• Алексей Учитель
  • Алексей Учитель с сыном
  • С «Никой» и Константином Эрнстом

Ставка на молодых

Алексею Учителю как режиссеру за годы своего творчества не раз приходилось рисковать, делая ставку на молодых и еще пока никому не известных актеров. Так было и в ленте «Космос как предчувствие», и в картине «Прогулка».

— На картине «Космос как предчувствие» я в последний момент все-таки принял решение снимать вместе с Евгением Мироновым Женю Цыганова, хотя изначально на эту роль был намечен совершенно другой актер, — вспоминает Алексей Ефимович. — И теперь могу сказать, что это было абсолютно правильное решение. Видимо, я везучий человек.  А вообще убежден, что кинорежиссеру нужно больше ходить в театр, а мои коллеги это редко делают. Не столько из-за того, чтобы смотреть, как поставлен спектакль, но чтобы почувствовать живую связь с актерами — особенно с теми, с кем дальше собираешься работать. Обязательно нужно увидеть, как они играют в театре. Я практически никогда не снимал актеров, которые работают только в кино. Это мой принцип. Мне кажется, что без театра актер теряет очень многое. И на нашей киностудии «Рок», которую я возглавляю, существует практика: мы смотрим во всех театральных училищах последние курсы, выбираем несколько человек и «ведем» их дальше. И вот результаты: Ирина Пегова, которая сыграла у меня в «Прогулке», была найдена в «Мастерской Петра Фоменко». Елена Лядова, которая сейчас справедливо знаменита, дебютировала у меня в фильме «Космос как предчувствие» — ее я увидел в дипломном спектакле училища имени Щепкина…

Театр на площадке

Был в биографии Алексея Ефимовича и такой случай, когда в его фильме снималась почти полным составом труппа одного театра — «Мастерской Петра Фоменко».

Алексей Учитель режиссер 15 фильмов и продюсер 35 картин. В 2005 году его лента «Космос как предчувствие» завоевала главную награду — «Золотого Святого Георгия» и «Золотого орла» за лучшую режиссёрскую работу. Летом 2008 года в Карловых Варах на 43-м международном кинофестивале фильм «Пленный» получает награду «Хрустальный глобус».

— Я долгие годы дружил с Петром Наумовичем Фоменко, — пояснил Учитель. — И когда я снимал в Крыму «Дневник его жены», общался с ним по телефону и просил отпустить на съемки Галину Тюнину, которую называю своим талисманом и считаю любимой актрисой. Но Петр Наумович был тверд: «Нет, у нее репетиции». И тут же в сердцах мне бросил: «Вот следующим летом берите весь театр и снимайте!» Я еще не знал, что именно буду снимать, но на всякий случай сказал: «Ловлю вас на слове!» А через некоторое время возникла идея сделать фильм «Прогулка», в которой и Паша Баршак, и Женя Цыганов, и Ира Пегова сыграли свои дебютные роли. Они все были молодыми и играли как раз в этом театре. А все маленькие роли исполняли уже довольно знаменитые актеры, они приезжали на съемки буквально на один-два дня. Одна из сестер Кутеповых в то время родила, у нее был двухмесячный ребенок. И мы были вынуждены каждые два часа прерывать съемку, чтобы она пошла в специальный автобус и покормила малыша. Вот такой получился творческий и азартный эксперимент со съемкой целой труппы в одном фильме.

Платформа для Пеговой

— В «Прогулке» я довольно быстро утвердил Баршака и Цыганова, а вот героиню долго найти не мог, — продолжил Алексей Ефимович. — Я актерам сказал: «Вам с ней в фильме идти, так что сами и выбирайте!» Что тут началось! Цыганов еще поскромнее: привел парочку актрис и все. А Баршак приходил поочередно со всеми своими знакомыми. (Улыбается.) Было даже и такое, что он приводил девушку и говорил: «Она, не актриса, на факультете журналистики учится, но очень классная!» (Смеется). А когда я им объявил, что сниматься будет Пегова, которую они до этого знали, оба немного затосковали…

Алексей Учитель с Леонидом Ярмольником и Валерием Тодоровским.

Впрочем, Пегова быстро доказала, что искали ее так долго неслучайно. Ее образ получился ярким и запоминающимся, а игра актрисы не раз приятно удивляла и самого режиссера.

— У нас была очень эмоциональная и мощная сцена, когда они втроем прячутся от дождя под каким-то навесом, — рассказал режиссер. — У нас было три поливальных машины. На репетиции все выглядело просто замечательно. Но когда мы начали снимать, то что-то перестало получаться, и вода закончилась. Привезли дополнительную воду, но вновь ничего не выходило. А я понял: все дело в Ире. Она была какой-то тусклой, без эмоций. И тут Пегова сказала мне: «Мало воды». При этом все были мокрыми до нитки — и она, и вся труппа, и я сам. Я мог тогда взбеситься и закричать: «Прекрати валять дурака!» Но я попросил на следующий день две дополнительные машины, и мы разошлись. И уже на следующей смене с первого дубля она сыграла потрясающе! Видимо, Ире надо было отключить какой-то внутренний тормоз. Она вообще актриса, которая не любит умных слов. С Ирой очень интересно работать, многие вещи она сразу чувствует не только актерски, но и по-женски интуитивно…

Был один момент, когда Ирине Пеговой пришлось играть не только на камеру, но и для прохожих.

Я практически никогда не снимал актеров, которые работают только в кино. Это мой принцип. Мне кажется, что без театра актер теряет очень многое.

— В фильме есть сцена, где на крыше Исаакиевского собора Пегова бежит наверх. А на самом верху она выходит на смотровую площадку и, по сюжету, падает в обморок, тем самым обманывая ребят. Когда Ира упала в обморок, то какие-то две тети, растолкав нас всех, кинулись к ней с криком: «Мы врачи!» Начали над ней «колдовать». А мы все стоим и не знаем, что делать. Но Пегова — молодец, она сыграла все до конца — никто из врачей не понял, что это съемка… С Пеговой был еще такой интересный момент. Ирина — очень маленького роста, а Цыганов и Баршак — наоборот, рослые. И для нее специально были сделаны туфли на платформе высотой 35 сантиметров, иначе она просто «проваливалась», когда мы начинали снимать…

Свежесть восприятия

— У каждого режиссера — своя методика работы с материалом и актерами, свой подход, — пояснил Алексей Учитель. — Например, Никита Сергеевич Михалкова сначала как спектакль проигрывает с актерами всю картину, а потом уже начинает снимать. Я же не сторонник этого метода — мне кажется, что когда все отрепетировано, а люди выходят на съемочную площадку немного в других условиях, в более натуральной обстановке, то теряется некая свежесть и чувство первого восприятия. Хотя тут правил нет. Когда я работал над картиной «Космос как предчувствие», Евгений Миронов меня попросил: «Давайте почитаем сценарий фильма». Я согласился, сказал, что, конечно, сделаем это все вместе. Но он тут же оговорился: «Нет-нет, только со мной». И три дня он читал, а я слушал. Он тут же задавал вопросы, мы останавливались на каких-то моментах. Так он уяснял себе, кого он играет, вживался в характер героя… Кстати, в той же картине у Миронова была очень сложная сцена с Пеговой: она должна была ему признаться в своей измене. Я долго думал, как это лучше сделать. Но в итоге Ира сказала: «Не надо ничего репетировать — пусть будет естественно». И вновь с первого же дубля все гениально сыграла.

Отказать Примадонне

По признанию мэтра, его всегда удивляло, почему все так хотят сниматься в кино?! В том числе и те, кого жизнь ни деньгами, ни славой не обделила.

— Однажды, когда я только начинал картину «Дневник его жены», мне раздался звонок. «Здравствуйте, — сказали в трубке. — Это Алла Пугачева. Я бы хотела с вами встретиться!» Я, конечно, согласился, но сказать, что  был удивлен — это не сказать ничего. Оказывается, Алла Борисовна каким-то образом достала сценарий, и ей очень захотелось сниматься в роли оперной певицы Марги. Но я понимал, что это невозможно, причем не только по причине возраста. Хотя я всегда знал, что Пугачева обладает очень хорошими актерскими данными и ранее снималась в картинах. Но конкретно сюда она не подходила. Я тогда начал что-то мычать, неуверенно говорить: «Давайте попробуем»… Месяца два я находился в ужасе, потому что понимал: в какой-то момент надо будет отказать, а как это сделать — не знал. А Пугачева уже вела разговор о графике. Но когда мы ей дали наш съемочный план — у нее, на мое счастье, на это время уже был запланирован тур по стране, и вопрос решился сам собой. В итоге Маргу сыграла актриса Елена Морозова. Но кто знает — может быть, я потерял больше.

Возрастная категория материалов: 18+