• «К детям сердцем прикипела», — признается Дарья Васильева.

Не практикант, а учитель

Второй год БГПУ совместно с министерством образования области формирует педагогический отряд: на практику в сельские школы, где не хватает учителей, отправляют студентов старших курсов. При этом они становятся настоящими педагогами — ведут уроки и получают зарплату вместе с записью в трудовой книжке, для многих — первую в жизни.

— Мы искали школу, куда можно поехать вдвоем, смотрели условия жизни. Здесь нам квартиру выделили, — говорят молодые люди. — В такой практике много плюсов — нет за спиной вуза, педагогов, которые могут помочь или прикрыть, вот и учишься настоящей самостоятельности. Планируешь сам свои уроки, не подстраиваясь под методистов. Ну и какую‑то сумму заработать можно.

О том, что в этом году в школе села Среднебелого не будет учителя английского языка, узнали накануне Дня знаний и схватились за голову. И студентов здесь ждали как спасение. Нагрузку педагога — 24 часа в неделю — ребята поделили на двоих. Дарье достались со 2‑го по 6‑й класс, а Алексею — старшеклассники. Кроме уроков, внеклассная работа, заполнение журнала, учебный план, итоговые контрольные — все, как у учителя.

В 23 из 29 муниципальных образований области молодым специалистам предоставляют единовременное социальное пособие и дополнительные выплаты из местных бюджетов.

«Страшно было, конечно: как встретят, какие дети», — говорят студенты и тут же признаются — страхи развеялись вмиг. Педагогический коллектив принял душевно, а у школьников, не избалованных новыми лицами в маленьком селе, загорелись глаза. И английский язык, без преувеличения, за два месяца стал любимым предметом.

— Дети к ним тянутся. Такие молодцы! Девятиклассницы Алексея Сергеевича на волейбольную секцию уговорили ходить, они два больших мероприятия с детками провели — были прекрасными ведущими на встрече выпускников, — говорит директор школы Ирина Алферова. — Дарья Сергеевна ведет кружок китайского языка для 3—4‑х классов, так к ней и старшеклассники просились — так детям понравилось.

Сами школьники кивают в унисон — не учителя, а золото. «На любой вопрос ответят, все по полочкам, объяснят так, что понятно всем. С ними интересно», — говорит 9‑классница Соня. Учителя же тайком удивляются — ребята завоевали детские сердца без усилий. Алексей Сергеевич, ни разу не повысив голос, стал авторитетом для подростков. А Дарья Сергеевна с любовью говорит о своих младшеклассниках: умнички.

— Дети — они везде дети: и в деревне, и в городе, — пожимает плечами Дарья Васильева, которая только что отвела урок и готовится к следующему. — Когда я пришла сюда, начала сразу вести уроки на языке, как положено, детям это было непривычно, на первом собрании родители говорили — сложно, мол. Я им объясняла, что так и должно быть. Дети сейчас все фразы понимают. Малышам очень предмет нравится, мы и песенки с ними поем, и физминутка у нас есть, плюс мультимедиа для них делаю. Мальчик у меня один ну никак не мог понять предмет! А сейчас — он первый в классе, — не без гордости говорит девушка. — Мне кажется, это самое главное — чтобы зародился интерес к предмету, в этом смысл работы учителя.

Серьезный и внимательный к детям Алексей сразу покорил женскую часть школы — он стал здесь единственным педагогом-мужчиной. При этом к практике он отнесся со всей серьезностью, успевал даже объяснять экзаменационные задания ребятам, которые нацелены всерьез заниматься английским.

— Я был приятно удивлен детям, у многих серьезный настрой на учебу, есть те, кто планирует получать высшее образование, — рассказал будущий педагог. — В девятом классе мальчик самостоятельно учил китайский язык и достиг определенных успехов! Собирается сдавать экзамен по английскому языку, сейчас я помогаю ему готовиться.

Недеревенские перспективы

Как признается Алексей, в выборе профессии ему помогли родители и целью было изучение китайского языка. Так как турпоток из Поднебесной растет, актуальны сейчас переводчики, а также в связи с появлением ЕГЭ по китайскому языку можно работать и репетиторами.

500

–3000

рублей составляют ежемесячные доплаты и единовременные выплаты молодым специалистам

— После пяти лет обучения многие уезжают в магистратуру стран-носителей. И, как правило, во время обучения уже возникают предложения по работе, — признаются ребята.

У будущих педагогов тоже большие планы — после окончания вуза продолжить обучение в магистратуре престижного вуза Санкт-Петербурга. Ребята не скрывают: в Северной столице со знанием очень востребованного китайского языка открываются большие возможности — увы, не связанные с педагогикой.

— Работа учителя интересная. В принципе категорического «нет, только не в школу» — такого нет. Но чтобы работать, нужны условия жизни. Дело не только в заработной плате. Ведь мы оцениваем качество жизни, смотря на других, а получить больше в сельской местности просто невозможно, и причина не в школе, — честно говорит Алексей Касперович.

Сердцем прикипели

Школа уже подыскала педагога, который должен выйти на работу после того, как ребята вернутся в стены вуза, — уже на этой неделе. Но пока педагоги пакуют вещи и собираются выставлять четвертные оценки, коллектив школы вздыхает — хоть бы остались. «Наша мечта — чтобы студентов хотя бы на год отправляли, ведь они уедут, а вакансию надо закрывать, искать срочно педагога. Как бы такое предложение выдвинуть?» — с надеждой говорит директор школы.

— Есть такая возможность — при желании остаться еще на четверть и даже на весь год, но мы честно прикинули свои возможности — без занятий в вузе не сможем подготовиться к сессии, еще и дипломная работа, — говорит Даша. — А так, конечно, сердцем уже прикипела к ребятам, они очень благодарные, и коллектив хороший — во всем нам помогают.

— Отпускать их дети не хотят, — говорит Ирина Алферова. — Говорят: «Давайте поженим их тут! Они и останутся. А на второй день на телеге покатаем по деревне», — с улыбкой говорит Ирина Викторовна и тут же вздыхает: — Да мы на все готовы, лишь бы они остались. Такое ощущение, что они всегда нашими были — родными.

МНЕНИЕ

Ирина Алферова, директор Среднебельской школы:

— Когда я пришла в эту школу в 1992 году, здесь было 800 учеников. Село большое— военный гарнизон, несколько воинских частей. Потом началось расформирование, и в 2011 году, когда уехали последние военные с семьями, село начало пустеть. Сейчас в школе учатся 137 детей. Честно — у нас отсюда все когда‑нибудь уезжают. Молодые стараются в город перебраться, там возможностей больше, работа есть. А у нас такой парадокс сложился — в каких‑то селах жить негде, а у нас квартиры пустые стоят, бери да живи. А кто поедет? Сами видели наши «пейзажи»? (Ирина Викторовна кивает на пустые глазницы разваливающихся зданий бывших военных объектов.) Так что мы на молодых не обижаемся, понимаем, почему не остаются. А вообще не хочется и думать, что школы когда‑нибудь не останется. Не будет школы — не будет и села.

«Студенты в сельских школах востребованы на 150 процентов»

Второй год министерство образования и науки Амурской области совместно с Благовещенским педагогическим университетом реализует уникальную программу — на вакантные места в школы всей области отправляются работать студенты выпускных курсов. В этом году педотряд вырос, и в планах министерства привлекать на такую практику студентов и других курсов. Организаторы педдесанта признаются: даже не ожидали такого позитива — как со стороны школ, так и со стороны самих студентов. Молодых и талантливых педагогов в сельских школах встречают как дорогих гостей, а школьники не хотят отпускать домой.

Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет в школах Амурской области достигла 25% — это выше среднероссийского значения.

Впервые в 2015 году вакантные места учителей заняли студенты — тогда необычную практику прошли 37 человек. Опыт оказался успешным, и в этом году в школы разных уголков Приамурья отправили уже 47 студентов. С начала учебного года они работают в учреждениях Шимановска, Прогресса, Архары, Зейского, Октябрьского, Мазановского, Свободненского, Тындинского, Селемджинского, Константиновского, Ивановского, Тамбовского и Завитинского районов. Большая часть ребят — это будущие педагоги английского языка, также на практику-работу отправились учителя математики, биологии, химии, истории, географии и физкультуры.

О том, что работа педотряда успешна, в министерстве знают не понаслышке — по поручению губернатора Амурской области ведомство следит за жизнью каждого студента: довольны ли они местом, есть ли у них все необходимое. Для этого специалисты выезжают на места и смотрят, какие условия предлагают молодежи.

— Сейчас директор каждой школы готов на все, чтобы ребята работали — от предоставления жилья до снабжения овощами, также на местах решают вопрос обеспечения интернетом — сейчас молодым без этого никак. Размер заработной платы устанавливают ребятам до возможного максимума, и в некоторых территориях это свыше 30 тысяч рублей — для студента без стажа работы, категорий это солидная сумма, — отмечает заместитель министра образования Лариса Закирова. — Самое главное, наверное, само отношение — дети в сельских школах не воспринимают студентов как практикантов, они для них — полноценные учителя. А так как ребята молодые, активные, подходят к подготовке уроков творчески, для школьников предмет, который ведут такие педагоги, становится любимым. Само появление молодого педагога в школе, где чаще всего работают люди в возрасте, — как глоток свежего воздуха для всего коллектива. Ребята задействованы на 150 процентов — кроме уроков, у них кружки, факультативы, классное руководство, проводят общешкольные мероприятия.

После первой четверти необычной практики ребята имеют право остаться — до конца полугодия или даже на весь год. В этом случае в вузе составляется индивидуальный план обучения, чтобы студенты могли самостоятельно готовиться к сессии. И среди педотрядовцев в этом году есть те, кто хочет продолжить практику. В планах министерства и дальше собирать такой педагогический десант, причем уже в следующем году его хотят увеличить.

— Мы хотим расширять педагогический отряд за счет студентов 3—4‑х курсов. Несмотря на то что полностью программа обучения ими не пройдена, они могут проходить практику в сельских школах под руководством работающих педагогов, — отмечает замминистра.

Как говорят в министерстве образования, остродефицитной специальностью сейчас стал иностранный язык — на начало учебного года требовалось около 40 педагогов. Если другие специальности в школе можно совместить — например, учителя математики часто преподают и физику, — то педагоги иностранных языков в этом смысле незаменимы.

Однако год от года количество вакансий в амурских школах сокращается. Сейчас отсутствие педагога в той или иной школе чаще всего связано с выходом на пенсию или уходом с работы по семейным обстоятельствам. Мало того, кроме своих выпускников, в Амурскую область готовы приехать и специалисты из других регионов. Так, в этом году в министерство обратились супруги из Таганрога — учитель истории и учитель английского языка, они надеются работать в самом северном районе области.

— Со стороны образования на сегодня сделано все, чтобы привлечь на работу в сельские школы молодых педагогов. Без преувеличения — это и достойная заработная плата, и предоставление жилья, выплата единовременного пособия специалисту — в некоторых территориях сумма доходит до 150 тысяч рублей, также муниципалитеты выплачивают надбавки к заработной плате молодому учителю в первые годы работы. Но при этом молодежь все еще неохотно идет работать в сельские школы — не секрет, что для девушек в селе не так много возможностей устроить личную жизнь, парни же могут выбрать более престижное место — те же правоохранительные органы. Главная причина, по которой дефицит молодых кадров сохраняется, — это условия жизни на селе. Ведь в большинстве населенных пунктов школа — это и культурный, и социальный центр села, во многих нет клубов, волнует молодых людей и обеспечение медицинскими услугами в отдаленности от областного центра, и связь, — отмечают в минобре. — Однако число вакансий сокращается — перелом произошел в 2012 году, когда резко выросла зарплата и все больше выпускников начали трудоустраиваться по специальности.

О спросе на учителя иностранного языка

— Самая большая проблема в Амурской области сегодня — учителя иностранного языка. Это действительно серьезная проблема, учитывая то, что к 2020 году ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным. Количество часов по этому предмету в школах увеличилось, и по требованию стандарта должно быть два иностранных языка. И поэтому такое трепетное отношение к этим педагогам, — рассказала АП начальник Центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников БГПУ Елена Стасюк. — Выпускников, работающих по профессии, в целом по вузу более 60 процентов, но несколько лет мы видим, что есть вакансии, которые не закрываются, мы их называем остродефицитными. Последние несколько лет в эту категорию попадают учителя иностранного языка. Не закрываются вакансии по множеству причин. Во-первых, жилищные условия, также инфраструктура в отдаленных селах оставляет желать лучшего: есть школы, где, например, ограничен интернет. Мы понимаем, что требования современных выпускников очень высокие. Таким школам вуз может помочь следующей практикой — предложить выехать студентам на места и обучить ребят. Однако обеспечить постоянным сотрудником на таких условиях мы, конечно, не сможем. Для нас самое главное — чтобы наши выпускники нашли себе работу. Но сейчас совместно с министерством образования работаем над тем, чтобы они не просто нашли работу, но, по возможности, остались работать в нашей области.

Что касается учителей иностранного языка, по данным прошлого года: выпускники факультета иностранных языков, как правило, продолжают обучение — то есть после 5 лет получают диплом бакалавра, а дальше идут на два года в магистратуру. У нас очень тесные связи за рубежом — и «немцы», и «французы» уезжают в страны языка для продолжения обучения. Многие студенты-китаисты уезжают в Китай. У ребят хорошее образование, и это открывает им двери в другие, очень престижные учебные заведения. Но нельзя сказать, что они совсем не идут в школу — да, процент меньше, чем в целом по вузу, но этот факультет может похвастать и тем, что выпускники все‑таки идут работать в школу, судя по итогам прошлого и этого года.

Кстати, по другим профилям количество вакансий сокращается. Так, по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям на собеседовании по вопросам трудоустройства, которое проходит в апреле, нам предложили 163 вакансии в нашей Амурской области, а выпускников было 231. С одной стороны, сокращение вакансий — это хорошо, но выбора у выпускников все меньше.

Могу сказать, что муниципалитеты и каждый директор школы делают все, чтобы решить вопрос со специалистом. Но дело в том, что возможности у них ограниченны, — отмечает Елена Михайловна.

Юхтинская спецшкола впервые приняла студентов

В этом году впервые студентов приняла специальная школа закрытого типа для обучающихся с девиантным поведением в поселке Юхта Свободненского района. Здесь обу­чаются дети, преступившие закон, и чаще всего — не однажды. И, несмотря на это, опыт работы студентов здесь оказался успешным.

— На пенсию проводили педагога английского языка с 50 годами стажа, и поэтому образовалась вакансия. Две девушки, учителя английского языка, приехали к нам в начале учебного года, и это изменило работу всего учреждения, — рассказала директор учебного заведения Ирина Романова. — Конечно, морально им было тяжело — все‑таки страшно ехать в учреждение закрытого типа, поэтому и приехали вдвоем. Но как только девочки начали работать, все стало на свои места. Поддержка со стороны коллектива и детей огромная. Вливание молодых и хороших специалистов положительно сказалось на всей работе учреждения. И глаза у учеников загорелись — для них это стимул. Трудности в освоении сложного предмета большие, поэтому понадобилось много терпения со стороны девушек. Для жилья им предоставили благоустроенную комнату с бытовой техникой и мебелью. Нужно сказать, что зарплаты в нашем учреждении хорошие. 20 процентов доплачивается за специфику учреждения, есть сельские надбавки и неплохие стимулирующие. Молодым к нам выгодно ехать. Так, первая зарплата студентов на двоих составила 30 тысяч рублей, и это не имея категорий. Случайные люди у нас не работают, этим надо жить. Главная проблема — на территории поселка нет жилья для молодых специалистов. Мы очень довольны, хотелось только, чтобы хотя бы полугодие закрывала эта программа. Некоторым школам трудно найти в разгаре учебного года учителя. Нам повезло: мы нашли учителя английского языка — будет ездить к нам из Свободного.


Возрастная категория материалов: 18+