• Копоть над счетчиками красноречиво свидетельствует о том, что электросети в доме пора менять.

Энергично и результативно

Пятиэтажка в центре Благовещенска довольно показательна. Еще в прошлом году жители этого дома, как и многие горожане, были недовольны начислениями за свет в подъездах и подвалах. Только вот платить большие суммы и роптать, бездействуя, здесь не стали. Глядя на энергичного старшего дома сразу становится понятно — тут живут неравнодушные люди. Виктора Шутова знают в лицо не только соседи, но и пол-области — 24 года он руководил Амурским театром кукол, поэтому организаторские способности и на пенсии пригодились.

296

домов в областном центре пока не оснащены общедомовыми счетчиками электроэнергии и рассчитываются за ОДН по нормативу. Всего счета за «общий свет» выставляют жителям 1295 домов, в 207 из них старшие домов сотрудничают с Амурэнергосбытом

— Мы написали заявление в управляющую компанию. В доме провели ревизию всех индивидуальных электросчетчиков, щитов. Выяснилось, что основная причина высоких начислений ОДН у нас — устаревшие приборы учета и хищения — обнаружили народных умельцев, которые умеют подключать печи, розетки заводить, — рассказывает Виктор Владимирович. — Более 95% счетчиков оказались не соответствующими техническим требованиям — дом сдавался в 86‑м году, конечно, они устарели! Надо отдать должное нашей компании «Евросервис»: нам выделили нескольких электриков, которые оперативно провели обследование и заменили счетчики и автоматы во всех 110 квартирах. Да, их пришлось покупать за свой счет. Пенсионерам помогли. Я на своей машине объехал магазины, посмотрел, где дешевле. В общем, вышло 1000—1200 рублей на квартиру.

Обновили силами управляйки в доме и ветхую электропроводку, тем самым пресекли возможность потерь и несанкционированных подключений в обход счетчика, которые были выявлены в ходе проверки. Электрооборудование щитовой на лестничных площадках закрыли в специальные ящики. Это также свело к минимуму соблазн воровства киловаттов. Все лампы в местах общего пользования заменили на энергосберегающие, старший дома знает каждого, кто пользуется подвалом, следит за тем, чтобы зря свет не горел.

— Самый важный момент — нужно тесно работать с ДЭК, — дает совет Виктор Владимирович. — Меня все там знают, я туда регулярно приезжаю. Если есть замечания, все выясняю. Вместе со старшими подъездов каждый месяц в один день, в период с 23‑го по 26‑е число, показания всех индивидуальных счетчиков заносим в маршрутный лист и сдаем энергетикам, чтобы не было разночтений. И специалисты приезжают, снимают тогда же данные общедомового прибора учета.

Все эти меры позволили снизить начисления на общедомовые нужды примерно в 60 раз — до 0,5—1 киловатта в месяц. В первом квартале этого года ОДН жителям вообще не выставляли — в мае в квитанцию внесли накопившиеся 4 киловатт-часа.

Старший дома № 3 по ул. Комсомольской Валерий Шутов: «У нас во всех 10 подъездах порядок не только с электрикой, но и чисто, и уютно».

Когда согласья нет

А вот жители дома по улице Ленина, 55, которым уже пару лет приходят большие счета за ОДН, браться за решение проблемы не торопятся. В девятиэтажке даже нет старшего дома. Пока одни собственники регулярно жалуются в энергокомпанию на непомерные платежи за «общий свет», другие даже и не знают, сколько им начисляют.

— Ой, я не могу сказать. Этим супруга занимается, — отмахивается от вопросов мужчина, спускающийся по лестнице.

Не помнят о сумме за ОДН и каких‑то проблемах молодая мамочка и еще несколько попавшихся нам навстречу соседей. О высоких тарифах и ценах философски попытались возмутиться пара мужчин, которые прогуливались в 10 утра с банками пива, однако никаких примеров привести не смогли. Не без труда мы наконец нашли того, кто в курсе проблемы.

22

киловатт-часа в среднем составляет ОДН на одного абонента в Благовещенске в 2016 году. В 2014‑м, когда ДЭК начал напрямую выставлять счета населению города, этот показатель был 31 киловатт-час

— Сумасшедшие счета за ОДН у нас! — с возмущением говорит Нина Николаевна. — У меня 3‑комнатная квартира, вот в квитанции 60 киловатт, около 140 рублей в месяц! Может, кто‑то не платит, делает ремонт и подключается к розетке в подъезде, ворует. А как бороться?! Лично мы сменили электросчетчик за свой счет. Старшие подъезда есть, а старшего дома нет, никто не хочет…

Как отмечают сотрудники Амур­энергосбыта, ОДН с однокомнатной квартиры здесь в среднем составляет 30 киловатт-час — то есть около 70 рублей. Почему — становится ясно при входе в подъезд. Состояние внутридомового электрооборудования ужасающее — рядом со щитком черная копоть и следы гари. Счетчики и проводка явно не менялись с момента сдачи дома, которому уже больше 20 лет.

— Многочисленные скрутки и подпайки говорят о нарушении целостности провода, механических манипуляциях, провода горели, — комментирует агент по сбыту Амурэнергосбыта Алексей Бабкин. — Тут спокойно можно подключиться в обход счетчика, запитать квартиру. Мощность увеличивается, а старая проводка не переделывается, в результате — чрезмерные нагрузки на сети и потери. И все это будет ложиться на ОДН.

В другом подъезде копоти на стенах нет, однако состояние проводки тоже оставляет желать лучшего. Скрутки и здесь могут привести к замыканиям. Но собственная безопасность, похоже, тоже не волнует жильцов. Текущий ремонт и обслуживание внутридомовых сетей включены в тариф на техническое содержание, и собственники вправе требовать от УК их содержания в надлежащем состоянии. Однако жители девятиэтажки объединиться для решения проблемы почему‑то не могут. Разумеется, о дружной передаче показаний счетчиков тоже говорить не приходится. Как и о снижении платы за общедомовые нужды.

КОММЕНТАРИЙ

Дмитрий Каландия, начальник Благовещенского РКЦ филиала ДЭК «Амурэнергосбыт»:

— В среднем к нам поступает около 500 обращений в месяц, связанных со значительными начислениями по общедомовым нуждам. Причины, как правило, одни и те же — несинхронное снятие и передача показаний, высокий уровень внутридомовых потерь. В частности, это отсутствие индивидуальных приборов учета, отвечающих техническим требованиям (устаревшие счетчики с классом точности 2,5 и ниже), неудовлетворительное состояние внутридомовой системы электроснабжения (старая проводка). По действующему законодательству все вопросы по замене и ремонту электрооборудования жильцы должны решать с исполнителем коммунальных услуг — управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК. Однако в доме № 55 по ул. Ленина нет ни старшего дома, ни инициативной группы жильцов, которые могли бы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. В тех домах, где жильцы неравнодушны к собственным проблемам и в которых старшие активно сотрудничают с нами в части синхронного съема и передачи показаний, у потребителей не возникает вопросов по ОДН.

Возрастная категория материалов: 18+