Сюнькэ в неоновых огнях

— Порой выезжаешь из Пояркова, смотришь на ту сторону Амура и замечаешь, что сегодня Сюнькэ весь в неоновых огнях — сверкает, почти как Хэйхэ. Мы тоже «зажгли» несколько улиц, но такого масштаба вряд ли добьемся, — сетует глава Михайловского района Сергей Жуган, отмечая стремительное развитие приграничной территории Китая. — Порт китайцы не первый год обустраивают. И у них там серьезные государственные вложения в инфраструктуру.

В прошлом году уезд Сюнькэ (входит в состав городского округа Хэйхэ) вложил в реконструкцию своего порта в пересчете на рубли около 280 миллионов. На эти средства введен в эксплуатацию пассажирский и трейлерный причалы общей площадью 5000 квадратных метров. Накануне в терминале порта Сюнькэ заработал новый кран грузоподъемностью 25 тонн, сообщает газета «Хэйлунцзянская экономика» со ссылкой на директора канцелярии внешних сношений и портовых дел Сюнькэ господина Гуан Юнхуна.

В июне этого года в уезде началось строительство центра взаимной российско-китайской торговли между жителями приграничных населенных пунктов. Площадь торгового центра составит 23,6 тысячи квадратных метров. Кроме того, на основе портового окна создан туристический центр «Ку Э Бинь», который будет продавать туры по Китаю для россиян, а также   для китайцев по Амурской области. Среди турпродуктов — посещение Бурейской ГЭС — крупнейшей станции на Дальнем Востоке, рыболовные туры в село Поярково, а также экскурсии по  наиболее колоритным деревням.

После модернизации китайский порт будет способен пропускать до 200 тысяч туристов в год и обслуживать до одного миллиона тонн грузов.

Туристы вместо угля

Амурские власти не меньше китайских коллег заинтересованы в развитии приграничных территорий и пунктов пропуска. Смешанный пункт пропуска Поярково — Сюнькэ — второй в Приамурье (после пункта Благовещенск — Хэйхэ) по объемам пассажирских и грузовых перевозок между Россией и Китаем.

25

тысяч квадратных метров составляет общая площадь порта Сюнькэ

Внимание к речному порту со стороны региональных властей было обращено в 2015 году. Тему его возрождения затронул губернатор Александр Козлов в ходе визита в Михайловский район. Изначально планировалось использовать порт в качестве грузовой угольной артерии. Однако экономический анализ показал отсутствие подобных перспектив. Выход подсказало географическое положение порта и соседство с Китаем. Министерству транспорта, а также министерству внешнеэкономических связей Приамурья было поручено изучить возможные перспективы порта с точки зрения туристического и грузового потока между двумя странами.

Комплексный план развития портового окна будет готов к концу 2016 года, сообщили АП в правительстве. В разработке отдельных мероприятий участвуют министерство внешнеэкономических связей, министерство транспорта и министерство сельского хозяйства.

Зерно на экспорт

В министерстве внешнеэкономических связей Приамурья подчеркивают, в развитии инфраструктуры порта сегодня заинтересованы частные компании, которые занимаются экспортом сельскохозяйственной продукции в Поднебесную, в частности сои. Одним из крупных инвесторов является «Амурагроцентр». АП уже писала, что компания построила мощный погрузочный комплекс на Амуре. Погрузка на баржу будет идти прямо с элеватора, рассчитанного на 80 тысяч тонн. Помимо амурской сои, в Китай поставляется и кукуруза, выращенная в Приамурье. В перспективе поставки зерновых: ячменя, пшеницы, гречихи и гречишной шелухи. По прогнозам регионального минсельхоза, к 2020 году в области планируется собрать порядка 550 тысяч зерновых, из которых 250 тысяч тонн уйдет на экспорт.

Чтобы загрузить мощности порта, правительство области ведет переговоры с амурскими экспортерами продукции по расширению номенклатуры. Что касается туристического направления, то этот вопрос находится в стадии разработки. Большого пассажиропотока в Поярково власти не ожидают, поскольку основным центром притяжения по-прежнему является Благовещенск. Тем не менее в планах министерства сделать для туристов из КНР поездки в приграничные территории области более привлекательными.

Пограничный режим

Одним из ключевых факторов, который влияет на развитие пункта Поярково — Сюнькэ, является сезонность пассажирских перевозок по реке. Дело в том, что пункт пропуска работает круглый год, но туристов возят в основном в период навигации — с мая по октябрь. Пограничные переходы Поярково и Сюнькэ достаточно удалены друг от друга — путь между ними составляет около 15 километров вдоль по Амуру. Возить пассажиров на судах на воздушной подушке в межсезонье на такие расстояния проблематично и опасно.

Сегодня Сюнькэ весь в неоновых огнях — сверкает, почти как Хэйхэ.

Глава Михайловского района Сергей Жуган считает, что развитию туризма в Поярково и Сюнькэ мешает еще и пограничный режим, установленный на территориях.

Послабление в режимах позволит увеличить пассажиропоток за счет населения Михайловского района, Райчихинска, Завитинска, Константиновки и других близлежащих районов.

Таможня не верит китайским цифрам

Ежегодно границу в Пояркове пересекает в среднем около 3—4 тысяч человек, сообщили АП на Благовещенской таможне, в чьем ведении находится пункт пропуска. Специалисты отмечают, что перспективы турпотока, которые рисует для себя Китай, пока ничем не оправданны. «В 2015 году пассажиропоток неожиданно вырос вдвое — преимущественно за счет китайских туристов. Все мы понадеялись, что эта тенденция продолжится, — рассказал главный инспектор по связям с общественностью Благовещенской таможни Виталий Шабанов. — Однако в текущем году все вернулось на прежний уровень. Поток китайских туристов заметно ослаб».

Грузовое направление в Поярково, напротив, стабильно демонстрирует рост показателей

Обустроят переходы

К 2025 году поток туристов в Приамурье должен вырасти до миллиона человек — такую планку в развитии туризма сегодня ставит перед собой министерство внешнеэкономических связей региона. Главная задача — решить проблему въезда в Благовещенск иностранных туристов. К 2019—2020 годам Амурская область должна получить еще два дополнительных пункта пропуска, которые будут обслуживать автодорожный мост между Благовещенском и Хэйхэ и канатную дорогу через Амур. Кроме того, ждут реконструкции и воздушные ворота Благовещенска — проектно-сметная документация для нового международного терминала готова, власти ищут инвестора. Кроме того, в планах властей открыть два погранперехода в Сковородинском районе: переход между амурским селом Джалинда и китайским Мохэ, а также границу между селом Игнашино и китайской деревней Бэйцзи уезда Мохэ — это самая северная точка КНР, куда ежегодно съезжаются около миллиона туристов со всей страны.

МНЕНИЕ

Сергей Жуган, глава Михайловского район:

— Китайцам сегодня интересна российская деревня, экологически чистые продукты. И, как правило, они посещают поярковский музей, заходят в местные магазинчики, скупают рыбу и мед. Правда, этот интерес исходит от граждан КНР, которые приехали с юга и впервые побывали в нашей стране. Обмену местными туристами мешает пограничный режим обоих населенных пунктов. В отличие от Хэйхэ, где турист может утром приехать, а вечером уехать, из Сюнькэ ты можешь вернуться только на следующие сутки, а соответственно —  ночь в Китае тебе обеспечена. Это расходы. И смысла ехать туда российскому туристу нет. Туризм — это перспективное направление, но им пока никто не занимается вплотную. 

Вблизи Сюнькэ  есть китайская родина русских

Китайский уезд Сюнькэ сегодня недооценен в плане международного туризма, считают регионоведы. Не многие, например, знают, что в 12,5 километра к востоку от городской зоны Сюнькэ расположена уникальная деревня Сяодинцзы— так называемая китайская родина русских. Из почти 900 жителей деревушки около половины — русские. Это единственное место на южном побережье реки Амур, где сосредоточено такое количество потомков русского происхождения. Поскольку там в большинстве своем проживают китайско-русские метисы, ежегодно деревня привлекает огромное количество китайских и иностранных ученых и туристов. История русской деревни насчитывает более 100 лет. Согласно историческим записям, еще в середине 19-го века Поярково был единственным русским поселком, который имел торговые отношения с Китаем. В свете китайско-российских культурных и торгово-экономических связей в 2004 году в этой деревне были построены улица с русским колоритом, российский курортный остров и столовая.