http://tehnik.shop/
Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №93 (28712) от 17 августа 2018 года
Издается с 24 февраля 1918 года
18 августа 2018,
суббота

Алексей Учитель: «Мне пришлось отказать Пугачевой»

Известный режиссер поделился интересными фактами из своей творческой биографии

Звезды

Ушедший 2016-й для известного режиссера Алексея Учителя стал юбилейным. 31 августа создателю фильмов «Дневник его жены», «Прогулка», «Край» и «Космос как предчувствие» исполнилось 65 лет. Под занавес года Алексей Ефимович вспомнил о своих самых дорогих работах, актерах, которым дал «путевку в жизнь». И о тех, кому отказал — замирая от ужаса. С режиссером встретились журналисты ИА «Столица».

  • Алексей Учитель
  • Алексей Учитель с сыном
  • С «Никой» и Константином Эрнстом

Ставка на молодых

Алексею Учителю как режиссеру за годы своего творчества не раз приходилось рисковать, делая ставку на молодых и еще пока никому не известных актеров. Так было и в ленте «Космос как предчувствие», и в картине «Прогулка».

— На картине «Космос как предчувствие» я в последний момент все-таки принял решение снимать вместе с Евгением Мироновым Женю Цыганова, хотя изначально на эту роль был намечен совершенно другой актер, — вспоминает Алексей Ефимович. — И теперь могу сказать, что это было абсолютно правильное решение. Видимо, я везучий человек.  А вообще убежден, что кинорежиссеру нужно больше ходить в театр, а мои коллеги это редко делают. Не столько из-за того, чтобы смотреть, как поставлен спектакль, но чтобы почувствовать живую связь с актерами — особенно с теми, с кем дальше собираешься работать. Обязательно нужно увидеть, как они играют в театре. Я практически никогда не снимал актеров, которые работают только в кино. Это мой принцип. Мне кажется, что без театра актер теряет очень многое. И на нашей киностудии «Рок», которую я возглавляю, существует практика: мы смотрим во всех театральных училищах последние курсы, выбираем несколько человек и «ведем» их дальше. И вот результаты: Ирина Пегова, которая сыграла у меня в «Прогулке», была найдена в «Мастерской Петра Фоменко». Елена Лядова, которая сейчас справедливо знаменита, дебютировала у меня в фильме «Космос как предчувствие» — ее я увидел в дипломном спектакле училища имени Щепкина…

Театр на площадке

Был в биографии Алексея Ефимовича и такой случай, когда в его фильме снималась почти полным составом труппа одного театра — «Мастерской Петра Фоменко».

Алексей Учитель режиссер 15 фильмов и продюсер 35 картин. В 2005 году его лента «Космос как предчувствие» завоевала главную награду — «Золотого Святого Георгия» и «Золотого орла» за лучшую режиссёрскую работу. Летом 2008 года в Карловых Варах на 43-м международном кинофестивале фильм «Пленный» получает награду «Хрустальный глобус».

— Я долгие годы дружил с Петром Наумовичем Фоменко, — пояснил Учитель. — И когда я снимал в Крыму «Дневник его жены», общался с ним по телефону и просил отпустить на съемки Галину Тюнину, которую называю своим талисманом и считаю любимой актрисой. Но Петр Наумович был тверд: «Нет, у нее репетиции». И тут же в сердцах мне бросил: «Вот следующим летом берите весь театр и снимайте!» Я еще не знал, что именно буду снимать, но на всякий случай сказал: «Ловлю вас на слове!» А через некоторое время возникла идея сделать фильм «Прогулка», в которой и Паша Баршак, и Женя Цыганов, и Ира Пегова сыграли свои дебютные роли. Они все были молодыми и играли как раз в этом театре. А все маленькие роли исполняли уже довольно знаменитые актеры, они приезжали на съемки буквально на один-два дня. Одна из сестер Кутеповых в то время родила, у нее был двухмесячный ребенок. И мы были вынуждены каждые два часа прерывать съемку, чтобы она пошла в специальный автобус и покормила малыша. Вот такой получился творческий и азартный эксперимент со съемкой целой труппы в одном фильме.

Платформа для Пеговой

— В «Прогулке» я довольно быстро утвердил Баршака и Цыганова, а вот героиню долго найти не мог, — продолжил Алексей Ефимович. — Я актерам сказал: «Вам с ней в фильме идти, так что сами и выбирайте!» Что тут началось! Цыганов еще поскромнее: привел парочку актрис и все. А Баршак приходил поочередно со всеми своими знакомыми. (Улыбается.) Было даже и такое, что он приводил девушку и говорил: «Она, не актриса, на факультете журналистики учится, но очень классная!» (Смеется). А когда я им объявил, что сниматься будет Пегова, которую они до этого знали, оба немного затосковали…

Алексей Учитель с Леонидом Ярмольником и Валерием Тодоровским.

Впрочем, Пегова быстро доказала, что искали ее так долго неслучайно. Ее образ получился ярким и запоминающимся, а игра актрисы не раз приятно удивляла и самого режиссера.

— У нас была очень эмоциональная и мощная сцена, когда они втроем прячутся от дождя под каким-то навесом, — рассказал режиссер. — У нас было три поливальных машины. На репетиции все выглядело просто замечательно. Но когда мы начали снимать, то что-то перестало получаться, и вода закончилась. Привезли дополнительную воду, но вновь ничего не выходило. А я понял: все дело в Ире. Она была какой-то тусклой, без эмоций. И тут Пегова сказала мне: «Мало воды». При этом все были мокрыми до нитки — и она, и вся труппа, и я сам. Я мог тогда взбеситься и закричать: «Прекрати валять дурака!» Но я попросил на следующий день две дополнительные машины, и мы разошлись. И уже на следующей смене с первого дубля она сыграла потрясающе! Видимо, Ире надо было отключить какой-то внутренний тормоз. Она вообще актриса, которая не любит умных слов. С Ирой очень интересно работать, многие вещи она сразу чувствует не только актерски, но и по-женски интуитивно…

Был один момент, когда Ирине Пеговой пришлось играть не только на камеру, но и для прохожих.

Я практически никогда не снимал актеров, которые работают только в кино. Это мой принцип. Мне кажется, что без театра актер теряет очень многое.

— В фильме есть сцена, где на крыше Исаакиевского собора Пегова бежит наверх. А на самом верху она выходит на смотровую площадку и, по сюжету, падает в обморок, тем самым обманывая ребят. Когда Ира упала в обморок, то какие-то две тети, растолкав нас всех, кинулись к ней с криком: «Мы врачи!» Начали над ней «колдовать». А мы все стоим и не знаем, что делать. Но Пегова — молодец, она сыграла все до конца — никто из врачей не понял, что это съемка… С Пеговой был еще такой интересный момент. Ирина — очень маленького роста, а Цыганов и Баршак — наоборот, рослые. И для нее специально были сделаны туфли на платформе высотой 35 сантиметров, иначе она просто «проваливалась», когда мы начинали снимать…

Свежесть восприятия

— У каждого режиссера — своя методика работы с материалом и актерами, свой подход, — пояснил Алексей Учитель. — Например, Никита Сергеевич Михалкова сначала как спектакль проигрывает с актерами всю картину, а потом уже начинает снимать. Я же не сторонник этого метода — мне кажется, что когда все отрепетировано, а люди выходят на съемочную площадку немного в других условиях, в более натуральной обстановке, то теряется некая свежесть и чувство первого восприятия. Хотя тут правил нет. Когда я работал над картиной «Космос как предчувствие», Евгений Миронов меня попросил: «Давайте почитаем сценарий фильма». Я согласился, сказал, что, конечно, сделаем это все вместе. Но он тут же оговорился: «Нет-нет, только со мной». И три дня он читал, а я слушал. Он тут же задавал вопросы, мы останавливались на каких-то моментах. Так он уяснял себе, кого он играет, вживался в характер героя… Кстати, в той же картине у Миронова была очень сложная сцена с Пеговой: она должна была ему признаться в своей измене. Я долго думал, как это лучше сделать. Но в итоге Ира сказала: «Не надо ничего репетировать — пусть будет естественно». И вновь с первого же дубля все гениально сыграла.

Отказать Примадонне

По признанию мэтра, его всегда удивляло, почему все так хотят сниматься в кино?! В том числе и те, кого жизнь ни деньгами, ни славой не обделила.

— Однажды, когда я только начинал картину «Дневник его жены», мне раздался звонок. «Здравствуйте, — сказали в трубке. — Это Алла Пугачева. Я бы хотела с вами встретиться!» Я, конечно, согласился, но сказать, что  был удивлен — это не сказать ничего. Оказывается, Алла Борисовна каким-то образом достала сценарий, и ей очень захотелось сниматься в роли оперной певицы Марги. Но я понимал, что это невозможно, причем не только по причине возраста. Хотя я всегда знал, что Пугачева обладает очень хорошими актерскими данными и ранее снималась в картинах. Но конкретно сюда она не подходила. Я тогда начал что-то мычать, неуверенно говорить: «Давайте попробуем»… Месяца два я находился в ужасе, потому что понимал: в какой-то момент надо будет отказать, а как это сделать — не знал. А Пугачева уже вела разговор о графике. Но когда мы ей дали наш съемочный план — у нее, на мое счастье, на это время уже был запланирован тур по стране, и вопрос решился сам собой. В итоге Маргу сыграла актриса Елена Морозова. Но кто знает — может быть, я потерял больше.

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

На церемонии «Женщина года» Влад Топалов и Регина Тодоренко раскрыли свою тайнуНа церемонии «Женщина года» Влад Топалов и Регина Тодоренко раскрыли свою тайну
Леонид Агутин от «агу» до «ого-го»: любимому музыканту миллионов россиян исполнилось 50!Леонид Агутин от «агу» до «ого-го»: любимому музыканту миллионов россиян исполнилось 50!
Ксения Алферова и Егор Бероев устроили День мороженого в ГУМе
«Пацанка» Мазунина: «Надо быть требовательной к себе и другим»
Группа «Тотал» из 2000-х снова выступит в Благовещенске
Павел Занозин: «Комментировать матчи чемпионата мира было моей мечтой!»
Звезда сериала «Склифосовский»: «Готовить блюдо — это как сочинять музыку»
Ради «Путешествия к центру души» Мария Баева узнала, почему и как тонут люди в болоте
Обыкновенное чудо – Женя: в Москве отметили 65-летие со дня рождения актера Александра Абдулова
Бегущие «Патрики»: актриса Юлия Пересильд и ее «Галчонок» помогли собрать деньги для детей
Михаил Ширвиндт: «Я влюблен в мультиварку»

Алексей УчительАлексей УчительАлексей Учитель с сыномАлексей Учитель с сыномС «Никой» и Константином ЭрнстомС «Никой» и Константином Эрнстом

Фото: Вадим Тараканов

Пять амурских школ откроют сенсорные комнаты для детей-инвалидовОбщество
Гороскоп на 18 августа: Девы заскучают, а Львы вспомнят о своем долгеСоветы
Швейцарские велосипедисты проедут через БелогорскОбщество
Малый бизнес в Приамурье соберут в кластерыЭкономика
Благовещенцам в сентябре привезут «Запретный плод»Общество
Свободненского фермера оштрафуют за риск заражения свиней африканской чумойОбщество

Читать все новости

https://www.ampravda.ru/contests/38-glavnyi-brend-priamurja

Звезды

Артистка Надежда Мейхер-Грановская: «Я не боюсь и никогда не боялась трудностей» Артистка Надежда Мейхер-Грановская: «Я не боюсь и никогда не боялась трудностей»
Звезда сериала «Склифосовский» Анна Якунина: «Сейчас время сильных женщин»
Машины времени: в Москве прошел юбилейный заезд автомобилей советских времен
Балканский рубеж: Гоша Куценко и Эмир Кустурица снимаются в фильме о войне в Югославии
«Пьяная любовь» Билана вернула всех в прошлое
Система Orphus