• Эффективность обучения без границ в благовещенских образовательных  учреждениях оценила мэр города.
  • Инклюзивное образование включает не только совместное обучение,  но и творчество.

13‑я школа первой в городе занялась внедрением инклюзивных технологий. Сегодня в образовательной организации обучаются 165 школьников с ограниченными возможностями здоровья, из них 53 — дети с инвалидностью. В числе ребят с особенностями — слабовидящие и слабослышащие ученики, подростки с гиперактивностью, задержкой развития, церебральным параличом. В школе созданы все необходимые условия для колясочников: установлены двухуровневые пандусы, расширены дверные проемы, во всех кабинетах убраны пороги, а на первом этаже оборудованы специализированные туалетные комнаты.

Среди особенных ребят, приезжающих на уроки в школу № 13, есть и воспитанники детских домов. Для них поездка в школу — не только образовательный процесс, но и возможность расширить свой круг общения, который обычно ограничивается стенами интерната. «Раньше эти дети обучались изолированно. Теперь на специальном автобусе они приезжают в обычную школу, где созданы условия для них. Здесь они могут общаться и учиться вместе с другими детьми, принимать участие в любых мероприятиях», — отметила заместитель мэра Светлана Яковлева.

За годы реализации программы «Доступная среда» благовещенская школа № 13 получила финансовую поддержку в размере 3 миллионов 337 тысяч рублей из федерального, областного и городского бюджетов. На эти средства было закуплено уникальное оборудование, позволяющее создавать комфортные условия для обучения ребят с особенностями развития. В сентябре текущего года образовательное учреждение заняло первое место на региональном этапе всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа».

— Заглянув на уроки и пройдя по коридорам, я заметила, какая благополучная обстановка создана в школе, — поделилась впечатлениями мэр Валентина Калита. — Ученики живут очень дружно, хотя мы помним, что вначале все было по‑другому. Причем неприятие новой системы первое время демонстрировали даже не столько обычные дети, сколько их родители. Пришлось переломить эту идеологию, постепенно приучая к тому, что все люди разные и никто не застрахован от различных серьезных перемен в жизни. Поэтому очень хорошо, что сегодня все учащиеся чувствуют себя в школе на равных, вместе сидят за партами, участвуют в творческих и спортивных мероприятиях.

От дефектолога до тифлопедагога

Инклюзивную педагогику в школе № 13 официально практикуют с 2011 года. Однако история с обучением по адаптированным программам в учреждении началась гораздо раньше — еще в 2005 году.

— Тогда закрывалась школа-интернат № 21, где обучались дети с задержкой психического развития. Сироты разъехались по детским домам области, а детей, воспитывающихся в семьях, перевели учиться в нашу школу, — рассказала замдиректора по учебно-воспитательной работе Лариса Попова. — С 1‑го по 9‑й классы были открыты коррекционные классы седьмого вида, то есть рассчитанные на детей с задержкой психического развития. Пришлось переобучить коллектив, освоить новые методики. Наши педагоги проходили повышение квалификации в Амурском институте развития образования, к нам приезжали специалисты московского Института психолого-педагогических проблем детства. Так мы получили определенный профессиональный опыт, поэтому, когда началась программа «Доступная среда», нашей школе было предложено принять в ней участие.

По словам Ларисы Поповой, сегодня в школе № 13 по основным общеобразовательным программам обучаются 19 учеников с особенными потребностями здоровья. Для 146 детей разработаны специальные адаптированные программы. При этом по инклюзивной методике работают 52 из 58 педагогов школы. В их числе и профильные специалисты — педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог. Почти все учителя начальных классов имеют специализацию «Олигофренопедагогика». Также среди учителей, работающих с малышами, есть тифлопедагог.

Особые технологии

В помощь специалистам в школе имеется профессиональное оборудование, предназначенное для особенных учеников. Для слабослышащих ребят это звукоусилитель, для слабовидящих — читающее устройство, способное озвучивать текст из учебника или с доски. Есть и универсальный световой планшет, который можно подключать к компьютеру и проектировать на нем любые объекты, включая здания.

Для детей с особенностями развития в школе организованы не только учебные зоны, но и рекреации. Например, обустроена комната психологической разгрузки, в которой и освещение, и аудиосопровождение направлены на релаксацию. «Здесь могут заниматься ребята с разными особенностями здоровья, начиная с гиперактивности и заканчивая ДЦП. Если у ребенка проблемы с вниманием, можно использовать сенсорную колонну или масляный диск, создающий проекции на стене, — уточнила школьный педагог-психолог Елена Камская. — Есть мягкие фиброволокна: они меняют цвет, из них можно плести косички, завязывать узелки, что помогает развить мелкую моторику». Также в свободное от уроков время ребята могут посещать кружки по обучению игре на гитаре, робототехнике, песочной анимации.

Кроме творческого развития, особенным школьникам доступны спортивные тренировки. Ребята занимаются на кардиотренажерах: эргометре, беговой дорожке, степпере, велотренажере, делают гимнастику, тренируют вестибулярный аппарат и развивают координацию движений. Три года подряд на базе школы проходит общегородская спартакиада «Спорт равных возможностей», в рамках которой ребята соревнуются в метании мяча, беге, шашках, настольном теннисе и дартсе.

МНЕНИЕ

Валентина Калита, мэр Благовещенска:

— В рамках проекта «Добрый город» мы стараемся сделать все от нас зависящее, чтобы город стал доступнее для детей с любыми особенностями здоровья. Мы работаем над тем, чтобы ребята могли получить качественное образование в стенах школы, и находим возможность для софинансирования всех проектов, реализуемых на уровне Российской Федерации. Важно, что сегодня инклюзивное образование реализуется в школах, расположенных в разных районах Благовещенска. В 2017 году мы также не откажемся ни от одной возможности участвовать в федеральных проектах, направленных на создание в городе доступной среды. Это нужно не только ребятишкам с особенными потребностями, но и обычным детям, которых такое совместное обучение учит гуманности и человечности.