Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту крушения ТУ-154 по статье 351 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия». Все пассажиры следовали на авиабазу Хмеймим в Сирию, чтобы поздравить российских летчиков с наступающими новогодними праздниками.

Версия первая: теракт

Возможность теракта на летевшем в Сирию самолете силовые структуры считают маловероятной. В случае даже небольшого взрыва на борту лайнер должен был разрушиться при ударе о воду, а этого не произошло: Ту-154 ушел на дно относительно целым. Об этом свидетельствует и тот факт, что обломки не остались на поверхности, а всплыли гораздо позже, пишет «РБК». Кроме того, при теракте близость аэропорта Сочи к другим странам позволила бы им зафиксировать взрыв на борту лайнера или попадание в него ракеты. Системы наблюдения установлены в Турции, Грузии и на Украине. Как сообщил газете «Коммерсантъ» высокопоставленный сотрудник силовых структур, каждый российский самолет, вылетающий в Сирию, становится объектом пристального внимания со стороны стран НАТО.

Между тем версия теракта продолжает отрабатываться. Источник в Министерстве обороны отмечает, что к расследованию подключилась ФСБ. Сотрудники спецслужбы проверяют всех, кто мог подходить к судну в военном аэропорту Чкаловский и в Адлере. Идет стандартная для таких случаев проверка.

Так как самолет садился на дозаправку, к нему подходило много технических служб и возможность положить взрывное устройство в отсеки была, уверены некоторые эксперты. С другой стороны, ТУ-154 был самолетом Минобороны РФ и его должны были обслуживать проверенные люди.

«Если была мгновенная потеря связи с экипажем, то это, скорее всего, взрыв самолета или столкновение в воздухе с каким-то предметом», — рассказал член комиссии при президенте по развитию авиации общего назначения Юрий Сытников.

Версия вторая: неисправность самолета

Неисправность самолета сейчас рассматривается как основная причина падения лайнера. Скорее всего, при наборе высоты могла возникнуть техническая неисправность критического характера, которая привела к катастрофе.

Возможной причиной крушения, по мнению опрошенных «Коммерсантом» экспертов, могла стать несинхронная уборка закрылков. Это происходит при обрыве проводов. Кроме того, самолет мог войти в плоский штопор из-за заклинившего стабилизатора. В этом случае машина теряет скорость и уходит вниз. «По всей видимости, при столкновении воздушного судна с водной поверхностью произошел гидроудар, что повлекло за собой большой разлет обломков», — отметил эксперт.

По мнению другого специалиста, ЧП на борту произошло после того, как судно взлетело и были убраны шасси и закрылки. «Здесь масса технических вещей, которые могут случиться. В итоге самолет из-за малой скорости может просто перевернуться», — отметил в разговоре с РБК заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский.

«Чтобы отказали сразу три двигателя, должно случиться что-то сверхъестественное. Отказ даже одного двигателя — это критическая ситуация, но я не думаю, что она могла привести к катастрофе. Произошло что-то на борту, на что не успели среагировать летчики. Так, например, было с крушением пассажирского самолета над Египтом. Произошла молниеносная разгерметизация самолета, и он потерял управление», — полагает заслуженный летчик-испытатель Герой России Юрий Ващук.

Также одной из первых появилась версия, что в двигатель самолета могла попасть птица. Но специалисты ее опровергают. «Если бы попала птица, у экипажа была бы возможность сообщить на землю. После взлета экипаж набрал достаточную высоту, птицы на такой высоте не летают», — подчеркнул в разговоре с РБК специалист по безопасности полетов Александр Романов.

Версия третья: ошибка пилота

Хотя версия об ошибке пилотов существует и эксперты обязаны ее рассматривать, она не является приоритетной. Как считает беседовавший с «Интерфаксом» специалист, версия ошибки пилотов маловероятна, так как они имели большой опыт управления воздушными судами такого типа и значительный налет часов.

Возрастная категория материалов: 18+