• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Анастасия Семенец
  • Фото: Анастасия Семенец
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

Как рассказал Николай Неведомский, проект удалось реализовать менее чем за полгода. Скульптуру отливали из чугуна на знаменитом Каслинском литейном заводе. Ее стоимость — 300 тысяч рублей. Это не считая тех денег, которые были потрачены на то, чтобы довести памятник до Амурской области и установить его на станции Бамовской. Средства собирали всем миром, помогали предприниматели, крупные предприятия, в том числе и золотопромышленники, амурские политики, а также просто жители.

Памятник стал подарком к юбилею района, тесно связанного с железной дорогой. На Бамовской его установили не случайно.

— Именно здесь, с этого места начал строиться БАМ, — пояснила главный идейный вдохновитель проекта Алла Киселева. — О том, как начиналось возведение магистрали в 30-е годы, мы знаем только по книгам, но в 70-е это происходило на наших глазах. Это была комсомольская стройка, сюда ехала молодежь, добровольцы, энтузиасты. И как строился второй БАМ, можно рассказывать весь день.

Как призналась Алла Александровна, она лично следила за установкой нового памятника, почти каждый день приезжала на площадку, не спала ночами от волнения. Но в итоге все работы были завершены вовремя. Сегодня на торжественном открытии ветеран поблагодарила всех, кто оказал помощь в создании скульптуры.

— Наш район вошел в историю страны. Две грандиозные стройки прошли у нас в двадцатом столетии: строительство второго пути Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, — отметила Алла Александровна. — Петр Первый открыл окно в Европу, а строители БАМа проложили стальной путь к Тихому океану. И в память об этих строителях мы открываем экспозицию, которая им посвящена.

По словам автора памятника Николая Неведомского, создавая эскиз памятника, он тщательно изучил материалы о БАМе, воспоминания современников. И постарался отразить в своей работе всю историю строительства магистрали, которую в 30-е годы возводили силами заключенных концлагеря, а в 70-е достраивали уже добровольцы в рамках всесоюзной стройки.

— Это наша история. Первая часть связана с заключенными, когда работы велись в тяжелых климатических, географических и политических условиях. А в позже, в 70-е, стройка шла уже совсем в других условиях, — рассказал Николай Алексеевич. — Здесь работали добровольцы со всего Советского Союза. История суровая, местами страшная, а местами светлая. Но эту историю надо знать.

Снять покрывало с памятника доверили Алле Киселевой и губернатору Александру Козлову. Глава области также пригласил помочь детей железнодорожников.

Ткань скрывала под собой чугунную композицию: тачку, груженую грунтом, на которой лежит кирка и два головных убора: фуражка сотрудника НКВД и шапочка заключенного. Рядом с тачкой стоит путейский молоток, на котором висит каска строителя 70-х годов.

— Открытие сегодняшней композиции — это ответ нынешнего поколения нашим предкам, всей стране, которая строила БАМ общими усилиями, — прокомментировал губернатор. — И сегодня самое лучшее подтверждение тому, что этот труд был не напрасным — это движущиеся вагоны на фоне нового памятника. Эти люди строили новую страну, и наша задача — продолжить их труд.

После завершения церемонии открытия новую достопримечательность сразу обступили местные жители и гости поселка, чтобы успеть сфотографироваться на фоне памятника.

Возрастная категория материалов: 18+