Фото: Архив АПФото: Архив АП

Джон Рональд Руэл Толкин

 «Смерть Артура»: если бы не Средиземье

Раритетное произведение британского писателя Джона Толкина о рыцарях Круглого Стола до российского читателя добиралось очень долго: автор начал работу над поэмой в 1934 году. «Смерть Артура» так и осталась неоконченной, а причиной стал «Властелин колец» — в конце концов писатель забрался так далеко в придуманное им Средиземье, что на все прочее не осталось ни времени, ни внимания. В достойный издания вид рукопись приводил сын писателя Кристофер, который вообще много сделал для того, чтобы наследие Толкина дошло до ценителей литературы в как можно более полном объеме. Выяснилось, что создатель трилогии, которая считается основополагающей в жанре фэнтези, не просто проявлял интерес к эпосу и характерной для него манере стихосложения, но и сам пробовал силы в этом нелегком ремесле.

Толкин отнюдь не считал «Смерть Артура» незначительным произведением и выражал надежду, что сможет закончить поэму, даже в середине 50-х. Его сын предложил публике свой вариант концовки, основанный на отцовских рабочих тетрадях, а также присовокупил к произведению подробный рассказ о том, что роднит его с классической легендой об Артуре. Отдавая уважение первоисточнику, Толкин сохранил основу сюжетной линии в неприкосновенности: читатель встретит на страницах книги и Ланселота, и Гвиневру, и Мордреда, а подвиги и странствия закончатся тем, что вынесено в название поэмы и хорошо известно читающей публике. Примечательно, что цикл романов рыцаря Томаса Мэлори, который творил в XV веке, носит такое же название — средневековый автор посвятил этой теме целый ряд книг, которые оказали сильное влияние на создателя «Властелина колец».

Не обошлось и без эльфов с острова Авалон: существует мнение, что этот вымышленный географический объект  автор впоследствии использовал при создании собственного мира, который получился куда более детализированным. Кристофер Толкин изучил и эту связь, поэтому для людей, которых в России принято называть «толкинистами», издание «Смерти Артура» на русском языке станет поистине бесценным. Но интерес книга представляет и для многих других читателей: как известно, Джон Толкин вовсе не писал развлекательные истории для будущих блокбастеров Питера Джексона, а создавал настоящий эпос, который ему вполне удался. Это свершение, совсем не характерное для времени, в котором жил писатель, и уж точно выдающееся, если вспомнить, что работал он на ним в одиночку. «Смерть Артура» позволит по-новому взглянуть на толкиновское наследие и открыть для себя его ранее неизвестные стороны: сын легендарного британца потратил на эту возможность немало сил.

Блейк Крауч

 «Абандон. Брошенный город»: куда все подевались

Автор сверхпопулярных «Сосен», ставших телесериалом, и «Беглецов», экранизация которых тоже явно не заставит себя ждать, как и положено современному массовому писателю, необычайно плодовит.

В России романы Блейка Крауча расходятся тоже неплохо: и в силу того, что нашего читателя знакомить с творчеством американца начали с самых свежих по времени выхода книг, теперь издатель наверстывает упущенное. «Абандон» вышел в свет в 2009 году — «Сосны», сделавшие писателя мировой знаменитостью, были впереди, а их будущий создатель еще не помышлял о трилогиях и прочих сагах, ограничивая своих героев рамками одного произведения. Стиль, впрочем, выработался уже тогда: более того, «ранние» романы Крауча лишены необходимости растягивать повествование, а потому более энергичны и насыщенны событиями. Автор не щадит персонажей, но и вознаграждает их соответственно.

Если «Беглецы» были историей о некой разновидности массового помешательства, то «Абандон» — рассказ о городе-призраке. Тема, многократно отработанная самим Стивеном Кингом, у Крауча тоже находит оригинальное воплощение. Главный герой — профессор истории, который вместе с дочерью-журналисткой отправляется в небольшое шахтерское поселение, чтобы попытаться выяснить, куда исчезло все его население 130-ю годами ранее. Поначалу им (и нам) кажется, что вокруг только лишь руины зданий и безмолвные вершины гор, но, понятное дело, это не так. Произведения Крауча отличаются легкостью языка, так что перед вами идеальная книга: оторваться от нее непросто, но узнать, куда подевались все жители Абандона в канун Рождества 1893 года, можно за несколько часов. Кстати, в запасе у российских издателей американского писателя есть еще несколько романов, а сам он не достиг еще и 40-летия, так что поклонникам впору заводить отдельную полку: то ли еще будет. 

Роберт Гэлбрейт

 «На службе зла»: одна нога здесь

Скрывать свою истинную личность под псевдонимом Роберт Гэлбрейт у британской писательницы Джоан Роулинг получилось недолго. Собственно, вся недолгая возня по раскрытию настоящего автора романа «Зов кукушки» в 2013 году больше напоминала простенькую пиар-акцию.

Впрочем, она принесла свои плоды: продажи книги подскочили на 400 процентов (некоторые источники и вовсе говорят о 150 тысячах процентов), а распрощавшаяся (почти) с Гарри Поттером писательница радостно взялась за новый литературный сериал. «На службе зла» — уже третья книга о сыщике Корморане Страйке, и сама Роулинг в свойственной ей шутливой манере заявляла, что Гэлбрейт намерен продолжать писать, хотя и не собирается появляться на публике. Свое альтер-эго британка позиционирует, как военного полицейского в отставке, который подрабатывает охранником, а на досуге, стало быть, сочиняет детективы.

В первых двух романах частный детектив Страйк, довольно мрачная, но решительная и смелая личность, занимался делами о самоубийстве топ-модели и исчезновении известного писателя. Стандартный для жанра набор, видимо, быстро наскучил Роулинг, и уже в третьей книге она вводит в повествование серийного убийцу, который присылает посылку помощнице сыщика Робин Эллакот. Девушка находит в посылке отрезанную ногу, о чем и сообщает боссу: довольно тяжелая с психологической точки зрения пикантность ситуации заключается в том, что сам Страйк — ветеран Афганистана, получивший ранение с последующей ампутацией части нижней конечности. Благодарный читатель уже в курсе, что главному герою свойственно отношение к жизненным невзгодам в духе доктора Грегори Хауса; вволю пошутив и успокоив мисс Эллакот, он берется за дело, и вскоре станет понятно, что маньяку не следовало беспокоить эту парочку.

Роулинг хорошо знает свое дело и использует множество фокусов, чтобы завлечь читателя чем-то еще, кроме собственного имени. В частности, некоторые главы в «На службе зла» написаны от лица убийцы (сразу вспоминается акунинский «Декоратор»), и хотя напрямую не указывают на личность душегуба, создают иллюзию, что читатель может раскрыть дело быстрее сыщиков. При этом Роулинг не забывает и о прочих составляющих современного остросюжетного романа: многослойные отношения Страйка и Эллакот, а также всякие там женихи-невесты занимают в повествовании значительное место. Писательница называет эту книгу наиболее мрачной в сериале (надо полагать, раз уж речь идет об отрезанных ногах), а в процессе работы над ней штудировала полицейские отчеты и откровения разнообразных серийных убийц. Теперь Роулинг плохо спит по ночам, зато публика получила очередную порцию «настоящего детектива».

Борис Майоров

 «Хоккейные перекрестки»: невидимая сторона

Мемуары двукратного олимпийского чемпиона, многолетнего капитана российской сборной и просто выдающегося хоккеиста Бориса Майорова издатель называет «откровениями». Отчасти это оправданно: речь в книге «Хоккейные перекрестки» идет не только о секретах популярной спортивной игры. Майоров раскрывает известные ему аспекты хоккейного закулисья, среди которых черного не меньше, чем белого. «Было место радости, грусти, даже печали неизбывной. Это жизнь», — говорит о своих воспоминаниях автор. В книге фигурирует множество знаковых для советского хоккея персон, делами и решениями которых вершилась история спортивной дисциплины, со всеми ее взлетами и падениями.