Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Из челноков в учителя

Учителем я стал скорее не по призванию, а по желанию. Родился в семье крестьян до 25-го колена — догадался по фамилиям и по тому, откуда кто приехал. В школе нравилась история, вот и выбрал Благовещенский педагогический институт. В конце 80-х годов, когда страна переживала смену эпох, для нас, мальчишек, большого выбора-то профессий и не было. Из тех, кто поступал на истфак, большинство ушли потом в правоохранительные органы, в профессии остались единицы. Но я свою судьбу связал с педагогикой.

Правда, до работы в школе мне пришлось побыть челноком. Тот 1994-й год, наверное, нам с женой дал закалку на всю оставшуюся жизнь. Супруга оканчивала пятый курс пединститута, а я обеспечивал семью. Конечно, пришлось мотаться в Китай за шмотками. Покупал в Хэйхэ — продавал в Благовещенске. Тяжело было выживать: конкуренция, отсутствие собственного жилья в городе, безденежье. За тот год мы с женой сменили несколько съемных комнат и квартир, жили у друзей, перебивались с копейки на копейку. А потом, когда супруга окончила педагогический, решили уехать на ее родину — в Архару. Там у нее жили родственники, а я в одной из школ проходил практику. В общем, наша социальная незащищенность сыграла роль, что мы решили поменять областной центр на район. И нисколько об этом не пожалели.

Школа №1, куда мы устроились преподавать, оплачивала съемное жилье. Со временем мы приобрели собственное. Я работал учителем истории и обществознания, жена вела географию. Мы сразу договорились, что дома о работе ни слова, но, конечно же, нарушаем это правило.

В 2000 году мне предложили должность директора в 172-й школе, я согласился. В тот год бывшую железнодорожную школу передавали муниципалитету, учителя значительно теряли в зарплате, было много недовольства, но мы совместно все это преодолели. Правда, с того момента мне пришлось забыть про отпуск. Полноценно мы с женой и дочерью отдохнули только в 2010 году, когда на целый месяц уехали в Санкт-Петербург. Сейчас дочь оканчивает хабаровский ТОГУ, получает профессию инженера.

Прирост первоклассников

За 22 года моей педагогической деятельности из школы я уходил только один раз — в 2012 году, когда возглавил отдел образования в администрации Архаринского района. Но уже через два года понял, что чиновничье дело — не мое, больше нравится в школе. И в 2014 году вернулся в школу на должность директора 95-й школы имени Н. Щукина, где работаю и сегодня.

Коллектив у нас, как и во многих других школах, преимущественно женский. Конечно, не обходится без эмоций с той и с другой стороны. Но я всегда стараюсь сдерживать их. Бросаю все дела и всегда выслушиваю каждого обратившегося ко мне человека. На двери моего кабинете висят часы приема, но я могу принять в любое время.

В нашей школе учится 560 ребят, мы работаем в одну смену. Штат коллектива — около 70 человек, из них 44 учителя. Возраст педагогов разный. Есть у нас несколько человек старой гвардии — те, кому за 60 с хвостиком. Это опытные и мудрые педагоги, с которыми подольше хочется не расставаться.      

Еще радует, что у нас второй год подряд отмечается прирост по первоклассникам. В этом году мы набрали три первых класса. Приятно, что в поселок возвращается молодежь. Наши бывшие выпускники теперь приводят в школу своих детей. Много семей переезжают из сел в Архару.

Кстати, начало сентября — мое самое любимое время учебного года. Первоклассники пока еще мало напоминают школьников, ими они становятся примерно месяцев через семь. А пока это еще малыши, которые могут караулить меня возле кабинета, чтобы подойти и обнять «своего дяденьку директора». Забавно смотреть на них. Ведь знаешь, что потом будут соблюдать субординацию.

Проблемы школы

Депутат Законодательного собрания области — для меня тоже новая сфера деятельности. Я вошел в комитет по социальной политике. В заседаниях и сессиях я буду участвовать без отрыва от производства. Несколько раз в месяц придется приезжать в Благовещенск, но я и сейчас туда езжу, чтобы решать рабочие вопросы, заключать необходимые для школы договоры.   

Главный вопрос, который хочу поднять сегодня, — страшная забюрокраченность школы. Сколько ненужных бумажных отчетов готовит учитель вместо того, чтобы полноценного готовиться к уроку! У педагогов постоянный цейтнот — нехватка времени.

Другой момент — у нас нет рычагов воздействия на семьи, относящиеся к группе риска. Мы работаем с ними, но влиять на ситуацию не может. Последний пример: на прошлой неделе по дороге в Благовещенск мы со специалистами органов опеки завозили в детский дом 10-летнего ребенка. Его маму лишили родительских прав, бабушка тоже пьет, а прадедушка и прабабушка не могут с ним справиться, он безобразничает. И кого здесь винить — ребенка или маму?

Да, положительного для школы сегодня многого делается: зарплаты учителей подтянули, достойно укомплектовали школы. Когда началась реализация федеральных программ на местном уровне, школы в районах пережили второе рождение. Сейчас многие из них укомплектованы не хуже городских. Например, в нашей 95-й архаринской школе каждый класс оборудован автоматическим рабочим местом, которое включает компьютер, принтер (как правило, три в одном), интерактивную доску, проектор. Помимо этого, в кабинете английского языка установлены колонки, чтобы прослушивать аудиозаписи. Каждый учитель обязан пройти курсовую подготовку.

Не каждая школа может позволить себе штат специалистов социально-психологической службы. А у нас она действует в полном составе — работают психолог, социальный педагог и логопед.

Но требования к образовательным учреждениям тоже возрастают, в том числе со стороны Госпожнадзора. Проблем много, и муниципалитеты просто физически не могут их решить. Нужна поддержка областных властей. Я понимаю, что революцию не сделаю, но хотя бы попытаюсь привлечь внимание к ситуации.

Параллель между настоящим и прошлым

Сегодня я веду уроки только в 11 классе, преподаю историю, обществознание и право. Брать больше часов не могу в силу занимаемой должности. Несмотря на то что руковожу школой, готовлюсь к каждому своему уроку. Да, я могу с ходу осветить любую тему — опыт позволяет, но не допускаю такого попустительства.

Мой любимый период в российской истории — это вторая четверть XIX века. Между нею и современной действительностью можно провести параллель — это период, предваряющий начало реформ в армии, образовании, здравоохранении. Все то, что мы наблюдаем сейчас.

Кстати, двойки не ставлю уже много лет. Плохая оценка снижает мотивированность у школьников. Ну зачем ребенку учить тему, если за нее уже поставили «неуд»? Поэтому я просто требую выучить урок, а потом проверяю подготовку.

Списывать ученикам не даю принципиально — отвечай, на сколько знаешь. Что касается ЕГЭ, так называемого натаскивания по нему, то я считаю, что отработка навыков в любом случае должна быть. Хотя перегибы, конечно, есть.

Педагог должен вести за собой

За 22 года работы в школе на моих глазах выросло не одно поколение. Конечно, дети все разные, как и времена, которые мы переживали. Что объединяет подростков 14-16 лет? То, что в этом возрасте всем мечтается о любви, приключениях, хочется достижений в жизни и в спорте. Хотя инфантильных ребят стало больше — сказывается родительская гиперопека. Мы росли более самостоятельными, а сейчас дети без мам и пап шага не могут сделать.

Многие родители убеждены, что школа должна воспитывать. Я согласен с ними. Учитель должен вызывать уважение своими знаниями, мудростью, умением вести детей за собой. Панибратства между педагогом и учеником я не приемлю и не допускаю в нашей школе. 

Свою первую учительницу, как и классного руководителя, хорошо помню. Начальные классы у нас вела Галина Анисимовна Гаевая, я учился в Святоруссовской школе Ромненского района, где она до сих пор работает. Русский язык преподавала Валентина Андреевна Бондаренко, которая сейчас на пенсии. Она ставила нам «колы» и писала в журнале: «единица», чтобы нельзя было исправить. Методы борьбы нашей классной со старшеклассниками-курильщиками тоже никогда не забуду. Они действовали, хотя сейчас родители на такое пожаловались бы в прокуратуру. В  Святоруссовской школе работает и мой одноклассник Алексей Алексеевич  Хонюк. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех их с нашим профессиональным праздником.

У школы женское лицо

298

школ

действует на сегодняшний день в Приамурье, 60 процентов из них находятся в сельских поселениях

 

 

13557

педагогов
 

работает в образовательных учреждениях области, включая дошкольные и дополнительного образования, из них 8092 человека — школьные учителя;

 

 

85

процентов

школьных педагогических коллективов составляют женщины;

 

 

32856

рублей

— таков средний размер заработной платы у амурских учителей за 8 месяцев 2016 года; жители северных территорий получают в среднем 42156 рублей, южных — 31205 рублей. 

Возрастная категория материалов: 18+