• Фото: Дмитрий Тупиков (Архив АП)
  • Фото: Варвара Сиянова
  • Фото: Варвара Сиянова
  • Фото: Варвара Сиянова

Идея провести спортивно-духовное мероприятие родилась не случайно. Один из членов велоклуба — настоятель храма Александра Невского иерей Андрей Букреев. По его словам, свое благословение на проведение массового велозаезда дал епископ Благовещенский и Тындинский, владыка Лукиан. «Перед началом пути будет прочитана молитва, по окончании в храме отслужат благодатный молебен, — рассказал отец Андрей. — Для всех участников будет накрыт обед в трапезной. Я сам собираюсь проехать на велосипеде весь маршрут. Александр Невский — не просто святой, он воин, историческая и политическая личность, который сохранил и государство, и православную веру. Даже советская власть признавала его заслуги, учредив соответствующий орден».

Это не первый массовый заезд, который устраивает велотуристический клуб «Два колеса». Аналогичное мероприятие «Велодень 2016 — «Эх, дороги!» состоялось в конце августа. В нем принял участие корреспондент АП.

Новичкам закон не писан

«Мы ожидали, что если в нашей акции если и примут участие человек двадцать-тридцать, то уже здорово, — делится организатор массового заезда «Велодень 2016 – Эх, дороги!» Роман Шабанов. — Но когда субботним утром на площади Победы собралось почти сто человек, стало страшно. Что мы с ними делать будем?! Хорошо, что в нашем велотуристическом клубе опытные ребята. Все стали волонтерами». 

27 августа в Благовещенске впервые появился аналог раскрученной по всей стране «Велоночи» — «Велодень». Принять участие в нем смогли все любители двухколесного транспорта. Правда у последнего пробег оказался длиннее и сложнее. Вместо ровных городских заасфальтированных трасс, наездники свернули в лес. Им предстояло преодолеть полсотни километров по бездорожью и пересеченной местности и пережить не только взлеты, но и падения.

То, что Благовещенск по праву возвращает себе звание велосипедной столицы Дальнего Востока, становится ясно уже на подъезде к площади Победы. К Триумфальной арке, словно ведьмы на шабаш, слетаются любители двухколесного транспорта. «Железные кони» натерты до блеска, багаж упакован, наездник укомплектован. В пути может случиться всякое. Повсюду снуют «зеленые человечки» — волонтеры из велотуристического клуба «Два колеса», облаченные в светоотражающие жилеты. Они проверяют велосипеды на прочность, подкачивают колеса, устанавливают сиденья по росту ездоков.

— Из сотни участников — половина новички в возрасте от 12 и до 65 лет, — делают вывод организаторы. — У людей разная физическая подготовка и разные велосипеды, поэтому ориентироваться будем на слабых. Не переживайте, проедут все. Кто не сможет пройти весь маршрут, может сойти с него после первого этапа.

Общее построение, напутственное слово, разъяснение нехитрых правил велосипедиста, групповое фото, на котором с трудом вместилась вся присутствующая велобратия — и в путь.

— Не страшно? — спрашиваю немолодую бойкую даму. В широкополой шляпе она больше похожа на дачницу, чем на заядлую велосипедистку.

— Да что, вы, я силы свои знаю. Не переживайте, я выносливая, справлюсь.

100

человек приняли участие в массовом велозаезде «Велодень-2016»

Велоручеек энтузиастов, вставших в колонну по двое на проезжей части, растянулся почти на километр. Машины притормаживали, уступали дорогу, некоторые давили на клаксон, посылая приветственное «Ура». Падения начались еще в черте города. 11-летний Кирилл Маестренко не удержался на гравийке, упал и поранил обе коленки. После оказания первой помощи подросток решил продолжить путь. Первый этап маршрута проходил по проселочным дорогам в районе села Верхнеблаговещенское и золоотвала ТЭЦ. День выдался особенно жарким, поэтому припасенная вода быстро закончилась. Волонтеры делились живительной жидкостью с участниками. На определенной точке подъехала машина с канистрами воды. Пополнив запасы и вдоволь напившись, велосипедисты отправились преодолевать второй, более сложный этап маршрута. Он проходил через лесные массивы, дачные участки, болота и поля в районе Игнатьевского шоссе. Команду первопроходцев покинуло всего пять человек. Да и то, люди ссылались не на усталость, а на важные и необходимые дела, которые им надо решить дома.

Вот новый поворот

Далее началось сплошное бездорожье кусты, некошеные поля, лужи да болота. Не удержавшись в седле, некоторые женщины падали прямо в грязь, но вставали и шли дальше. Иногда велосипед просто приходилось тащить на себе, особенно на крутых, песчаных подъемах. Вблизи огромной канавы образовалась пробка. Кто-то из наездников резко затормозил, ехавшие за ним упали почти друг на друга. Набив синяки, ссадины и шишки, люди упорно продолжали трудный путь.

— Многие новички потом делились, что хотели бы сойти, но было стыдно перед другими. Говорили: «Люди подумают, что слабак». Да и хотелось проверить себя, сколько могут выдержать. Так что шли на пределе своих возможностей, — рассказали организаторы.

От такой езды мучились не только люди, но и страдали велосипеды. От накала страстей прямо на ходу отлетали колеса, лопались шины, вылетали спицы. Приходилось останавливаться и устранять поломку. Это давало небольшую передышку. Затяжные подъемы, экстремальные спуски, песчаные и каменистые дороги и прочие трудности велопутешествия с лихвой компенсировались великолепными пейзажами. Повсюду велосипедистов сопровождали изумрудные холмы, живописные каньоны и карьеры, цветочные луга. Даже грибы встречались на пути. Люди активно фотографировались и украшали своего «железного коня» букетами. 

Обед застал путников в пути. Расстелив коврики и пледы и просто упав в высокую траву на колхозном поле, путешественники устроили привал. Немного передохнув, стали выгребать содержимое из своих рюкзаков и накрывать походный стол. Час передышки пошел на пользу — с новыми силами велотуристы отправились дальше покорять трассу. «Еще будут подъемы? — с надеждой смотрят на меня две измученные девчонки. — Скажите, что нет, мы уже и так на пределе своих возможностей».

Марина Андреева тоже первый раз в таком дальнем походе. До этого каталась только по набережной. «Мне говорили, что путь будет нелегким. Пугало и расстояние  в 50 километров, — поделилась девушка. — Но я решила рискнуть и проверить себя. Трасса действительно сложная. Но знаете, мне теперь не страшно и с ночевкой ехать. После такого приключения кататься по набережной уже не интересно. А какая здесь красивая природа! А воздух! Разве сравнить!»

300

литров воды было выпито за время преодоления сложного 50-километрового маршрута

Многие признавались, что только в этом пробеге под контролем опытных волонтеров они научились переключать скорости. Без этого на подъемах и спусках никак. Некоторые повысили свой велоуровень и превысили километраж. «Раньше мы так много и долго не катались», — не скрывая восторга, говорили новички. Раненый шестиклассник Кирилл Маестренко признался, что за время коллективного путешествия он научился держать руль, чтобы ни случилось. Теперь его невозможно вышибить из седла. А Елена Ковеза, на простеньком велосипеде из нашего детства, не просто проехала весь путь, но и не отставала от опытных ездоков.

— Наконец-то мы людей оторвали от диванов, от набережной и постарались привить вкус к дикой природе, — заявил организатор велопробега Роман Шабанов. — Дошли до того, что физически здоровые люди боятся природы, не знают, как вести себя в лесу, и не готовы морально покидать зону комфорта, выезжать из города. Я думаю, что нам удалось их заинтересовать, показать другую сторону медали. Радует, что потенциал все-таки есть. Все участники, не зная друг друга, держались коллективно, помогали преодолевать препятствия, проявляли чуткость и заботу.

Танки грязи не боятся

Парочка крутых поворотов — и вот он, долгожданный памятник казакам-первопоселенцам. Откуда ушли, туда и пришли, сделав 50-километровый круг по бездорожью. Весь маршрут проехали за шесть часов, хотя организаторы массовой акции планировали уложиться в восемь. Уставшие, но счастливые участники «Велодня-2016» в замызганной одежде и грязным велосипедами произвели настоящий фурор среди фотографирующихся у знакового места новобрачных. Напоследок герои дня дружно заявили, что еще не раз бы повторили этот потрясающий маршрут. Да вот беда, они его не запомнили. Поэтому такие массовые заезды надо устраивать гораздо чаще, каждый месяц. Привлекать молодежь, популяризировать велоспорт и туризм в нашем городе. А места, где разом прокатиться могут 200 и 300 человек, у нас есть. Только их знать надо.

— Идея провести «Велодень-2016» появилась у нас почти спонтанно. А почему бы не устроить массовый заезд и привлечь людей к велоспорту и туризму, — подвел итог организатор акции, член клуба «Два колеса» Станислав Кряжев. — В городе велосипедисту ездить негде. Нет ни велодорожек, ни инфраструктуры, интенсивное движение. Поэтому и было принято решение уйти в лес. Этот маршрут разрабатывали по кусочкам, тщательно готовили, проверяли, навешивали метки, чтоб с пути не свернуть, обозначали места стоянок. Некоторые целинные тропы приходилось самим протаптывать. Совершенно случайно появились спонсоры — одна из благовещенских организаций. Благодаря им мы смогли купить волонтерам светоотражающие жилеты, арендовать аппаратуру. Сам «Велодень» прошел отлично. И судя по эмоциям и словам благодарности, его оценили сами участники. Безусловно, наш клуб будет продолжать такие велоакции, устраивать церемонии открытия и закрытия велосезона.

Фотографии с «Велодня» смотрите ЗДЕСЬ.