Несмотря на то, что Ирина Яровая возглавляет комитет по безопасности и противодействию коррупции, в Амурскую область она прилетела с мирной целью: обсудить изменения в федеральный закон о торговле. Она является его автором и лично проверяет реализацию закона в регионах. Чтобы узнать, с какими трудностями сталкиваются производители и торговые сети Приамурья, вчера было организовано расширенное заседание межведомственной рабочей региональной группы. 

На встречу собралось около 100 человек: представители областного правительства, депутаты Заксобрания и муниципалитетов, главы городов и районов, УФАС, производители и представители крупных торговых сетей.

— Для Амурской области очень важна тема продовольственной безопасности, — отметила в начале встречи вице-спикер Заксобрания Ольга Лысенко. Продовольственная безопасность — это не эфемерная фраза, а прежде всего — изобилие наших отечественных продуктах на прилавках региона. Мы рассматриваем новые поправки в федеральный закон как элемент обеспечения безопасности России и области.  И первый раз за многолетнюю историю мы имеем возможность поговорить с автором этого закона.

Ирина Яровая сразу призналась: готова ответить на все вопросы. Она призвала всех к откровенному диалогу, который, как дальневосточница с 20-летним стажем, начала с шутки.

— Вылетали из Москвы: там дождь, холодно. Прилетели в Благовещенск — а у вас замечательное солнце, — с улыбкой начала общение Ирина Анатольевна. — Я сама с Камчатки. И все дальневосточники любят шутить: главное — чтобы в хорошую погоду не приехало Министерства труда и стало не рассматривать вопрос: какие же на Дальнем Востоке особенные климатические условия? У нас на Камчатке был такой случай.

«Дальневосточники любят шутить: главное — чтобы в хорошую погоду не приехало Министерства труда и стало не рассматривать вопрос: какие же на Дальнем Востоке особенные климатические условия?»

По словам депутата, к созданию федерального закона о регулированию торговой деятельности в 2008 году ее подтолкнуло бедственное положение отечественных производителей.

— Тогда журнал «Эксперт» опубликовал письмо производителей колбасной продукции с сигналом SOS. Руководители предприятий заявили: если дискриминационные поборы торговых сетей будут продолжаться, то ни о каком качественном производстве продукции речи быть не может, — рассказала Ирина Яровая. — Потому что производитель должен будет обманывать покупателя, постоянно снижая качество продукции. Ведь ему надо иметь средства на оплату аппетитов торговых сетей. И тогда я пригласила к себе авторов обращения, Минсельхоз, Минпромышленности и торговли и мы начали разбираться в ситуации. У торговых сетей было дичайшее возмущение: кто и почему решил замахнуться на их крупный монопольный бизнес?! Кто такая эта Яровая с Камчатки? Но благодаря нашей команде единомышленников и на тот момент председателю российского правительства Владимиру Путину закон был принят и доказал свою эффективность.

Новые поправки, вступившие в силу 15 июля, усиливают прозрачность ценообразования в торговых сетях через открытый доступ к информации о договорных условиях для контрагентов и снижения бонуса торговых сетей, который они берут с поставщиков, — с 10 до 5 % от цены. При этом в эту сумму уже включена плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистике, подготовке, обработке и упаковке товаров. Все это должно создать равные условия для попадания в торговые сети для крупных, средних и мелких производителей продуктов.

— Когда сегодня хлебопекам предлагают сдавать свою продукцию ниже себестоимости, когда ему предлагают платить за место на полке, а всю нереализованную продукцию забрать и выкупить — о какой рыночной честной конкуренции мы ведем речь?! — подчеркнула автор закона. — Это полный беспредел. Поэтому поправками мы установили: прямой запрет на возврат продукции, точку отсчета с момента фактической приемки товара, требование на публичное размещение условий договора.

«Кто и почему решил замахнуться на крупный монопольный бизнес торговых сетей?! Кто такая эта Яровая с Камчатки?» 

Генеральный директор компании «Амурский бройлер», которая обеспечивает мясом птицы Приамурье и регионы Дальнего Востока, Олег Турков отметил — ситуация в области отличается от запада страны.

— У нас проблем с заходом в крупные сети не было и, надеюсь, не будет, — заметил Олег Турков. — При этом мы работаем в условиях конкуренции: в область поставляется продукция еще 5—6 производителей России и Беларуссии. Но мы опасаемся, что для захода в торговую сеть основным критерием в договоре может стать низкая цена. Тогда наоборот в торговые сети будут заходить крупные предприятия, которые выпускают в 10 раз больше продукции и могут продавать ее по низшей цене. И приоритет будет отдан им, а не местным производителям. 

—  Закон на это не влияет,  — уверена Ирина Яровая. — Торговые сети и сейчас могут заявлять любую цену. Закон необходим для того, чтобы во взаимодействии с производителями у сетей был одинаковый подход: и к вам, и к малому бизнесу, который только начинает производство продукции. У начинающих предприятий должна быть хоть какая-то жизненная перспектива. И мы должны избавить их от поборов.

Представители торговых сетей Благовещенска признались — они немного обижены на тон и расставленные акценты встречи. В отличие от федеральных сетей, ведущих агрессивную ценовую политику и отбор производителей, у них с амурскими предприятиями выстроены партнерские отношения.

— Наша политика — максимальное присутствие амурских производителей, мы с ними очень дружим, — призналась представитель сети «Кэш энд Кэрри». — В целом в наших супермаркетах более 40 процентов продуктового набора — местная продукция. А по некоторым — молочная группа, замороженные полуфабрикаты, замороженное мясо кур и мясная гастрономия — около 80 процентов. Мы уважаем труд и вклад местных компаний в развитие области и создаем для них благоприятные условия.  

«Наша задача — не наказывать штрафами торговые сети, а сделать для них невыгодным хамское поведение». 

— В регионах специфика разная, поэтому у нас проблем не существует: в Амурской области такой сильной конкуренции между производителями нет,— добавила представитель компании «Стик». — Например, у нас «Амурский бройлер» — единственный производитель бройлерной продукции, которой нам катастрофически не хватает.

— Но мы должны создавать условия, чтобы появлялись другие — крупные и мелкие предприятия. И чтобы выбор производителей был бы больше, — парировала депутат Госдумы. — Наша задача — создать такие условия, которые позволят развиваться торговле и производителям, а покупателю — покупать качественный товар по доступной цене, — подчеркнула автор закона.   

После двухчасовой дискуссии Ирина Яровая отметила: в сентября она представит президенту страны доклад о том, как заработал закон, какие меры эффективны и какие дополнительные решения необходимы. И готова внести в документ предложения амурчан.