• Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП

Александр Сурат — первый в Приамурье избранный всенародным голосованием глава региона и… уволенный президентом в том же 1993 году. После губернаторства Александр Владимирович занимал кресло первого вице-губернатора и другие высокие посты в области — был замдиректора Амурэнерго, на протяжении многих лет руководил ООО «Амурские коммунальные системы».

Его большой опыт пригодился и в Геленджике, куда он уехал несколько лет назад. 

На пенсию амурчанин ушел с поста заместителя главы местного самоуправления города-курорта, где курировал вопросы экономики и финансов. Но не смог усидеть дома — продолжил деятельность в муниципальном предприятии ЖКХ.

«Он знал, что нужно делать и как»

Старейший из амурских политиков, экс-губернатор Анатолий Белоногов познакомился с Александром Суратом еще в пору их совместной работы в областном Совете. Первый был тогда председателем, а второй возглавлял депутатскую комиссию по бюджету.

— Это был грамотный специалист и дальновидный руководитель, — дает оценку Анатолий Николаевич, вспоминая о том, что Сурат вступил в должность главы в сложнейший период для региона. — И он начал правильно решать вопросы, стоящие перед областью. Подобрал сильную команду, с которой можно было многое осуществить. Не дали.

Несмотря на поддержку левого блока, сам Александр Сурат считал себя приверженцем рыночных реформ, потому что экономист и финансист по образованию, и все, как говорится, изнутри понимал. Но 1993 год был самым тяжелым в новейшей истории России. После сентябрьской стрельбы по Белому дому в Москве амурский глава сказал по радио о том, что указ президента о разгроме Верховного Совета не соответствует Конституции. «Это была чистая правда, — не отказался от своих слов Александр Владимирович в интервью АП. — Я человек откровенный и своих мыслей не скрываю». Ту радиозапись передали президенту. Ельцин посчитал, что глава Приамурья идет против его воли и подписал указ об отрешении от должности.

— Главе администрации не надо было делать такие заявления, но не было большого политического опыта. Сурат был отличный экономист, финансист, но не политик. А тот указ был совершенно незаконный, — подчеркивает Белоногов, — потому что глава был избран народом и президент не имел права его освобождать. Тем более что для этого не было абсолютно никаких оснований. Александр Сурат был отличным хозяйственником. Я предлагал: давай поборемся, но он отказался. А профессионал такого уровня мог бы много сделать на пользу области. Он знал, что нужно делать и, главное, как делать. С ним можно было решать проблемы и социального плана, и вопросы, которые касались развития экономики области.

«Он любил гостей»

30

лет Александр Сурат прожил в Приамурье, которое очень любил. Он занимал руководящие должности в «Дальвостугле», областном Совете народных депутатов, правительстве области, «Амурэнерго» и «Амурских коммунальных системах»

И. о. руководителя амурского Центробанка и давний друг Александра Сурата Павел Прохоров узнал печальную новость одним из первых.

— Нам еще в субботу позвонила супруга Александра Владимировича и сообщила о трагедии. Долго не мог в это поверить, — говорит он. — 12 октября ему бы исполнилось 69 лет. Так получилось, что как раз накануне дня рождения, 11 октября, будет сорок дней. Тяжело об этом говорить. Мы знакомы четверть века — работали вместе в главном планово-экономическом управлении облисполкома и сдружились. И с тех пор по жизни шли рядом. Когда Александр Владимирович шел на выборы главы области, я был в его штабе. И хорошо помню его отрешение от должности. Конечно, были большие переживания. Но самое важное — что он не потерялся после этого. Бывает, люди уходят «с палубы» и больше их не видно. Александр Владимирович был человек коммуникабельный и востребованный. Мощный экономист, экономику региона знал и своим потенциалом готов был поделиться. По натуре он лидер и вместе с тем человек командного плана — редкий симбиоз. У нас сохранились теплые отношения.

По словам Павла Прохорова, последний раз они виделись в июле.

— Мы с женой ездили в Геленджик. Саша встречал нас радушно и по‑доброму — они с Любой такие хлебосольные всегда. Для Любы, их детей, внуков — это просто беда. Светлый человек, который готов поделиться, поддержать, помочь. Это все про него, — отмечает он.

Сильный управленец

Уже после отрешения, высоко ценя его как профессионала, Сурата в свою команду пригласил губернатор Владимир Дьяченко. О печальном известии Владимир Николаевич узнал от АП и в первые минуты был в полной растерянности.

— Не могу поверить. Искренне жаль, что такой сильный и востребованный человек ушел из жизни, — сожалеет Владимир Николаевич, вспоминая совместную работу. — Когда я в декабре 1994 года возглавил область, моя задача была — создать команду профессионалов. Заместителей себе я выбирал не по принципу, кто кого любит или кто с кем водку пьет, а сугубо по деловым качествам. С Александром Суратом в личном плане у нас даже шапочного знакомства не было. Но я видел его в деле, когда он работал еще в «Дальвостугле», затем в областном Совете народных депутатов, где он был если не правой, то левой рукой у Белоногова и, выступая, демонстрировал высокие профессиональные качества. Я взял его в команду и ни разу об этом не пожалел. Александр Владимирович глубоко понимал экономику региона, всегда мог подставить плечо и готов был тянуть нашу трудную лямку. Очень жаль…


Глава региона Александр Козлов выразил соболезнования родным и близким

Возрастная категория материалов: 18+