Гитарный мастер — о тонкостях изготовления и реставрации музыкальных инструментов

Илья Ли: сам себе Страдивари

Как нет двух одинаковых людей, так не бывает двух одинаково звучащих гитар — считает Илья Ли, благовещенский музыкальный мастер. Лечением сломанных инструментов и созданием новых молодой человек занимается уже около шести лет. К единственному в городе мастеру обращаются и местные музыканты, и столичные звезды во время гастролей. Сейчас в его маленькой мастерской около десятка различных гитар дожидаются своей очереди. «Не успеваю», — разводит руками Илья. Мастерская — это его хобби, ей занимается в свободное от основной работы время. Как техник по ремонту электро- и электромеханического оборудования стал гитарным мастером, он рассказал в интервью АП.

Google в помощь

— Илья, знаю, ты сам давно играешь на гитаре. Как получилось, что музыкант и электротехник стал гитарным мастером? Где этому учат?

— Нет, этому у нас никто не учит. Как началось? Когда я был еще студентом, у меня была гитара. Одна. Когда она сломалась, пришлось ее самому чинить. С деревом я научился работать еще в школе, на уроках труда. Поэтому устранить дефект дерева для меня не проблема. Грубо говоря, принцип один и для стола, и для электрической гитары, и для акустической. Также помогал интернет, там есть сейчас вся информация. Я изучал публикации как на русском, так и на английском языке. Пробовал, получилось. Потом обратились другие люди, попросили тоже починить гитару. Сделал.

Сейчас приходят люди со старым инструментом, который им дорог как память. Я его реставрирую. За новой гитарой обычно обращаются музыканты, которым нужен свой инструмент. Бывает, нужен определенный звук или важна форма грифа, или, например, человек — левша, для него гитара должны быть сделана наоборот. У нас в городе такую найти очень сложно.

— Когда ты сделал свою первую гитару?

— Года три или четыре назад. Делал себе. Во-первых, хотел попробовать сделать электрогитару целиком, от и до. Во-вторых, хотел получить звук, подходящий для той музыки, которую я люблю исполнять. Мне нужно, чтобы звучание было теплым, как в блюзе, мягким, чистым, чтобы каждую струну было слышно отдельно.

Вторую попросил сделать человек, который тоже искал свой звук. Инструмент, который он хотел, стоит просто бешеные деньги. И мы пытались добиться похожего звучания, разбирали, какое нужно дерево, какая покраска. В итоге получили практически идентичный звук. Сейчас занимаюсь еще одной электрогитарой, уже получается, четвертая будет. И пробую сделать для себя акустическую гитару. Занимаюсь, когда время есть. Вообще на то, чтобы сделать инструмент с нуля, уходит около двух месяцев. Тут нюанс в том, что дерево приходит из стран с другим климатом. И в наших условиях оно деформируется. Поэтому сначала надо сделать черновую заготовку, дождаться, пока она отлежится, и потом только приступать к работе. Искажение даже на полмиллиметра в дереве — это уже критично для гитары. Деталь должна быть идеально ровной, все считается до сотых долей.

— У нас в области еще кто-то занимается этим?

— Насколько я знаю, нет, щипковый инструмент никто не ремонтирует. Есть в Комсомольске-на-Амуре мастер, но он больше специализируется на виолончелях и скрипках. У него большой опыт, и учеников он учит.

«Музыку во время работы с гитарами не слушаю. Потому что работа всегда заканчивается настройкой инструмента, а ее надо делать в тишине», — признается Илья.

Гитара для Светланы Сургановой

— Слышала, что к тебе за помощью обращались и известные музыканты.

 — Да, у нас выступала группа «Сурганова и оркестр». И во время перевозки у них пострадала одна гитара. Нужно было починить очень быстро, потому что вечером уже концерт должен был уже быть. Они обратились в музыкальные магазины, а те отправили ко мне. Я обратил внимание, что инструмент очень хороший, достаточно дорогой и заточен под инструментальную музыку, он очень чисто играет. У нас в городе такой очень редко встретишь. И год изготовления — 1962-й. Разговорились с менеджером, который принес гитару. Он рассказал, что во время концерта несколько композиций должны исполняться именно на этой гитаре, заменить ее нечем, сама солистка на ней играет, инструмент под нее заточен. Решил проблему, они остались довольны. Нормально отыграли.

— Еще какие-то интересные инструменты приносили?

30-50

гитар в год проходят через руки Ильи Ли

— Да все инструменты интересные. Сейчас четвертый месяц делаю балалайку. Работы очень много. Все, что я смог выяснить, сделали ее в Санкт-Петербурге. Там был завод фирмы «Арфа». Судя по размерам, по гравировке, произведена в период от 1938 до 1942 года. Человек, который принес, рассказал, что инструмент достался от деда, и он хочет балалайку отреставрировать, чтобы была как новая. От старости она практически полностью рассыпалась на детали. Раньше использовали костный клей. Он хрупкий, но с дерева его очень тяжело счистить. Поэтому очень долго приходится работать над каждой деталью, а потом склеивать. Еще ее надо будет покрасить и на задней части нанести логотип фирмы — там изображение памятника Петру I.

Каждая гитара имеет свой голос

— От материала, из которого сделана гитара, что-то зависит?

— Очень многое. Вообще нет в природе двух одинаково звучащих гитар. Каждая имеет свой голос. У дерева нет двух одинаковых участков, и доски из него получаются разные: имеют разный вес, разную плотность, структуру, направление волокон. Можно только предположить, какой примерно будет звук. Существует таблица звучания различных материалов. Например, этот сорт дерева может издавать низкие и средние частоты, а высокие нет. Значит, он подойдет для бас-гитары, а электрогитара из него будет просто бубнить, звука никакого не будет.

— А гитара из фанеры — это гитара?

— Одно время у электрогитары «Урал» дека делалась из березовой фанеры. Точнее верхний слой деки. Потому что дерево сушилось долго, и в советское время решили производство ускорить. Инструмент получился в принципе звучащий, но не все частоты были. И есть китайские гитары, они делают все из фанеры: и гриф, и деку. Это, конечно, уже не инструмент. Я для грифа использую в основном клен, а для деки — практически все, начиная от ольхи и тополя, заканчивая дорогими венге и махагони.

— Где ты берешь материал?

— Дерево начинал заказывать из США и Канады, но потом перешел на Китай. Потому что «Почта России» очень часто теряет посылки, а материал очень дорогой. Из Европы заказываю фирменную фурнитуру, колки, датчики, различную электронику. Но тоже отправляю через Китай, так безопаснее.

— Для кого из известных музыкантов ты хотел бы сделать инструмент?

— Да, для любого известного исполнителя приятно будет изготовить гитару. Это такой плюсик в карму мастера (смеется). Хотелось бы, наверное, сделать гитару для Валерия Кипелова или Андрея Макаревича, он очень хорошо играет. А вот для любимого своего музыканта — Джо Бонамасса (американский блюз-рок гитарист — Прим. редакции) — я сделать гитару, к сожалению, не могу, потому что он любит только олдскульный инструмент, выпущенный до 1982 года.