Богиня плодородия

Что посеешь, то и пожнешь — народная мудрость стала девизом агрохимической службы. Созданная в 1964 году, она несла в массы государственную политику в области химизации сельского хозяйства и повышения плодородия почвы. И сегодня от их деятельности зависит многое.

— Мы работаем для того, чтобы амурские сельхозпроизводители получали высокий урожай, — считает директор ФГБУ «Станция агрохимической службы «Белогорская» Татьяна Сибилева. — И прежде чем что-то посеять, сначала надо изучить, а может, даже и научить наших аграриев. В этом мы им и помогаем.

Более полувека специалисты станции осуществляют агрохимическое, эколого-токсикологическое, радиологическое обследование почвы в девяти районах центральной и северной части Приамурья с общей площадью сельхозугодий — 1 миллион 215 тысяч гектаров. Каждые 5—7 лет обследованию подвергаются все виды сельхозугодий: пашни, сенокосы, пастбища.

107

агрохимических служб существует в России, 2 из них находятся в Приамурье

— Мы получаем объективную и достоверную информацию о состоянии плодородия почвы, — продолжает Татьяна Анатольевна. — Согласно этим данным, наши специалисты разрабатывают рекомендации по определению потребности в минеральных, органических удобрениях. Это позволяет аграриям не «сыпать» удобрения на глаз, а рассчитывать дозы дифференцированно, с учетом потребности почвы. Минеральные удобрения — это прежде всего химия. И вносить их надо грамотно, чтобы почва была плодородной и экологически чистой. Те сельхозпредприятия, кто постоянно работает с нами, получают высокие урожаи и качественную продукцию.

В бой идут одни девчата

В одной руке лопата, в другой — навигатор, за спиной тяжелый рюкзак. Впереди более десяти километров обследуемой земли. Прошел несколько метров, копнул. И так почти тысячу раз. К концу дня в рюкзаке набирается 25 килограммов земли, разложенной по мешочкам. А это целая наука. И учат молодых специалистов опытные «ходоки» Тамара Салькова и Галина Щербакова. «Половина их жизни отдана агрохимической службе. Без полевых командировок уже жить не могут. Зато приезжают из отдаленных районов, как с курорта, загорелые, помолодевшие», — говорит директор.

Прежде чем исследовать почву, специалисты отправляются в полевые командировки — за день набирают в рюкзак по 25 кг земли.

В командировки уезжают одни девчата. В Белогорской агрохимической службе работают 42 человека, 80 процентов — женщины. В полевой команде бойцов невидимого фронта пять человек. «За десять дней мы должны обследовать 18 тысяч гектаров, — уточняет начальник отдела мониторинга плодородия Елена Антоненко. — Уезжаем в районы на десять дней. Живем в походных условиях, поэтому с собой везем полный туристический набор, газовые горелки, кастрюли, раскладушки, матрасы, одеяла, теплые вещи. Работа у нас тяжелая, но мы привычные. Уходим в поля, невзирая на дождь, жару. Сложно приходится в северных районах весной. Идешь по непаханому полю, мало того что земля тяжелая, так еще тайга наступает, а в лесу медведи ходят».

Зачастую специалистам станции агрохимической службы приходится становиться на защиту земли. К примеру, в этом году предприниматель-кореец, который выращивал арбузы, зарыл пленку на одном отработанном участке и спокойно перешел на другой. Этот случай был выявлен и передан в соответствующие службы. Нерадивый хозяин был наказан.

Испытано в лаборатории

Проверка воды, кормов, растительной и пищевой продукции на качество и безопасность — еще одно из направлений агрохимической службы. На базе предприятия создана испытательная лаборатория, оборудование которой постоянно обновляется. Из последних приобретений дорогостоящий прибор на определение нефтепродуктов в почве и воде. Такой аппарат стал необходим после того, как в области началось строительство нефте- и газоперерабатывающих заводов. Год назад был приобретен газовый хроматограф для определения пестицидов в почве, воде, плодоовощной, молочной, мясной продукции и комбикормах. Жидкостный хроматограф — также особая гордость белогорской лаборатории. Он определяет наличие микотоксинов.

А вот воду, продукты, масличные культуры, комбикорм на ртуть и тяжелые металлы проверит анализатор ртути — прибор, носящий женское имя Юлия. Некоторые двери испытательной лаборатории, например кабинет радиологических и токсикологических анализов, даже открывать страшно. Внутри, как в школьном кабинете химии, шкафчики с колбами и стойки с реактивами. В одном из испытательных подразделений как раз идет проверка пшеницы на качество. Агрохимик лаборатории, как Золушка, отделяет сорные зерна. По словам начальника испытательной лаборатории Елены Левановой, обе части, плохую и хорошую, взвесят, после чего пшенице будет присвоен сорт.

По словам специалистов ФГБУ «Станция агрохимической службы "Белогорская"», почва, вода и сельхозпродукция в Приамурье гораздо чище, чем в некоторых западных и сибирских регионах. Пока превышения нормы содержания тяжелых металлов в ней нет, но держать руку на пульсе просто необходимо. Поэтому зональная агрохимическая лаборатория больше похожа на современный научно-технологический и аналитический центр. «Да, в амурских недрах мало фосфора, азота и других элементов, но это поправимо, — считают агрохимики. — Мы поможем сделать нашу землю лучше, научим, как сделать ее плодородной и получать высокий урожай. Ведь почва — это бесценное богатство России, которое надо сохранять и приумножать».

Возрастная категория материалов: 18+