Сам популярный американский писатель в работе над экранизацией участия не принимал, но наверняка оценил по достоинству уверенные взмахи огромных ножниц, которыми кромсал его очередной бестселлер сценарист Дэвид Кепп. Послужной список специалиста долог и извилист: много фильмов с Томом Крузом, «Комната страха» Дэвида Финчера, знаменитая лента «Смерть ей к лицу» и так далее, вплоть до пары номинаций на «Золотую малину». Разговоры насчет третьей серии кинематографических приключений профессора Лэнгдона велись несколько лет, поначалу в прицеле был третий по счету роман Брауна с этим героем — «Утраченный символ».

Хочется схватиться за голову и выбежать из зала. Но сил уже не остается, как и надежд на то, что в следующий раз снова будет лучше.

Его, однако, пришлось отправить в долгий ящик, из которого потенциальный сценарий если и выберется, то нескоро: в Голливуде книжку прочитали и поняли, что тему основательно истоптали ребята, работавшие над франшизой «Сокровище нации». Масонскую подоплеку американской государственности пришлось отодвинуть в сторонку, тем более что к этому времени подоспел «Инферно». Приключения американца в Италии показались тем, кто дает деньги, более перспективным направлением. На то, что по роману не прошелся только самый ленивый критик, по традиции наплевали: так происходит с каждым творением Брауна, но миллионные тиражи и востребованность экранных вариантов это никоим образом не влияет.   

«Стоит ли вам покупать эту книгу? Конечно, нет. Купите ли вы её? Безусловно, да», — написал об «Инферно» один из литературных обозревателей США в уничижительной статье. Роман, действительно, представляет из себя яркий образец творчества Брауна: в нем абсолютно все, от действия в целом до характеров, символов, цитат и спецслужб находится в состоянии непрерывной пафосной скачки. Все это написано очень далеким от понятия литературы языком. И если Ховард семь лет назад учел ошибки «Кода да Винчи» и сотворил настоящее чудо, сделав из «Ангелов и демонов» вполне себе увлекательное кино с достойными актерскими работами, то в случае с «Инферно» всякая магия окончательно иссякла.

Постановщик просто переносит на экран то, что поначеркал на листочках Кепп, иногда позволяя себе вялые проявления режиссерской воли. Их можно разглядеть только в первой трети картины, пока у главного героя болит потревоженная вражеской пулей голова: в неё, несчастную, приходят адские (буквально) видения, которые напоминают не только о «Божественной комедии», но и о кинофильме «Сайлент Хилл». Потом Лэнгдон плеснет себе в лицо водичкой, сменит больничную рубашонку на добротный костюм и побежит по Флоренции. Ничего особенно интересного с этого момента от «Инферно» лучше не ждать. 

Кепп придерживается первоисточника только в тех случаях, когда речь идет о разгадывании загадок: в остальном он позволяет себе такие вольности, что диву даешься, особенно в силу их полной бессмысленности. Зачем эта вот линия про «профессор встречает старую любовь», к примеру? Прошлое Лэнгдона всегда ограничивалось наличием предыдущего романа, более того — между эпизодами литературного сериала напрочь стерта всякая связь, чтобы читать можно было абсолютно с любого места.

Создатели фильма, как будто подстраиваясь под неотвратимо постаревшего Хэнкса, отягощают его ненужными связями, рассчитывая на дополнительный романтический эффект. Но это кино не про романтику, а про беготню по музеям, в которых никогда нет очередей, а если есть, то вон там сбоку есть маленькая неприметная дверца или окошко в подвал, Лэнгдон в курсе. Писатель, что характерно, стремился завуалировать с помощью истории про угрозу страшного вируса нечто совсем иное, но рука Кеппа неумолима. И вот уже старая любовь профессора уверенно заявляет про «95 процентов землян заразятся за три дня», хотя не имеет никакого представления о том, что именно спрятал в историческом месте коварный миллионер, разгоряченный идеей снижения численности населения планеты. 

Читавшим книгу вообще будет непросто смотреть на происходящее на экране. Все эти омоновцы из всемирной организации здравоохранения, сверхгерметичные ящики для упаковывания смертельных вирусов на три задвижки, переносные бомбы в руках придурков и прочие ухищрения сценариста основательно раздражают. Герои фильма ведут себя соответственно: когда зритель уже все в очередной раз понял, они продолжают задавать друг другу наводящие вопросы или пространно рассказывать, как именно все тут устроено. Кепп не унимается, добавляя в действие какое-нибудь жестокое убийство ножом и кочергой, но оно не прекращает разваливаться.

Хэнкс, которому в последнее время приходится довольно много сниматься, устало отрабатывает свой космический гонорар — герой-профессор к середине картины полностью избавляется от эмоций, чтобы вспомнить о них, уже сидя обернутым в плед перед финальными титрами. Фелисити Джонс в роли его очередной помощницы, старается, но и сама понимает, что вся ее роль в этой ленте сводится к одной сцене в Венеции. Бену Фостеру (как и всем прочим со второго плана) просто не дали ничего сыграть, кроме нелепых сценок о том, как все начиналось.  

Хронометраж близится к двухчасовому, но герои картины старательно топчутся на месте, хотя вокруг них иногда и меняются декорации. Впрочем, развязку нам приготовили настолько банальную, что финал литературного эквивалента может показаться истинным приключенческим успехом с философской подоплекой. Битву за пластиковый мешок с вирусом Ховард поставил так, будто на дворе 92-й год, а у него вместо Хэнкса какой-нибудь Эдди Мерфи: на моменте про «Роберт, уйди с линии огня» хочется схватиться за голову и выбежать из зала. Но сил уже не остается, как и надежд на то, что в следующий раз снова будет лучше.

Нельзя не согласиться с тем, что в романе «Инферно» воды не меньше, чем в венецианских каналах, и сценаристу тоже пришлось несладко, превращая этот безумный набор случайностей и совпадений в сюжет для 75-миллионного художественного фильма. Хотя бы не стали заставлять бриться налысо бедняжку Джонс, а пожилого дважды оскароносца Хэнкса бегать в женском парике. Но слабых, а то и вовсе лишних моментов в «Инферно» столько, что корабль неуклонно начинает тянуть ко дну еще в начале пути. И раз уж фантазия писателя Брауна оказалась столь неиссякаемой, а поклонникам его творчества это никак не надоест, пора обдумывать перезапуск.

Возрастная категория материалов: 18+