецкий, конечно, был вынужден торопиться. Хотя он наверняка понимал, как все надо сделать. А я смог повольничать немножко, и наша арка обогатилась. Например, у Буковецкого вот эти торцевые фасады, боковые, повторяли рельефы арки, но не было некоторых декоративных деталей. Колонки стояли, и окно также было, а прочее оставалось гладким. Я же пропустил оба карнизных яруса полностью еще и по боковым фасадам, чтобы оживить и обогатить архитектуру самой арки.

Валерий Сикерин стал первым победителем премии «Память» имени Юрия Ляшко, экс-мэра Благовещенска и губернатора Приамурья. Автору проектов реконструкции Триумфальной арки и первого здания города, деревянной Свято-Никольской церкви, вручили кубок «Памяти», диплом и денежную премию.

Вместе с тем архитектор также сумел и почистить торцевой фасад от лишних засоряющих деталей, например от крестиков на верхних ярусах. Также была приподнята и увеличена по высоте цокольная часть. Около 40 сантиметров опор внизу — это несколько рядов серо-розового гранита. В опорах арки сделали двери входа с крестообразным черным декором на них. Кроме того, раньше на профиле арки виднелась тянувшаяся снаружи водосточная труба. Современники убрали с бокового фасада водосток и спрятали его внутрь строения. Сделать это смогли благодаря плоской кровле. В 19-м веке крыша еще была шатровой. «Я немного изменил пропорции арки, считаю, что в лучшую сторону. Высота шатров теперь более гармоничная, они были низковаты», — поясняет архитектор.

Современница в розовых тонах

В какие цвета была окрашена первая арка, точно неизвестно. А потому решение, во что «одеть» восстановленный символ города, было не самым легким.

Керамическая икона Благовещения, которая венчает арку с одной из сторон, обращена к площади Победы. Фото: Сергей Лазовский 

— При восстановлении следовало все детали продумать. Со стенами было более-менее понятно — мы знали, что это был красный кирпич. Сложнее было принять решение о том, как отделать арку, каким будет ее цвет, — вспоминает Валерий Сикерин. — Первую арку построили в зимнее время, что было не очень принято из‑за климата — в морозы делать кирпичную кладку рискованно. Но все получилось. Время уже поджимало, и поэтому, судя по старым фотографиям, арка была оштукатурена тонким слоем. Каким‑то обычным известково-песчаным раствором, тогда так делали. Он довольно крепкий, но есть одна фотография, сделанная после дождя, на которой видно, как сквозь штукатурку проглядывает кирпичная кладка. Наверное, слой штукатурки был тонкий и, скорее всего, грубоватый. Как это было покрашено, мы не знаем. Может быть, в белый или какой‑то другой тон. Но какие‑то детали, очевидно, были побелены.

Сегодня основная часть арки одета в светло-сероватый цвет с оттенками розового. На солнце больше проявляется теплый тон, и арка кажется розовой. Четыре железных кованых фонаря на опорах висят в углублениях, покрытых каменной штукатуркой серо-зеленого цвета.

Главными инициаторами реконструкции стали директор  «Амурской ярмарки» Анатолий Телюк и архиепископ Гавриил. Фото: Сергей Лазовский

Пятнадцать лет назад мастера применили для оштукатуривания и окраски арки хорошие современные материалы. На цоколях опор штукатурку сделали коричневой, но уже через несколько месяцев они пострадали от рук вандалов. Ночью на опорах написали несколько лозунгов: «Нет кровавому царю», «Долой Николая Второго», нарисовали серп и молот. Валерий Сикерин предлагал все ободрать и заново оштукатурить, но из‑за дороговизны и сложности работ хулиганские «художества» просто закрасили. После этого поверхность стала более гладкой.

В 1928 году Триумфальная арка пережила наводнение, а в 1936 ее, уже обветшавшую, разобрали учащиеся речного училища, чтобы не мешала заливке катка.

Железобетонная близняшка на старом месте

Чертежи первого строения не сохранились, и воссоздавать арку пришлось по фотографиям, причем не лучшего качества. «Было непросто принимать решение по высоте и ширине. Но нашлось несколько удачных фотографий. На одной из них, снятой со стороны Амура, в перспективе видно здание торговых рядов, которое мы Мавританией называем, рядом с Триумфальной аркой. И вот эта фотография позволила достаточно точно определить и высоту, и ширину, и глубину, и место посадки», — объясняет Валерий Сикерин.

Найденные на месте строительства камни от старого фундамента арки Валерий Сикерин передал в музей. Фото: Фото: Сергей Лазовский 

В итоге новая арка выросла точно на месте старого прочного фундамента из бутового камня. Даже рассматривался вариант снять часть почвы, сантиметров 70—80, и посмотреть, в каком состоянии находится фундамент предшественницы. Но в итоге приняли решение строить новую арку на новом фундаменте. Он стал более прочным. «Пригнали специальную технику, которая делает опоры для мостов. Под каждую опору вбили четыре сваи диаметром полтора метра. Пробурили землю метров на шесть. И все это было сделано с мощной арматурой, залито бетоном и положена сверху очень мощная железобетонная плита. На ней уже потом провели кладку. Это страшенно надежно!» — уверяет архитектор. В принципе теперь арка может простоять даже несколько веков, выдержать несколько наводнений и разве что сильного землетрясения не переживет, отмечает Валерий Яковлевич.

Использовались для новой арки и другие современные материалы. Полукруглый свод раньше был кирпичным, а стал железобетонным. «Из кирпича такой свод мы уже не сумеем выложить», — замечает архитектор. Толщина кирпичных стен арки в разных местах от 70 до 90 сантиметров.

Первая арка была построена в рекордные сроки — меньше чем за полгода. Фото Амурского краеведческого музея (Архив АП)

Арку строили с душой

Архитектор Валерий Сикерин признается: арку восстанавливали с душой и случайных людей на стройке не было. Однажды один из строителей не стесняясь заявил, что «плевать он хотел на эту вашу арку». После этого на восстановлении исторического объекта он больше не трудился. «Делали те, кто действительно проникся идеей, все это было сделано с душой. Мы чувствовали, что строим необходимое для города строение», — вспоминает архитектор. Теперь площадь Победы с главным символом Благовещенска — одно из его любимых мест в городе. Хотя Валерий Сикерин и не верит в легенду о том, что загаданные под аркой желания сбываются, если пройти под ее сводом со стороны Амура. 

О тайнах Триумфальной арки в Благовещенске читайте ЗДЕСЬ.