• «Клеопатра» пять раз собирала полный зал. Фото: Владимир Межов, «Зейские огни»
  • Валентина Азаренко поставила на сцене свободненского ДК более 40 спектаклей. Фото: А. Ильинский

Самородки есть даже среди школьников, уверена Валентина Георгиевна, которая в поисках талантов порой заглядывает в школы. В ее театральной труппе — люди самых разных возрастов и профессий. Но все они едины в одном: для каждого из актеров театр — особая атмосфера, а каждый спектакль — яркая, наполненная невероятными событиями жизнь.

Счастье — прикоснуться к таланту

В труппе «Реверанса» — около трех десятков артистов, в их числе немало молодых свободненцев, которым еще только предстоит выбрать свою будущую профессию. Но для некоторых молодых талантов хобби уже стало стартом для начала настоящей актерской карьеры. Среди них — Виталий Панасенко, который окончил академию искусств во Владивостоке, Светлана Рябченко, решившая связать свою жизнь с театральным искусством.

По словам Валентины Азаренко, которая стала художественным руководителем народного театра 16 лет назад, за сезон в театре обычно реализуют два проекта. Один спектакль ставят с участием молодых актеров, а в другом играют более опытные.

85

лет — возраст народного театра в Свободном, художественным руководителем которого является Валентина Азаренко 

— Я обожаю «Клеопатру». Мы пять раз подряд ее показывали, и каждый раз был полный аншлаг. Люблю «Угрюм-реку» Шишкова — с этим спектаклем мы объехали все станции вплоть до Читы. Во время премьеры «Колодца» по роману Элизабет Джолли в зале была священная тишина, которую затем сменил взрыв эмоций, — перечисляет самые яркие и любимые свои работы худрук «Реверанса».

В 2011 году режиссер народного театра Валентина Азаренко получила диплом и премию из рук Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова в рамках акции по поддержке театральных инициатив, которая проходила при содействии культурного фонда «Эгида». Церемония награждения проходила в Московском доме фотографии, где, кроме амурчан, были отмечены театральные коллективы из Иркутской, Тюменской и Ленинградской областей.

— Олег Табаков на встрече даже поставил нас в пример — мол, посмотрите, театр ставит русскую классику, — не без гордости отмечает режиссер «Реверанса». — Это ведь такое счастье — прикоснуться к таланту наших российских мэтров — Чехову, Зощенко, Шукшину, Островскому, Шолохову…

В Свободный переехала  не раздумывая

О своих актерах Валентина Георгиевна с упоением готова рассказывать часами. Многих из актеров свободненской сцены уже нет в живых, но свет этих звезд для худрука маленького храма искусства не погас до сих пор.

— Владимир Мерзляков, Юрий Смирновский — это настоящие театральные боги. Люди специально шли посмотреть на их игру. Я и сама приходила на спектакли с их участием, когда приезжала из Якутии в гости к свекрови. Все думала тогда: вот бы и мне попасть в такой театр. Поэтому, когда муж предложил переехать в Свободный, не раздумывая согласилась, — откровенно признается Валентина Азаренко. — Первой работой на новом месте была постановка «Позор семьи». Главную роль в ней играл Евгений Бойко. Точнее, сразу две роли. Но он так мастерски перевоплощался, что зритель не мог догадаться, что это один и тот же человек.

За долгую историю театра в стенах свободненского ДК выросло не одно поколение талантливых актеров.

— Галина Гулимова, получившая диплом за лучшую женскую роль в «Женитьбе Бальзаминова» на фестивале «Дальневосточный бенефис», — гордость нашего взрослого коллектива, а ее внук Андрей — звезда молодежного, — отмечает режиссер. — Когда я пришла, костюмером здесь работала Любовь Ивановна Коробкова. Она, кстати, не только за грим и костюмы отвечает. Я сразу заметила, какой у нее творческий потенциал — эта женщина любую роль может сыграть гениально.

«Я вас не брошу»

Каждый спектакль для свободненского народного театра — это не только большая творческая работа, но и немалые затраты на костюмы, театральный реквизит, афиши, рекламу. В сумме на постановку уходит не менее 30 тысяч рублей. Заниматься искусством и искать деньги — задачи на первый взгляд несовместимые. Но Валентина Георгиевна успешно справляется с обеими благодаря помощи меценатов.

15

лет самому молодому актеру в труппе, самому взрослому — 75

— Лет 11 назад к нам в театр пришел предприниматель, депутат городского Совета Владимир Борчанов, и предложил помощь, — вспоминает Валентина Азаренко. — На тот момент мы ставили «Золушку» и попросили помочь с пошивом костюмов. Если не нужны были костюмы, Владимир Викторович финансировал покупку нужного реквизита. Он всегда нас выручал.

Стоит вспомнить, что в свое время именно благодаря меценатам, среди которых немало предпринимателей, были созданы и Третьяковская галерея, и Московский художественный театр, реализовано множество других проектов, чью значимость сегодня трудно оценить, опираясь только на материальные ценности. У народного театра в Свободном тоже есть свои покровители. После смерти Владимира Викторовича его благородное дело продолжила супруга — Ольга Александровна, которая в настоящее время является генеральным спонсором театра Дворца культуры железнодорожников и всех его постановок. Оказывает не только материальную, но и моральную поддержку. А по случаю премьеры для актеров всегда пекут фирменный борчановский пирог. Среди спонсоров театра — Ирина Киевская, Вероника Каминская, Евгений Зеленин. С решением организационных и других вопросов помогает руководитель городского бизнес-центра Лариса Грущинская.

«Реверанс», чья богатая на яркие постановки и талантливую игру актеров история началась в 1931 году, сегодня переживает непростые времена. Нынешней весной Дворец культуры железнодорожников, в котором располагалась театральная школа, был закрыт. Но благодаря помощи Ольги Борчановой, пообещавшей любителям искусства: «я вас не брошу», «Реверанс» не остался на улице. Актеры продолжили репетиции в актовом зале одной из школ. Занятия по актерскому мастерству, сценической речи, сценическому движению возобновились в обычном режиме. В конце мая «Реверанс» представил зрителям новую постановку «Двoe вo Bceлeннoй». Спектакль показали сначала в детской школе искусств, а затем в ДK имени Сергея Лaзo. Всего же за последние полтора десятилетия Валентина Азаренко поставила на сцене свободненского ДК более 40 спектаклей.

— Самое трудное и одновременно важное — перевод с авторского на зрительский язык, — признается Валентина Георгиевна. — Пока я могу сделать этот перевод, буду гореть своей работой до последнего спектакля.

Возрастная категория материалов: 18+