Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №36 (28926) от 10 сентября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
23 сентября 2020,
среда

Декабристы у доски: студенты БГПУ готовят сельских детей к ЕГЭ и учат китайскому языку

Общество

«Мои младшеклассники — просто умнички», — улыбаясь, говорит студентка пятого курса Благовещенского педуниверситета и одновременно молодой учитель английского языка Дарья Васильева. В этом году девушка в составе педотряда отправилась на подмогу в школу села Среднебелого Ивановского района. Приехала не одна, а с сокурсником и будущим женихом — Алексеем Касперовичем. «Вместе не так страшно было», — смущаясь, признаются молодые педагоги. Школьные вечера, волейбольная секция, кружок китайского языка — за два месяца ребята втянулись в жизнь своих учеников по полной программе. Останется ли городская молодежь в маленькой школе и как решается проблема дефицита учителей в амурских селах, выяснил наш корреспондент. 

  • «К детям сердцем прикипела», — признается Дарья Васильева.

Не практикант, а учитель

Второй год БГПУ совместно с министерством образования области формирует педагогический отряд: на практику в сельские школы, где не хватает учителей, отправляют студентов старших курсов. При этом они становятся настоящими педагогами — ведут уроки и получают зарплату вместе с записью в трудовой книжке, для многих — первую в жизни.

— Мы искали школу, куда можно поехать вдвоем, смотрели условия жизни. Здесь нам квартиру выделили, — говорят молодые люди. — В такой практике много плюсов — нет за спиной вуза, педагогов, которые могут помочь или прикрыть, вот и учишься настоящей самостоятельности. Планируешь сам свои уроки, не подстраиваясь под методистов. Ну и какую‑то сумму заработать можно.

О том, что в этом году в школе села Среднебелого не будет учителя английского языка, узнали накануне Дня знаний и схватились за голову. И студентов здесь ждали как спасение. Нагрузку педагога — 24 часа в неделю — ребята поделили на двоих. Дарье достались со 2‑го по 6‑й класс, а Алексею — старшеклассники. Кроме уроков, внеклассная работа, заполнение журнала, учебный план, итоговые контрольные — все, как у учителя.

В 23 из 29 муниципальных образований области молодым специалистам предоставляют единовременное социальное пособие и дополнительные выплаты из местных бюджетов.

«Страшно было, конечно: как встретят, какие дети», — говорят студенты и тут же признаются — страхи развеялись вмиг. Педагогический коллектив принял душевно, а у школьников, не избалованных новыми лицами в маленьком селе, загорелись глаза. И английский язык, без преувеличения, за два месяца стал любимым предметом.

— Дети к ним тянутся. Такие молодцы! Девятиклассницы Алексея Сергеевича на волейбольную секцию уговорили ходить, они два больших мероприятия с детками провели — были прекрасными ведущими на встрече выпускников, — говорит директор школы Ирина Алферова. — Дарья Сергеевна ведет кружок китайского языка для 3—4‑х классов, так к ней и старшеклассники просились — так детям понравилось.

Сами школьники кивают в унисон — не учителя, а золото. «На любой вопрос ответят, все по полочкам, объяснят так, что понятно всем. С ними интересно», — говорит 9‑классница Соня. Учителя же тайком удивляются — ребята завоевали детские сердца без усилий. Алексей Сергеевич, ни разу не повысив голос, стал авторитетом для подростков. А Дарья Сергеевна с любовью говорит о своих младшеклассниках: умнички.

— Дети — они везде дети: и в деревне, и в городе, — пожимает плечами Дарья Васильева, которая только что отвела урок и готовится к следующему. — Когда я пришла сюда, начала сразу вести уроки на языке, как положено, детям это было непривычно, на первом собрании родители говорили — сложно, мол. Я им объясняла, что так и должно быть. Дети сейчас все фразы понимают. Малышам очень предмет нравится, мы и песенки с ними поем, и физминутка у нас есть, плюс мультимедиа для них делаю. Мальчик у меня один ну никак не мог понять предмет! А сейчас — он первый в классе, — не без гордости говорит девушка. — Мне кажется, это самое главное — чтобы зародился интерес к предмету, в этом смысл работы учителя.

Серьезный и внимательный к детям Алексей сразу покорил женскую часть школы — он стал здесь единственным педагогом-мужчиной. При этом к практике он отнесся со всей серьезностью, успевал даже объяснять экзаменационные задания ребятам, которые нацелены всерьез заниматься английским.

— Я был приятно удивлен детям, у многих серьезный настрой на учебу, есть те, кто планирует получать высшее образование, — рассказал будущий педагог. — В девятом классе мальчик самостоятельно учил китайский язык и достиг определенных успехов! Собирается сдавать экзамен по английскому языку, сейчас я помогаю ему готовиться.

Недеревенские перспективы

Как признается Алексей, в выборе профессии ему помогли родители и целью было изучение китайского языка. Так как турпоток из Поднебесной растет, актуальны сейчас переводчики, а также в связи с появлением ЕГЭ по китайскому языку можно работать и репетиторами.

500

–3000

рублей составляют ежемесячные доплаты и единовременные выплаты молодым специалистам

— После пяти лет обучения многие уезжают в магистратуру стран-носителей. И, как правило, во время обучения уже возникают предложения по работе, — признаются ребята.

У будущих педагогов тоже большие планы — после окончания вуза продолжить обучение в магистратуре престижного вуза Санкт-Петербурга. Ребята не скрывают: в Северной столице со знанием очень востребованного китайского языка открываются большие возможности — увы, не связанные с педагогикой.

— Работа учителя интересная. В принципе категорического «нет, только не в школу» — такого нет. Но чтобы работать, нужны условия жизни. Дело не только в заработной плате. Ведь мы оцениваем качество жизни, смотря на других, а получить больше в сельской местности просто невозможно, и причина не в школе, — честно говорит Алексей Касперович.

Сердцем прикипели

Школа уже подыскала педагога, который должен выйти на работу после того, как ребята вернутся в стены вуза, — уже на этой неделе. Но пока педагоги пакуют вещи и собираются выставлять четвертные оценки, коллектив школы вздыхает — хоть бы остались. «Наша мечта — чтобы студентов хотя бы на год отправляли, ведь они уедут, а вакансию надо закрывать, искать срочно педагога. Как бы такое предложение выдвинуть?» — с надеждой говорит директор школы.

— Есть такая возможность — при желании остаться еще на четверть и даже на весь год, но мы честно прикинули свои возможности — без занятий в вузе не сможем подготовиться к сессии, еще и дипломная работа, — говорит Даша. — А так, конечно, сердцем уже прикипела к ребятам, они очень благодарные, и коллектив хороший — во всем нам помогают.

— Отпускать их дети не хотят, — говорит Ирина Алферова. — Говорят: «Давайте поженим их тут! Они и останутся. А на второй день на телеге покатаем по деревне», — с улыбкой говорит Ирина Викторовна и тут же вздыхает: — Да мы на все готовы, лишь бы они остались. Такое ощущение, что они всегда нашими были — родными.

МНЕНИЕ

Ирина Алферова, директор Среднебельской школы:

— Когда я пришла в эту школу в 1992 году, здесь было 800 учеников. Село большое— военный гарнизон, несколько воинских частей. Потом началось расформирование, и в 2011 году, когда уехали последние военные с семьями, село начало пустеть. Сейчас в школе учатся 137 детей. Честно — у нас отсюда все когда‑нибудь уезжают. Молодые стараются в город перебраться, там возможностей больше, работа есть. А у нас такой парадокс сложился — в каких‑то селах жить негде, а у нас квартиры пустые стоят, бери да живи. А кто поедет? Сами видели наши «пейзажи»? (Ирина Викторовна кивает на пустые глазницы разваливающихся зданий бывших военных объектов.) Так что мы на молодых не обижаемся, понимаем, почему не остаются. А вообще не хочется и думать, что школы когда‑нибудь не останется. Не будет школы — не будет и села.

«Студенты в сельских школах востребованы на 150 процентов»

Второй год министерство образования и науки Амурской области совместно с Благовещенским педагогическим университетом реализует уникальную программу — на вакантные места в школы всей области отправляются работать студенты выпускных курсов. В этом году педотряд вырос, и в планах министерства привлекать на такую практику студентов и других курсов. Организаторы педдесанта признаются: даже не ожидали такого позитива — как со стороны школ, так и со стороны самих студентов. Молодых и талантливых педагогов в сельских школах встречают как дорогих гостей, а школьники не хотят отпускать домой.

Доля молодых педагогов в возрасте до 35 лет в школах Амурской области достигла 25% — это выше среднероссийского значения.

Впервые в 2015 году вакантные места учителей заняли студенты — тогда необычную практику прошли 37 человек. Опыт оказался успешным, и в этом году в школы разных уголков Приамурья отправили уже 47 студентов. С начала учебного года они работают в учреждениях Шимановска, Прогресса, Архары, Зейского, Октябрьского, Мазановского, Свободненского, Тындинского, Селемджинского, Константиновского, Ивановского, Тамбовского и Завитинского районов. Большая часть ребят — это будущие педагоги английского языка, также на практику-работу отправились учителя математики, биологии, химии, истории, географии и физкультуры.

О том, что работа педотряда успешна, в министерстве знают не понаслышке — по поручению губернатора Амурской области ведомство следит за жизнью каждого студента: довольны ли они местом, есть ли у них все необходимое. Для этого специалисты выезжают на места и смотрят, какие условия предлагают молодежи.

— Сейчас директор каждой школы готов на все, чтобы ребята работали — от предоставления жилья до снабжения овощами, также на местах решают вопрос обеспечения интернетом — сейчас молодым без этого никак. Размер заработной платы устанавливают ребятам до возможного максимума, и в некоторых территориях это свыше 30 тысяч рублей — для студента без стажа работы, категорий это солидная сумма, — отмечает заместитель министра образования Лариса Закирова. — Самое главное, наверное, само отношение — дети в сельских школах не воспринимают студентов как практикантов, они для них — полноценные учителя. А так как ребята молодые, активные, подходят к подготовке уроков творчески, для школьников предмет, который ведут такие педагоги, становится любимым. Само появление молодого педагога в школе, где чаще всего работают люди в возрасте, — как глоток свежего воздуха для всего коллектива. Ребята задействованы на 150 процентов — кроме уроков, у них кружки, факультативы, классное руководство, проводят общешкольные мероприятия.

После первой четверти необычной практики ребята имеют право остаться — до конца полугодия или даже на весь год. В этом случае в вузе составляется индивидуальный план обучения, чтобы студенты могли самостоятельно готовиться к сессии. И среди педотрядовцев в этом году есть те, кто хочет продолжить практику. В планах министерства и дальше собирать такой педагогический десант, причем уже в следующем году его хотят увеличить.

— Мы хотим расширять педагогический отряд за счет студентов 3—4‑х курсов. Несмотря на то что полностью программа обучения ими не пройдена, они могут проходить практику в сельских школах под руководством работающих педагогов, — отмечает замминистра.

Как говорят в министерстве образования, остродефицитной специальностью сейчас стал иностранный язык — на начало учебного года требовалось около 40 педагогов. Если другие специальности в школе можно совместить — например, учителя математики часто преподают и физику, — то педагоги иностранных языков в этом смысле незаменимы.

Однако год от года количество вакансий в амурских школах сокращается. Сейчас отсутствие педагога в той или иной школе чаще всего связано с выходом на пенсию или уходом с работы по семейным обстоятельствам. Мало того, кроме своих выпускников, в Амурскую область готовы приехать и специалисты из других регионов. Так, в этом году в министерство обратились супруги из Таганрога — учитель истории и учитель английского языка, они надеются работать в самом северном районе области.

— Со стороны образования на сегодня сделано все, чтобы привлечь на работу в сельские школы молодых педагогов. Без преувеличения — это и достойная заработная плата, и предоставление жилья, выплата единовременного пособия специалисту — в некоторых территориях сумма доходит до 150 тысяч рублей, также муниципалитеты выплачивают надбавки к заработной плате молодому учителю в первые годы работы. Но при этом молодежь все еще неохотно идет работать в сельские школы — не секрет, что для девушек в селе не так много возможностей устроить личную жизнь, парни же могут выбрать более престижное место — те же правоохранительные органы. Главная причина, по которой дефицит молодых кадров сохраняется, — это условия жизни на селе. Ведь в большинстве населенных пунктов школа — это и культурный, и социальный центр села, во многих нет клубов, волнует молодых людей и обеспечение медицинскими услугами в отдаленности от областного центра, и связь, — отмечают в минобре. — Однако число вакансий сокращается — перелом произошел в 2012 году, когда резко выросла зарплата и все больше выпускников начали трудоустраиваться по специальности.

О спросе на учителя иностранного языка

— Самая большая проблема в Амурской области сегодня — учителя иностранного языка. Это действительно серьезная проблема, учитывая то, что к 2020 году ЕГЭ по иностранному языку будет обязательным. Количество часов по этому предмету в школах увеличилось, и по требованию стандарта должно быть два иностранных языка. И поэтому такое трепетное отношение к этим педагогам, — рассказала АП начальник Центра профориентации и содействия трудоустройству выпускников БГПУ Елена Стасюк. — Выпускников, работающих по профессии, в целом по вузу более 60 процентов, но несколько лет мы видим, что есть вакансии, которые не закрываются, мы их называем остродефицитными. Последние несколько лет в эту категорию попадают учителя иностранного языка. Не закрываются вакансии по множеству причин. Во-первых, жилищные условия, также инфраструктура в отдаленных селах оставляет желать лучшего: есть школы, где, например, ограничен интернет. Мы понимаем, что требования современных выпускников очень высокие. Таким школам вуз может помочь следующей практикой — предложить выехать студентам на места и обучить ребят. Однако обеспечить постоянным сотрудником на таких условиях мы, конечно, не сможем. Для нас самое главное — чтобы наши выпускники нашли себе работу. Но сейчас совместно с министерством образования работаем над тем, чтобы они не просто нашли работу, но, по возможности, остались работать в нашей области.

Что касается учителей иностранного языка, по данным прошлого года: выпускники факультета иностранных языков, как правило, продолжают обучение — то есть после 5 лет получают диплом бакалавра, а дальше идут на два года в магистратуру. У нас очень тесные связи за рубежом — и «немцы», и «французы» уезжают в страны языка для продолжения обучения. Многие студенты-китаисты уезжают в Китай. У ребят хорошее образование, и это открывает им двери в другие, очень престижные учебные заведения. Но нельзя сказать, что они совсем не идут в школу — да, процент меньше, чем в целом по вузу, но этот факультет может похвастать и тем, что выпускники все‑таки идут работать в школу, судя по итогам прошлого и этого года.

Кстати, по другим профилям количество вакансий сокращается. Так, по педагогическим и психолого-педагогическим специальностям на собеседовании по вопросам трудоустройства, которое проходит в апреле, нам предложили 163 вакансии в нашей Амурской области, а выпускников было 231. С одной стороны, сокращение вакансий — это хорошо, но выбора у выпускников все меньше.

Могу сказать, что муниципалитеты и каждый директор школы делают все, чтобы решить вопрос со специалистом. Но дело в том, что возможности у них ограниченны, — отмечает Елена Михайловна.

Юхтинская спецшкола впервые приняла студентов

В этом году впервые студентов приняла специальная школа закрытого типа для обучающихся с девиантным поведением в поселке Юхта Свободненского района. Здесь обу­чаются дети, преступившие закон, и чаще всего — не однажды. И, несмотря на это, опыт работы студентов здесь оказался успешным.

— На пенсию проводили педагога английского языка с 50 годами стажа, и поэтому образовалась вакансия. Две девушки, учителя английского языка, приехали к нам в начале учебного года, и это изменило работу всего учреждения, — рассказала директор учебного заведения Ирина Романова. — Конечно, морально им было тяжело — все‑таки страшно ехать в учреждение закрытого типа, поэтому и приехали вдвоем. Но как только девочки начали работать, все стало на свои места. Поддержка со стороны коллектива и детей огромная. Вливание молодых и хороших специалистов положительно сказалось на всей работе учреждения. И глаза у учеников загорелись — для них это стимул. Трудности в освоении сложного предмета большие, поэтому понадобилось много терпения со стороны девушек. Для жилья им предоставили благоустроенную комнату с бытовой техникой и мебелью. Нужно сказать, что зарплаты в нашем учреждении хорошие. 20 процентов доплачивается за специфику учреждения, есть сельские надбавки и неплохие стимулирующие. Молодым к нам выгодно ехать. Так, первая зарплата студентов на двоих составила 30 тысяч рублей, и это не имея категорий. Случайные люди у нас не работают, этим надо жить. Главная проблема — на территории поселка нет жилья для молодых специалистов. Мы очень довольны, хотелось только, чтобы хотя бы полугодие закрывала эта программа. Некоторым школам трудно найти в разгаре учебного года учителя. Нам повезло: мы нашли учителя английского языка — будет ездить к нам из Свободного.


Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Василий Орлов: «Амурские предприятия должны брать студентов на практику»Василий Орлов: «Амурские предприятия должны брать студентов на практику»
Учитель на миллион: новая программа «Земский учитель» заманит молодых педагогов в селаУчитель на миллион: новая программа «Земский учитель» заманит молодых педагогов в села
Предложенная Путиным программа «Земский учитель» решит кадровый вопрос в селах Приамурья
В Приамурье впервые начнут готовить педагогов-целевиков
Учитель начальных классов Благовещенска получила квартиру в свой профессиональный праздник
Привлекать учителей в Свободненский район будут жильем и грантами
Практику распределения выпускников медвузов по больницам вернут в Приамурье
Вакансии в сельских школах Приамурья закроют старшекурсники БГПУ
Китайские студенты-медики поработают в Приамурье акушерами и хирургами
Студенты-медики из Приамурья будут практиковаться в Сербии и Турции

«К детям сердцем прикипела», — признается Дарья Васильева.«К детям сердцем прикипела», — признается Дарья Васильева.

Фото: Андрей Ильинский

Будущих пилотов дронов начали учить в БелогорскеОбщество
Суд оставил под стражей устроивших дебош рабочих амурского ГПЗОбщество
Известные писатели, лекции и фото: полная программа книжного фестиваля «Берег» в БлаговещенскеОбщество
Гороскоп на 23 сентября: Рыбы пересмотрят свое питание, а Тельцы рискнут участвовать в розыгрышеСоветы
От потерявших урожай из-за дождей благовещенцев принято более ста заявленийОбщество
Василий Орлов: «Основная задача муниципалитетов — подготовка к пожароопасному периоду»Власть

Читать все новости

Общество

Будущих пилотов дронов начали учить в Белогорске Будущих пилотов дронов начали учить в Белогорске
Суд оставил под стражей устроивших дебош рабочих амурского ГПЗ
Дождливо и пасмурно: сезон непогоды в Амурской области продолжается
Известные писатели, лекции и фото: полная программа книжного фестиваля «Берег» в Благовещенске
Читатели прислали в АП картошку и роспись по камням в Благовещенске: утро с «Амурской правдой»
Система Orphus