«Ракурс» Андрея Анохина. С тяжелым паром!

Амурчане просят вернуть банный день

Говорят, село без школы обречено на вымирание. У деревни нет будущего без хора и клуба, вторят другие. Однако, на мой взгляд, фундаментом народных традиций всегда была баня. Если так разобраться, то ходили в нее не столько помыться, сколько очиститься, отдохнуть, отвести душу. В конце концов, поговорить за жизнь — без чинов и регалий, на равных, хоть со скотником, хоть с председателем. В таких условиях язык не повернется назвать банный день гигиенической процедурой. Скорее, мероприятие, если хотите — корпоратив! Село без хорошей бани уже не село, а так — общежитие.

Дорогой билет

К большому сожалению, банный день в амурских селах под запретом, шайки-лейки уходят в небытие. Хорошая парилка исчезает как явление и становится недоступной. Под вопросом сама возможность существования целого пласта народной философии и традиций.

Жительница села Марково пенсионерка Валентина Шилова два года пишет письма во все инстанции. От имени односельчан просит открыть сельскую баню. Когда‑то марковская парилка была центром притяжения для многих окрестных сел. Туда приезжали погреть кости жители Аэропорта, Новотроицкого, Михайловки, Грязнушки…

— Там и парикмахерская была, и лимонад продавали. Мужики наши любили собираться, из парилки выбегали, в снег прыгали. Мы, женщины, тоже не отставали. Банный день для села — это не дата в календаре, это целое событие, а для многих и праздник, — делится Валентина Викторовна. — Года два как мы лишены этого удовольствия. Стоит наша баня закрыта на все замки, заколочена. Сердце кровью обливается, но самое главное — возможность элементарно помыться есть не у всех. У нас на все село 6 коммунальных домов. Часть людей собственные бани построили, но такие, как мы, пенсионеры, остались ни с чем.

Глава Марковского сельсовета Юрий Шмилев к бедам односельчан относится с пониманием, однако ситуацию с баней сравнивает с выкручиванием рук.

— Я сам баню люблю, мне уже седьмой десяток и наших пенсионеров прекрасно понимаю. Более того, эта баня при мне вторую жизнь обрела. Как вступил в должность, так с 2005 года и веду за нее борьбу, — рассказывает Юрий Владимирович. — Еще несколько лет назад баню субсидировал районный бюджет, на ее поддержку выделялось 350 тысяч рублей ежегодно. Плюс порядка 200 тысяч рублей из собственных средств давала ресурсоснабжающая организация. Как кризис начался, бюджетные деньги выделяться перестали, а средств сельсовета и без того мало. Пытались решить проблему за счет стоимости билета — подняли ее с 35 рублей до 100 рублей для детей и со 100 рублей до 200 рублей для взрослых. В баню пришло всего два человека. На этом история закончилась.

Как уже неоднократно писала АП, сельские общественные бани оказались под ударом с тех пор, как началось распределение полномочий. Небогатым сельсоветам такая ноша оказалась не под силу. В советские годы помывочные заведения находились на балансе колхозов и совхозов. Предприятия-передовики легко несли на себе этот незначительный, казалось бы, груз. Цена билета оставалась сугубо символической.

Село без хорошей бани уже не село, а так — общежитие.

Капитализм представления о социальной ответственности бизнеса кардинально перекроил. Населенные пункты Приамурья, где общественные бани содержатся на средства фермеров и агрохолдингов, теперь можно по пальцам пересчитать. К слову, в Маркове и вовсе не зарегистрировано ни одного фермера. Идти на поклон и просить помощи элементарно не к кому.

Цивилизация убивает парилку

— До недавнего времени в Благовещенском районе было четыре муниципальных бани. Речь идет о селах Марково, Грибское, Гродеково и Чигири. Изначально их содержали сельхозпредприятия, в качестве социальной нагрузки. Позже бани перешли в ведение сельских администраций. При этом их себестоимость никогда не покрывалась ценой билета. Во многом работа бань опиралась на финансовую поддержку теплоснабжающих предприятий, — отмечает глава Благовещенского района Сергей Адаменко. — Какое‑то время мы поддерживали их за счет бюджетных источников. Районная администрация возмещала часть затрат ресурсоснабжающим предприятиям. Такая политика позволяла удерживать стоимость билета на уровне 50—100 рублей. Однако мы все стали заложниками непростой экономической ситуации, кроме того, положение усугубляется инфляцией. При этом баню нужно топить, содержать, ремонтировать, оплачивать работу банщика, энергозатраты на каменную печь и так далее.

И без того непростое положение сельских бань осложняет стремление амурчан к цивилизованному образу жизни. Все индивидуальные новостройки изначально проектируются с теплыми туалетами, ваннами и горячим водоснабжением. Впрочем, язык не поворачивается упрекнуть людей за желание жить как в городе. Но с приходом цивилизации в каждую деревенскую хату потребность в общественных банях падает до минимума. Опять же личные бани строятся во многих частных усадьбах.

В настоящее время в Благовещенском районе действует всего одна общественная баня, которая расположена в селе Чигири. Но в Чигирях и численность населения почти 16 000 человек, и живут в большинстве своем горожане. Платежеспособность людей на порядок выше, чем в натуральной сельской местности.

Идея для бизнеса

Другой пример — Грибское, в котором шестьдесят процентов жилого сектора — это коммунальные дома со всеми удобствами. Большинству местных жителей нужна баня не для мытья, а чтобы попариться. На такое положение вещей должен делаться упор при организации нового банного сервиса. Именно сервиса, в котором уже не будет места ржавым тазикам и обшарпанным стенам. Главы районов, включая Благовещенский, ждут прихода инвесторов.

— Наши бани закрыты, но не уничтожены и находятся на консервации, — отмечает Сергей Адаменко. — Если придут люди, желающие взять на обслуживание практически готовый объект, мы будем только рады. Нужно понимать, что баня уже не рассматривается в качестве только помывочного заведения. Чтобы привлечь поток людей, необходимо нечто большее. То есть как минимум нужна сауна, но опять же все упирается в платежеспособность населения. Не исключаю, что в будущем вновь станет возможным компенсировать часть затрат за счет бюджета. Сегодня актуальная цена билета — 250 рублей. Это при условии работы без прибыли.

В общем разбираться в банной экономике можно до бесконечности. Впрочем, баня — это не Дом культуры, не ФАП и не школа. Залог возрождения общественных бань в их бесповоротной коммерциализации, замешанной на человечности и сострадании. Когда за счет состоятельных клиентов можно ввести льготные помывочные билеты для пенсионеров и школьников. Точно так же амурские автопредприятия за счет прибыльных маршрутов содержат убыточные направления. От этого никуда не уйти. Сегодня даже в частных парикмахерских ветеранов и инвалидов стригут за полцены.

На этом же фоне не совсем понятно молчание соискателей бесплатного дальневосточного гектара. Вот она, великолепная возможность и идея для бизнеса. Тем более ради приличной парилки люди готовы мотать десятки километров из всех окрестных сел.