• Фото: Александр Мельников
  • Фото: Александр Мельников

Заложники системы

Квартира пенсионерки Берегового (женщина попросила не указывать фамилию) — обычная «двушка» со стандартным санузлом. Над раковинами в ванной и на кухне смесители. «Нас тут обвиняли, будто мы воду шлангами сливаем из батарей. Неправда это, смотрите сами, — качает она головой. — Трубы строители закладывали, мы ничего не меняли». Внешне кажется, что квартира подключена к горячему водоснабжению. Но на самом деле кипяток переназначен только для батарей.

— Это открытая система водоснабжения, типичная для советской постройки, — комментирует глава поселка Берегового Петр Цемуе. — В систему водоснабжения врезаны стояки и разведены по квартирам — по ванным, кухням. В домах стоят обычные раковины и смесители. Но при этом вода, которая течет из крана, незаконно отобрана из системы водоснабжения. Получается, все эти годы жители пользовались горячей водой, лишая систему кипятка, необходимого для отопления.

Жители не отрицают — они знают о том, что вода техническая. «Но ведь платили столько лет за нее, и сейчас платим! Кто без счетчика — 205 рублей с человека, остальные за потраченные кубометры рассчитываются, — показывают квитанции и приборы учета жители поселка. — И всех все устраивало, а этой осенью вдруг выяснилось, что пользоваться горячей водой из кранов нельзя».

Неподходящая вода

О проблеме использования горячей воды в поселке заговорили осенью этого года. Случилось это после того, как у ресурсоснабжающей организации Берегового сменилось руководство.

— На самом деле обеспечивать поселок горячей водой из системы отопления мы просто не имеем возможности, — комментирует директор МУП «Жилкомэнерго» Николай Коренец. — Дело в том, что люди не платят за потребление горячей воды — управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области отказалось утвердить соответствующий тариф. Официальный ответ звучал так: «Пользование технической водой из системы теплоснабжения есть не регулируемая услуга, а запрещенный разбор теплоносителя». Что касается сумм, которые раньше платили жители, — это было самовольное решение органов местного самоуправления, мы же будем работать по закону.

Как стало известно АП, предприятие не смогло подготовить соответствующий пакет документов для утверждения тарифа на горячее водоснабжение.

19

километров — протяженность труб с горячей водой в поселке Береговом

По словам специалистов управления цен и тарифов, тариф на горячую воду устанавливается только для закрытых систем водоснабжения. В открытой он может быть рассчитан из тарифа на воду и на тепловую энергию. Однако и этот способ ресурсникам недоступен.

— Вода, которая течет по батареям, техническая и имеет соответствующие характеристики. Начну я брать деньги за кипяток из крана, придет Роспотребнадзор и оштрафует: ведь эта вода нормам питьевой по СанПиНу не соответствует, — объясняет Николай Коренец. — К тому же стоить она будет огромных денег.

Дорогие убытки

Дело в том, что котельная Берегового отапливается электричеством. По словам старожилов поселка, плата за отопление никогда не покрывала расходов местной фабрики тепла. Однако субсидии перекрывали убытки котельной. В двухтысячных годах дотации начали сокращать. И выяснилось, что за зиму котельная «проедает» гораздо больше того, что оплачивают жители.

— МУП «Жилкомэнерго» пришло в Береговой в 2014 году, после банкротства предыдущей ресурсоснабжающей организации, — говорит нынешний директор предприятия. — Когда я этим летом стал руководителем, приехал на котельную и поднял журнал, выяснилось, что норматив потери воды в пять раз больше нормы: 110 кубов в сутки вместо 18. И это притом что вся система составляет 300 кубов. В итоге за один отопительный сезон наши убытки составили 10 миллионов рублей! Я прекрасно понимаю жителей и тоже бы возмущался, если б мне отключили горячую воду. Но кто возместит нам затраты?

Согласно расчетам ресурсников, тариф на горячую воду в этом случае должен составлять примерно 400 рублей за куб вместо 70, по которому платили жители до последнего времени.

— Когда я разобрался с ситуацией, отменил эти незаконные сборы за горячую воду, — говорит Николай Коренец. — Кипяток нельзя спускать через краны не только потому, что это траты для ресурсоснабжающей организации, но и потому, что такой разбор представляет опасность для всей системы теплоснабжения. Вода, которую котельная пускает по трубе, должна вернуться практически в полном объеме и теплой. Вместо этого треть кубов до нас просто не доходит и мы вынуждены закачивать в систему ледяную. Все это чревато нарушением работы котельного оборудования.

Поэтому сейчас МУП «Жилком­энерго» видит только один способ борьбы с хищением горячей воды: добавление в кипяток уранина-А, который красит воду в ядовито-зеленый цвет. «Мы, конечно, не хотим идти на крайние меры, постоянно ведем диалог с руководством поселка, ведем разъяснительную работу с населением. Предлагаем помощь в установке бойлеров в квартирах. Но сливать воду из системы отопления больше нельзя, и мы будем бороться с нарушениями», — подчеркивает директор предприятия.

Каждому по водонагревателю

Наиболее оптимальный выход с экономической точки зрения, который видят в сложившейся ситуации и местные, и областные власти, — покупка индивидуальных водонагревателей.

Раньше, когда Береговой относился к прииску, с нас вообще не брали деньги за горячую воду. Говорили, цена включена в отопление.

— Проложить отдельную ветку для горячего водоснабжения поселка без участия инвесторов сегодня невозможно — в бюджете нет таких средств, — говорит начальник отдела строительства, архитектуры и ЖКХ Зейского района Ирина Цивилева. — К тому же, согласно федеральному законодательству, с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не будет допускаться. Поэтому мы рекомендовали жителям поселка приобретать бойлеры.

Для многоквартирных домов сейчас рассматривается еще один вариант — общедомовые водонагреватели.

— Два-три таких теплообменника мы сможем поставить на средства бюджета поселка. Но всего у нас 21 многоквартирный дом, и обеспечить все средств не хватит, — говорит глава. — Ведь каждый из них стоит около 40 тысяч рублей.

Есть и еще одна проблема — во многих жилых домах нет технических помещений для размещения общедомовых бойлеров. А это значит, придется тратить деньги на их строительство и оборудование.

Однако министерство ЖКХ Приамурья рекомендует перейти все же на индивидуальные бойлеры: «Обслуживание и оплата электроэнергии общедомового нагревателя может привести к тому, что часть жителей дома будет вынуждена платить за своих недобросовестных соседей. В этом случае лучше установить бойлеры в каждой квартире, чтобы не возникало спорных ситуаций», — прокомментировали в министерстве.

Однако этот выход из ситуации ставят под сомнение энергетики поселка.

— Береговой строился в 1974 году и инфраструктура была соответствующая: тогда самым энергоемким прибором в семьях был утюг. Сегодня, если весь поселок перейдет на бойлеры, проводка может не выдержать напряжения. Нам нужны новые линии, — говорит директор компании «Трансэнерго», которая распределяет электроэнергию потребителям в Береговом. — Еще один вопрос — качество холодной воды, она зачастую ржавая. Как долго бойлеры смогут работать в такой ситуации?

В министерстве ЖКХ Приамурья на запрос АП ответили: «В рамках программы капитального ремонта пре­дусмотрено в том числе проведение ремонта внутридомовых электрических сетей».