• В ГАИ Игорь Бабицкий пришел в 1991 году по совету соседа. Фото: Татьяна Дычко
  • Фото из личного архива Игоря Бабицкого.

Про расследование ДТП

— Я практически всю молодость провел на дороге. В 90‑е работали не в две, а в три смены. Перед выходом на смену обязательно нужно было посмотреть маршрут, проверить, стоят ли на обозначенном месте дорожные знаки, работают ли светофоры, уличные фонари. Патрулировали улицы на автомобилях, но существовал и пеший патруль, — вспоминает наш герой.

В 90-е один экипаж за смену оформлял не больше 10 ДТП — это считалось хорошим показателем. Не было лазерных рулеток, позволяющих замерить расстояние при аварии без перекрытия дороги. Все приходилось делать вручную. Вместо сотовых телефонов пользовались рацией. В ней в любой момент могли произойти сбои, поэтому на всякий случай инспекторы заранее узнавали, на каких ближайших предприятиях есть стационарные телефоны. Угоны раскрывали, ориентируясь на память. «Это сейчас повсюду стоят камеры, видеорегистраторы, есть компьютерные базы данных, а тогда нарушителей запоминали в лицо».

В 90-е, когда не было страховых полисов, возникало много спорных ситуаций. Ответственность лежала на инспекторе. Также сотрудник ГАИ должен был уметь водить любое транспортное средство — даже вождению трактора обучали. Эвакуаторов не было, если владелец находился в алкогольном опьянении, перегонять машину на охраняемую стоянку приходилось нам».

Про погони и стрельбу по колесам 

Служба в ГИБДД — и опасна, и трудна, без напарника не обойтись, особенно в момент погони. Тот, кто в экипаже за рулем, сосредотачивается только на вождении — преследуемые нарушители в попытке избежать правосудия вытворяли пируэты похлеще киношных трансформеров. Но и госавтоинспекторы были не хуже робокопов.

Конечно, развеивает мифы о дорожных баталиях в кинолентах Игорь Владимирович, погони по Благовещенску длились не так долго — максимум 15—20 минут, город‑то был небольшой. Улицы в 90‑е годы практически пустовали — персональный автомобиль был не средством передвижения, а роскошью, ездили на общественном транспорте. Поэтому можно было сразу заметить, куда сворачивает нарушитель-автомобилист. Да и ездили тогда только «жигули» да «москвичи» — машины с меньшей скоростью, чем современные.

Чтобы не упустить лихача и не усложнить условия другим участникам дорожного движения, водителю экипажа помогает штурман: дублирует сигналы светофора, передает общий маршрут движения и по необходимости вызывает подмогу. За время работы в ДПС, признается инспектор, случалось использовать и оружие. Если водитель автомобиля отказывался выполнить законные требования инспекторов и не останавливался, сотрудник ГАИ начинал стрелять по колесам либо в переднюю часть автомобиля, где расположен мотор. «Слава богу, за все время работы пострадавших от оружия по вине нашего экипажа не случилось, что тоже задача непростая. Водитель должен подъехать на такое безопасное расстояние, чтобы напарник мог выстрелить в нужную цель, не поранив людей», — говорит Игорь Бабицкий.

Про разбой и особо опасных преступников

Госавтоинспекторы охраняли и охраняют не только порядок на городских дорогах. Они контролируют общественную безопасность на улицах Благовещенска. «В лихие 90‑е бывало всякое. Как‑то во время патрулирования района Театральной — Северной мы ввязались в драку. Не подойти не могли: поступило сообщение о человеке с обрезом. Взяли на заметку. Гражданин напал на нас и подозвал еще компанию на помощь», — рассказывает госавтоинспектор.

Частенько приходилось ловить инспекторам ГАИ грабителей. «Это сейчас в основном крадут гаджеты, а в то время безработицы и обнищания буквально посреди белого дня срывали с женщин обычные меховые шапки», — проводит снова параллель между днем сегодняшним и концом прошлого века Игорь Владимирович.

Погони по Благовещенску длились максимум 15—20 минут. Улицы в 90‑е годы практически пустовали — персональный автомобиль был не средством передвижения, а роскошью.

На счету сотрудника ГАИ Бабицкого  не один задержанный опасный преступник. «Передали ориентировку на организатора бандитского сообщества в Благовещенске. Похожий по описанию человек проезжал мимо нашего поста, и мы его тут же арестовали.

В другой раз поймали группировку в микрорайоне. Патрулируя улицы, заметили машину в кювете, из которой выходили люди. Подошли с намерением оказать помощь, а они — в бега. Позже выяснилось, что хозяина машины эти ребята убили в гараже. Искали их с собакой. При задержании один из них пытался выстрелить в нас из самодельного оружия, а другой ударил себя ножом. К счастью, из наших сотрудников никто не пострадал. Группа преступников получила по заслугам», — таких эпизодов в профессиональной деятельности у Игоря Владимировича хватит на многотомник криминального чтива.

Страницы истории

1953 г. В Благовещенске образован взвод РУД (регулировщики уличного движения). Первым командиром взвода был Стойкий Андрей Павлович. Взвод состоял из 13 бойцов, трое из которых — женщины.

1971 г. Образован дивизион дорожно-патрульной службы ГАИ. Первым его начальником был Зимин Николай Константинович. В состав дивизиона входило 76 инспекторов, за которыми были закреплены 12 мотоциклов, 4 «москвича» и одна «Волга».

1976 г. В структуре УВД Амурской области появляются Ленинский и Пограничный РОВД, при которых образованы подразделения ГАИ.

1978 г. В составе дивизиона ДПС начинает работать вертолетный взвод, который почти 10 лет наводил ужас своим появлением в небе на всех незаконопослушных водителей!

Начало 90‑х.  Возникла необходимость коренным образом изменить структуру ГИБДД области. Одна из причин — ежегодный прирост транспортных средств иностранного производства.

1998. В результате объединения отделений ГАИ Ленинского и Пограничного отделов внутренних дел был образован отдел ГИБДД УВД города Благовещенска. Он работает и сегодня.

***

Уважаемые коллеги, сотрудники Госавтоинспекции!

Ежедневно проявляя мужество, профессионализм и самоотверженность, вы вносите весомый вклад в укрепление правопорядка на дорогах, делаете все возможное для профилактики и снижения аварийности, повышения водительской дисциплины, а также первыми приходите на помощь тем, кто попал в беду.

Служба в ГАИ никогда не была легкой. С каждым годом увеличивается число автомобилей, возрастает плотность движения. Работа Госавтоинспекции становится все более напряженной. При этом наряду с обеспечением безопасности дорожного движения перед сотрудниками ГИБДД остаются такие задачи, как участие в обеспечении охраны общественного порядка, в борьбе с преступностью. Но я уверен, что, несмотря на трудности, вы и впредь будете делать все возможное для сохранения жизни и здоровья граждан Российской Федерации, снижения количества дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому в Госавтоинспекции работают самоотверженные и преданные своему долгу люди.

Примите искреннюю признательность за верность присяге, долгу, за добросовестную службу! В эту знаменательную дату желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия на долгие годы, добра и радости, счастья и новых успехов в решении важных задач по защите интересов граждан и государства!

Дмитрий Жигало, начальник ОГИБДД МО МВД России «Благовещенский» майор полиции