Непростительные ошибки начались, как это часто бывает в наши дни, еще на стадии трейлеров, в которых создатели картины раскрыли большинство интриг. Вероятно, по этой причине во вполне прямолинейном сюжете в итоге появились ненужные персонажи. И это при том, что в целом в фильме занято лишь несколько десятков актеров, львиная доля которых озвучивает разного рода железяки или просто лежит без движения в гибернационных камерах. Изначально задумка смотрелась неплохо: тысячи землян отправляются на далекую планету за новой жизнью, лететь им больше века, а двое из них просыпаются гораздо раньше срока — деваться некуда, придется жить и умереть в пути. Для полного счастья, конечно, не мешало бы подсадить на борт какую-никакую инопланетную зубастую зверюшку, но перед нами совсем другое кино, в котором главным врагом героев становятся их собственные желания, впрочем, как и основным союзником. Актриса Дженнифер Лоуренс располагает достаточными данными и опытом, чтобы разыгрывать спектакль, в котором на сцене не бывает более трех героев. Тут, правда, сценарий подкладывает очередную свинью, так что умения ей особенно показывать негде. Нужно все больше орать, бегать, плавать или вдохновенно повторять одну и ту же ахинею о новой жизни в других мирах.

Гораздо более серьезная проверка ждала Криса Пратта, который хоть и заслуженный звездолетчик благодаря «Стражам галактики», но обычно ему для уверенности в кадре нужно что-нибудь вроде говорящего енота или хотя бы еще нескольких крутых мужиков в ковбойских нарядах. Как ни странно, актер не очень справляется именно с того времени, как режиссер наконец подсовывает ему партнершу. Механик Джим, который только что успешно смешил публику (пусть иногда и голым задом) и разыгрывал трагедию в шаге от прыжка в открытый космос, при первой беседе с Авророй приобретает собачий взгляд, с которым не расстается до последних кадров. Сама героиня практикует феминизм вплоть до мордобоя, потешно рассуждает о писательстве и даже сама готовит книжонку для потомков. Хочется верить, что человечество в будущем отыщет для этих целей кого-нибудь более подходящего, пусть даже и менее симпатичного. Чтоб зритель не слишком уставал от вида пары миллионеров, им в помощь отрядили Майкла Шина как признанного мастера второго плана. Он играет обязательного для фильмов про долгие полеты к невиданным мирам андроида. Робот-бармен в данном случае особенно необходим экипажу, который вместе с пассажирами намеревается проспать 120 лет. Обаятельная машина быстро наливает, ловко протирает стаканы и ведет философские беседы, но не может сделать ничего, когда на корабле начинаются неполадки. Эш, Бишоп и Дэвид животики бы надорвали.

Корабль движется, кружась, сквозь космические пучины, милые тешатся и ссорятся, регулярно опустошая хозяйский бар, а все опасности можно преодолеть, ведь «ничто не случайно». Этот слоган наилучшим образом подходит для художественного фильма, в котором случайно практически всё; в котором тысячи людей ложатся спать в плацкартном вагоне, чтобы пролететь миллионы миль при мирно посапывающем неподалеку машинисте. У корабля в каком-то там 27-м веке нет связи с Землей (далеко улетел) и системы, которая в случае чего разбудит хотя бы капитана, зато есть армия роботов-пылесосов, металлических официантов на колесиках и голографических азиаток. Еще в нем имеется «реактор», окруженный стеклянными окошечками, и автоматический лекарь, который ведет себя как сотрудник незабвенной советской поликлиники, и много еще всего, что никоим образом не помогает настроить зрителя на серьезный лад. И вот тут рядышком Лоуренс, отрабатывая огромный гонорар, талантливо играет молодую женщину, только что узнавшую, что умрет в не самом приятном и малонаселенном месте, а публика ломает голову, на кой черт ей с собой все эти платья и босоножки, если она собиралась проснуться через век с хвостиком, а после этого зачем-то несколько месяцев «готовиться к жизни на новой планете» — тоже на лету. Корабль невообразимо огромен, хотя герои иногда и бегают из комнатки в комнатку пешочком. Но его размеры нам объясняют тем фактом, что корпорация-хозяйка зарабатывает на колонизации планет «миллиарды миллиардов», а чего они вообще там везут — непонятно. Но есть розы в багаже.

Идут века, а у человечества в распоряжении все те же ПИН-коды, планшетные компьютеры и автоматы по выдаче кофе. Тильдум как будто не заметил, как сильно изменилась окружающая жизнь только за последние несколько десятков лет. Технику, которая стоит больше, чем можно себе представить, приходится в итоге чинить какими-то монтировками, уложенными в «футуристические» чемоданчики —  как пригодился бы на борту космонавт Лев Андропов из еще более фантастического фильма «Армагеддон»! Зато машины, похоже, одержали полную и безоговорочную победу над человечеством и безо всяких там восстаний. По крайней мере, они позволяют себе вести себя совершенно по-скотски, когда к ним обращаются создавшие их люди со своими нелепыми проблемами. Что такое «колонизация» и уж тем более «терраформирование», создатели картины и вовсе, похоже, плохо себе представляют. На корабле у них летят какие-то туристы, не способные пару месяцев обходиться без креветок и шампанского, которые при этом всем мечтают уже наконец долететь и «построить дом своими руками». Выходит, человечество к этому моменту так перенаселило свою планету, что с подобными целями надо за огромные деньжищи лететь в неизвестность? Ну, по пять тысяч зараз они долго будут переселяться. Но зато с бассейнами и комнатами для танцевальных и других подвижных игр.

О той части «Пассажиров», которая описывает зрителю подобие катастрофы, и говорить не хочется. Она рассчитана на совсем уж непритязательный вкус, благодаря чему совершенно неважно, кто там отважно бросается спасать сограждан — актриса Лоуренс или актриса Ходченкова. Остается только любоваться искусственным космосом, который местами действительно завораживает, хотя и не выглядит ни капельки опасным. Тильдум страдает в сомнениях, вроде бы создает возможность для сиквела, затем весьма решительно ее отвергает, создает вновь — и так чуть ли не до бесконечности. По крайней мере, вторая половина фильма выглядит именно что бесконечной, и когда на экране наконец зачем-то появляется заявленный на постерах Энди Гарсиа, испытываешь неподдельное облегчение просто от того факта, что на этом все. Зачем и кому все это было нужно — сказать сложно, ведь создатели картины даже отказались возить в свой съемочный космос звездно-полосатый флаг, который отлично смотрелся бы как минимум в трех до отвращения пафосных моментах. И когда сегодня говорят, что кино разочаровало критиков и зрителей, но зато привлекает внимание к проблемам освоения космоса, звучит совсем уж не смешно: если повторять в кадре слово «гибернация» каждые пять-десять минут, она вряд ли быстрее станет доступной. Внимание, похоже, пора привлекать к жанру sci-fi (science fiction буквально переводится с английского как «научный художественный вымысел» или «художественный вымысел о науке»), за который скоро начнут выдавать все подряд.

Что показывают в кинотеатрах Благовещенска на этой неделе, смотрите в разделе «Афиша».