Выезжая в 7 утра из Берегового на микроавтобусе-такси, мы не знали, удастся перебраться через Гилюй или придется вернуться в поселок. «Вечером вода прибывала, но к утру может упасть. Будем прорываться — мужики обещали перевезти на лодке», — отметил таксист Игорь Кравцов, который почти 20 лет возит пассажиров в Зею и Благовещенск. 

Работа частной паромной переправы в районе зейского поселка Кировского из-за повышения уровня воды в реке Гилюй была временно приостановлена 25 июля.  

От Берегового до Гилюя 60 километров таежной дороги — это примерно полтора часа пути. В 8.30 наш микроавтобус уже у реки, которую почти не видно из-за густого тумана. Кравцов высаживает нас на сухом отрезке дороги и отгоняет машину на безопасную высоту: вода может подняться в считаные часы. Рядом — еще несколько стареньких внедорожников, на других машинах до Гилюя пока не проедешь. Чтобы дать сигнал паромщикам на противоположном берегу, один из местных жителей достает ружье, а я сразу же — фотоаппарат. «Лен, ты меня не снимай — ружье в это время нельзя с собой возить, но у нас же в тайге всякое бывает!» — с улыбкой просит он.

Два выстрела вверх — и долгое ожидание лодки под проливным дождем. Береговчан этим не испугать — привыкли. Хотя раньше Гилюй показывал характер весной и осенью, когда начинался ледостав или шла шуга. Но этим дождливым летом река в третий раз выходит из берегов и не дает парому работать. А значит, людям невозможно приехать и выехать, у предпринимателей нет возможности завезти в магазины свежие продукты, а золотодобывающим предприятиям, которых у Берегового работает немало, завезти ГСМ и грузы. 

— Мне завтра на работу выходить — я сейчас на Соловьевском прииске работаю (большая часть Берегового работает вахтовым методом на других предприятиях Приамурья. — Прим. АП) Если не переедем, не знаю, что делать тогда, — нервно курит земляк. 

— А мне на операцию в областную больницу завтра ложиться! — признается женщина.

— Девочки, у меня билеты на самолет, в отпуск лечу с внучкой! Правда, два дня в запасе есть — надеюсь, до 30 июля мы отсюда выберемся! — невесело смеется местная предпринимательница. 

Спустя полчаса промокшие и замерзшие пассажиры начали дружно кричать паромщику: 

— Андрей! Мы здесь! Забери нас! 

Еще полчаса ожидания — и с другого берега послышался долгожданный рев лодочного мотора. Спустя пару минут из тумана сильное течение вынесло моторную лодку. Еще через 30 секунд она причалила к берегу. «Я вас слышал, но из-за тумана ничего не видел — не рискнул плыть, вдруг дерево не замечу!» — признается сотрудник парома Андрей Щеголихин. 

Он перевозит всех пассажиров в 3 рейса: по четыре человека за каждый. Мы садимся последними. Ветер, дождь, лодка тяжело идет навстречу сильному течению, разбивая перед собой волны. 

— Это опасно, но мы же не можем бросить людей на берегу, — перекрикивает шум мотора Андрей. 

В этот раз ничего не случилось: через 2 минуты речного экстрима мы уже были на соседнем берегу.

По словам паромщиков, в 2013 году, когда уровень воды также был высокий, на Гилюе дежурила группа МЧС: северян перевозили профессиональные спасатели. Однако в этом году местные власти за их помощью не обращались. Что случись — паромщики виноваты. 

Возрастная категория материалов: 18+