Фото: Татьяна ДычкоФото: Татьяна Дычко

Несколько лет назад Елена Александровна отправилась на специализированную международную выставку-ярмарку в Москву представить технологию изготовления народной куклы из бумажных салфеток. А в итоге привезла в амурскую столицу новинку. «Эту технологию изготовления цветов с использованием светящихся элементов изобрели корейцы. Они очень бережно относятся ко всему живому и любят работать с бумагой. Я побывала на мастер-классе инструктора Центра корейского бумажного творчества. На выставке мастер показала, как изготовить мой любимый цветок ирис. Я посмотрела, попробовала сделать сама, а дальше стала учиться у нее. Сейчас многому можно научиться дистанционно — по Интернету. Теперь делюсь этими знаниями со своими учениками», — рассказывает Елена Крошко.

Свой первый светящийся ирис благовещенская мастерица хранит как талисман. К нему Елена Александровна добавила цветки, сделанные самостоятельно, — получился целый букет. Вскоре в новой технике появились и другие работы. Некоторые из них женщина презентовала на международном уровне: «Участвовали с дочерью в Финляндии в выставке-конкурсе, посвященной экологически чистому свету. Сделали композицию «Маленький принц»: из гофрированного картона — планету со светодиодами и Маленького принца, а из кристальной бумаги — Розу. За эту работу жюри присвоило нам третье почетное место».

Розы, пионы и другие цветы Елена Крошко старается изготовить, соблюдая естественные пропорции: изделие должно повторять цвет, размер и форму настоящих растений. Тогда оно не будет выглядеть искусственным, считает Елена Александровна. Поэтому перед тем, как приступить к работе, женщина изучает справочники по биологии. «Конечно, я не разбираюсь во всех видах и подвидах, не знаю условий произрастания растений. Но что касается визуального облика, отличить каждый из цветков по форме, размеру листа, стеблю могу. Например, розу собираю, ориентируясь на то, что в природе все ее лепестки растут по спирали, цепляясь друг за друга», — делится тонкостями необычного искусства мастерица.

Вдохновение благовещенка черпает из той же природы. Так, будучи в Санкт-Петербурге, она впервые увидела в парке крокусы и загорелась сделать светодиодный букет. Мастер отмечает: создание цветов — трудоемкая и кропотливая работа, важно подобрать все детали. Например, найти белую проволоку для лилий. «Достать кристальную бумагу, из которой делаются лепестки и листья, в Благовещенске вообще нельзя. Заказываю ее через Интернет. Это достаточно редкий и дорогостоящий материал. И не всегда в каталоге можно найти необходимые листы, цвета», — рассказывает Елена Александровна.

На один букет, если работать без перерыва, в среднем уходит восемь часов. По словам Елены Крошко, важно правильно обработать заготовку лаком, чтобы не было подтеков. Акриловый лак нужен специальный, иначе работа будет загублена. Каждый лист и лепесток красится поочередно, а потому требуется терпение. «Прожилки — совсем тонкие полоски на листиках — можно сделать специальным инструментом. Складки же и прочие выемки на цветках выполняются только вручную. Существует даже специальная технология формирования листьев. Еще влажный от лака лист заворачивается в шифоновый платок и скручивается руками таким образом, чтобы заготовка была похожа на ту, что можно увидеть в природе», — раскрывает секреты Елена Александровна.

После того как цветочная композиция собрана, идет монтаж подсветки. За счет размеров, цветов и механизмов светодиодов можно добиться различных световых эффектов, отмечает Елена Крошко. «В своих работах я использую обычные батарейки и выключатели. Провод, батарейку и светодиод соединяю между собой путем скручивания проводов, спайки и других стандартных приемов. Я училась в физико-математическом классе, в котором радиоэлектроника была одним из основных предметов. Поэтому эта работа для меня не представляет сложности», — поясняет мастерица. Далее светящемуся букету делается обрамление. Его можно поместить в любую форму, будь‑то рама, ваза или кашпо. Однажды, например, мастерица сделала рождественский венок из кристальных листьев пуансеттии. Елена Александровна говорит, что такое произведение искусства, являющееся к тому же безопасным источником света, не выцветает под солнцем, не боится высокой влажности. Уход — как за обычным светильником: достаточно просто протереть пыль влажной тряпочкой.

Свои работы, как это обычно бывает в творческой среде, мастерица преподносит родственникам и друзьям в дар. Впрочем, при наличии времени выполняет и на заказ — если задумка интересная. «Творю для души. Вариант бизнеса не рассматриваю. Как только начинаешь думать, как получить прибыль, работать на поток, творчество уходит. Каждая работа мастера — как рожденный ребенок», — считает Елена Крошко.

Возрастная категория материалов: 18+