И мех и грех: продавцы шуб прогнозируют рост цен из-за чипирования

«Да мы в глаза эти чипы еще не видели,  — возмущается владелица мехового салона Благовещенска, которую, как и всех продавцов изделий из натурального меха, обязали маркировать продукцию. — И на оборудование, которое мы должны купить (причем неизвестно у кого), нужно около 400 тысяч рублей, это только на одну точку. В итоге на рынке останутся только крупные предприятия, мелкие закроются. А натуральный мех будут носить, как в советское время, только самые обеспеченные». Корреспондент АП прошел по магазинам меховых изделий в Благовещенске и попытался выяснить, как соблюдают введенные с 12 августа требования об обязательной маркировке. Шуб и дубленок с чипами журналист не нашел. Так же как и закрытых магазинов — предприниматели спешат со скидками сбыть нечипированный товар. К чему приведет борьба с «серой» норкой и песцом — в нашем материале.  

Цены на мех будут кусаться

Российские шубы и дубленки — с зеленой биркой, импортные  — с красной. Специальный знак со встроенной радиочастотной меткой (RFID) позволил бы нам отличать, качественный ли это товар, настоящая чернобурка или мексиканский тушкан. С 12 августа предметы одежды из натурального меха, произведенные и продаваемые в странах Евразийского экономического союза, в числе которых Россия, должны быть чипированы. Дорогостоящие элементы гардероба из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота и овчины необходимо маркировать  контрольным идентификационным знаком (КиЗ). Посетив более десятка отделов в крупных торговых центрах областного центра, журналист АП так нигде и не увидел товара с чипами. Как говорят  продавцы,  «помеченных» пушистых изделий  ни у кого в городе сейчас нет.  И призывают купить вещь без чипа по «старой» цене.

 — У нас сейчас скидки — 10-20 тысяч на норковые шубки, покупайте, скоро они будут дороже! Мы продаем остатки старой коллекции. Вот придут чипы, и сразу ценник станет кусаться, — объясняет продавец одного из салонов, куда прямо из рядов торгового центра зазывают объявления о подешевевшем товаре. — Глупо думать,  что шуба или дубленка вырастет на цену чипа — 22 рубля, оборудование-то дорогостоящее для них. Наш бухгалтер сейчас выясняет, во сколько обойдется аппаратура и программа.  

В отделах  Fabiani новый зарубежный товар тоже без заветных красных бирок, дубленки из  прошлых коллекций продают с 50-процентной скидкой. Воспользоваться «последним шансом»  предлагают и в сети салонов одежды из кожи и меха Verismo. «Наше руководство 22 августа поедет за оборудованием, и с 1 сентября весь товар будет с чипами и однозначно  подорожает на 50 процентов», — уверяет продавец, предлагая примерить симпатичную дубленку со скидкой в 30 процентов.

В том, что чипирование шуб скажется на стоимости товара и ударит по потребителю, сошлись все. 

— Однозначно новая норка будет дороже. Мы уже заказали чипы, скоро они будут у нас, — сообщили продавцы в отделе Battisto на «Амурской ярмарке», однако категорически отказались давать контакты руководства.

В салоне меха и кожи «MEXOMANKA» в ТРЦ «Мега» тоже заверили, что вовсю готовятся к введению маркировки, но раскрывать подробностей, как и их коллеги, не стали. Все владельцы торговых точек, которые согласились пообщаться, попросили не называть фирм и имен: предпринимателям «не нужны проблемы и неприятности».  

— Все свои издержки участники рынка обязательно заложат в себестоимость товара. Производитель, поставщик, продавец — каждое звено. Поэтому прогнозировать насколько вырастут цены, сложно. Я читал мнения экспертов, что возможен рост цен до 50-80 процентов, — поделился мнением один из бизнесменов. — Поэтому мы, конечно, подождем, посмотрим, как это все будет. Маркировка меховых изделий в Белоруссии, например, провалилась.

Чип неизвестности 

Новые требования возмутили меховщиков. И дело не только в расходах на маркировку, которые весьма ощутимы  для малого бизнеса, а в информационном вакууме. Если с новым товаром в теории более или менее понятно, то как легализовать остатки, приобретенные до 12 августа,  даже законопослушные предприниматели не знают. В разъяснениях указывается, что «маркировка осуществляется по упрощенной схеме  (без записи информации в КиЗ) в течение 45 рабочих дней». Но как это реализовать на практике, амурские представители мехового бизнеса продолжают гадать.

 — Я продаю товар известных брендов, производители дают всю документацию, а не завожу из Китая в баулах, как некоторые. И все равно непонятно, как маркировку внедрять, — рассказала на условиях анонимности владелец одной из фирм, которой принадлежит два магазина. — Знаю, что  наши поставщики в Турции уже готовятся к нововведениям — они будут сами вшивать чипы, на днях я туда поеду и вернусь с новой коллекцией, привезу ее уже маркированной. Нужно будет приобрести RFID-оборудование. Насколько я поняла, это будет считывающий кассовый аппарат, но как он выглядит, я даже на картинке не видела! Все в ожидании. Куда девать запасы — ответа нет.  В 1990-е годы вводилось лицензирование на продажу меховых изделий, мы платили деньги, покупали лицензию — все было понятно. А сейчас  на нас даже фирмы, которые  продают оборудование для считывания информации с чипов, не выходили с предложениями.  

По словам  руководителей предприятий, общающихся с коллегами из Москвы и центральных городов, в подобной ситуации оказалось не только Приамурье, но и известные поставщики и фабрики.  

— У меня еще нет чипов и не может быть! Если б я знал, где и как их купить, конечно, уже бы прицепил! —  не может сдержать гнева благовещенский меховщик с 40-летним  стажем. —  Я не имею дело с таможней и серым товаром. Но новые шубы с крупных предприятий из Самары, Пятигорска, Калининграда, Новосибирска, Москвы пришли мне  без чипов  — на заводах их нет! Моя дочь живет в столице, зарегистрировалась еще в мае, подала заявки, но все висит в воздухе. Дело даже не в самих КиЗах — ну куплю я их в Перми или в Москве. Самое главное — какое предприятие в Благовещенске уполномочено налоговой заносить на этот чип информацию? Я пытался это выяснить,  ответа так и не получил.  

Чип станет своеобразным «электронным паспортом» изделия, который позволит узнать всю его историю и вытеснить  контрафакт на меховом рынке

Законодательные инициативы, как всегда, бегут впереди, и реализация за ними не поспевает.

— Когда предпринимателей заставили устанавливать контрольные кассовые аппараты, их можно было купить в 50 малых предприятиях Благовещенска, — поддерживает коллег бизнесмен. — На данный момент у нас нет никакой информации, где мы должны приобретать новое оборудование. Подсчитал затраты — мне потребуется примерно   около 300 тысяч рублей. Но это я толком не понимаю всех своих расходов. И вообще трубили, что новшества вступят в силу 1 ноября. А теперь оказывается, с 12 августа.

Шкурный вопрос

 Как сообщают федеральные СМИ, в рамках добровольного эксперимента к системе маркировки присоединились более 1200 юридических лиц и ИП, уже заказано свыше 1,5 миллиона контрольных идентификационных знаков. Есть ли из них амурские — неясно. Вопросов о нововведении у бизнесменов много, подтверждают в налоговой. 

— Нам ежедневно поступает масса звонков, — прокомментировали в отделе работы с налогоплательщиками УФНС по Амурской области. — Мы рассказываем о регистрации на портале «Маркировка», а также о получении усиленной квалифицированной электронной подписи у операторов электронного документооборота, так как без нее  регистрация в системе невозможна. Сколько бизнесменов из Амурской области уже подключились к ней, неизвестно — статистика заявок нам недоступна, она ведется на федеральном уровне.

Как поясняют специалисты, на сайте ФНС есть подробная инструкция, как действовать продавцам. По некоторой информации, в Приамурье уже есть и фирмы, которые готовы продавать RFID-оборудование. И стоимость его, по предварительным данным, будет намного меньше сумм, которые озвучивают предприниматели.  Программное обеспечение тоже обойдется в приемлемую цифру — примерно в 4 тысячи рублей. А траты на цифровую подпись (она стоит около 3 тысяч) окупятся удобством: использовать ее можно для онлайн-сдачи отчетности в госорганы, тот же Пенсионный фонд.  Соответственно, прогнозы о расходах и заоблачном подорожании меха преувеличены.

Чтобы помочь бизнесу максимально комфортно адаптироваться к новым требованиям, в редакции АП будет организован круглый стол с участием представителей налоговой, таможни, Роспотребнадзора  и других компетентных экспертов. 

В ФНС подчеркивают, что маркировка меховых изделий идентификационными знаками призвана сократить серый сегмент рынка. По данным газеты «КоммерсантЪ», доля  нелегального пушистого товара в России достигает 80 %. Любопытно, что норку и дубленки made in China, которых пруд пруди в Благовещенске, на территорию области   официально через пункт пропуска Благовещенск — Хэйхэ в последние годы не завозили. 

— В 2014-2015 годах в регионе деятельности Благовещенской таможни ввоз меховых изделий из натурального меха, по данным отделения таможенной статистики, не осуществлялся, — сообщил АП главный государственный таможенный инспектор по связям с общественностью Виталий Шабанов. 

Не густо и с нарушителями. За 2 года было лишь одно административное дело — в 2015 году задержан гражданин Китая, который пытался перевезти в ручной клади коммерческую партию товара — 8 шуб из норки. В ходе расследования иностранец  пояснял, что шубы он привез в Россию для друзей. Товар конфисковали.

Продавцов шуб заманивают в интернет  

Проект  по маркировке меховых изделий в России стартовал еще 1 апреля, но сначала его объявили  добровольным. Для того чтобы вывести из тени серый товар, налоговая создала национальную базу по отслеживанию меховых изделий с момента их изготовления до продажи потребителю. Покупатель сможет выяснить происхождение меховой продукции, считав информацию с чипа с помощью смартфона. Код также можно проверить на сайте ФНС, введя его в специальной форме.

22 рубля — цена навесного чипа с учетом НДС,  

15 рублей — клеевого и вшивного.  КиЗы изготавливает фабрика «Гознак»

— С 12 августа 2016 года маркировка меховых изделий контрольными идентификационными знаками (КиЗ) становится обязательной для всех участников рынка, включая производителей, импортеров, оптовых, розничных продавцов, комиссионеров, — рассказывает и. о. начальника отдела работы с налогоплательщиками УФНС по Амурской области Наталья Шабанова. — Соответственно, приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа немаркированных предметов одежды, принадлежностей к одежде и изделий из натурального меха запрещается. Описание товаров и сведения об их обороте должны передаваться всеми участниками  в информационный ресурс «Маркировка». Для подключения к нему налогоплательщикам необходимо зарегистрироваться в личном кабинете ИР «Маркировка» с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи. Обращаем внимание, что взаимодействие участников оборота маркированного товара с налоговыми органами происходит только в электронном виде через личный кабинет ИР «Маркировка» и не требует посещения инспекций. ФНС России рассматривает заявление налогоплательщика на подключение к системе в течение трех рабочих дней.  

Тем, кто продолжит заниматься продажей шуб без специальных RFID-меток, грозит штраф до 300 тысяч рублей или лишение свободы сроком до трех лет. Полномочия по проведению проверок возложены на Роспотребнадзор, отмечают налоговики. 

Выживут сильнейшие

По данным УФНС России по Амурской области, на учете состоит 266 юридических лиц  и 364 индивидуальных предпринимателя, которые при регистрации в перечне видов деятельности указали торговлю изделиями из меха. В реальности игроков на этом рынке в Приамурье намного меньше — как правило, открывая дело, предприниматели заявляют по несколько сфер на всякий случай, многие даже не начинают такой бизнес. По оценкам самих предпринимателей, в Благовещенске около 50 магазинов по продаже меховых изделий, также частники еще остались на рынке, продают дубленки и шубы китайцы в ТЦ «XL» и «Три кита».  Информационная система 2ГИС выдает  в областном центре 68 организаций, где сейчас можно приобрести товары из кожи и меха. Нововведения, безусловно, приведут к сокращению игроков, уверены предприниматели. «Останутся 5-6 крупных магазинов, и они будут диктовать цены — поднимут их. А все остальные разорятся, — прогнозирует совладелец одной из сети салонов, которая на рынке уже более 20 лет.  — Мы еще можем переключиться на продажу одежды —  у нас есть отделы. А другие просто закроются и уйдут из бизнеса».

Подробности о новшествах предприниматели могут узнать в Едином контакт-центре ФНС России по тел: 8-800-222-22-22, по вопросам функционирования ИР «Маркировка» —  в службе техподдержки: [email protected]. Также информация есть на  сайте  www.nalog.ru в разделе «Система маркировки изделий из натурального меха»

Маркировать нужно:

— все предметы одежды, изготовленные из любого натурального меха и имеющие подкладку из него, включая муфты, жилетки, отдельные воротники

— одежду из дубленой кожи (дубленки) или выделанной вместе с волосяным или шерстным покровом

— изделия, в которых натуральный мех придает им основное свойство: ковры, покрывала, чемоданы, дамские сумки

Маркировать не нужно:

— головные уборы, обувь, игрушки из натурального меха

— изделия из кожи, входящие в товарную позицию 4202: саквояжи, чемоданы, сумки

– перчатки, рукавицы и митенки из кожи и натурального меха.

Возрастная категория материалов: 18+