«Притяжение» стало первой режиссерской работой Бондарчука после достаточно долгой паузы — с момента выхода на экраны «Сталинграда» прошло более трех лет. На создание фантастической картины потратили 380 миллионов рублей (не обошлось и без денег из Фонда кино), масштабная рекламная кампания при участии телеканала «Россия 1» тоже «съела» немалые средства, и все же с затратами на военную драму 2013 года бюджет этой ленты не сравнится. Таким образом, создатели фильма вполне могут рассчитывать на рекордный коммерческий успех, особенно если вспомнить заявления самого Бондарчука о том, что продажи «Притяжения» в другие страны заранее гарантировали картине выход в плюс. В календаре отечественного проката для премьеры выбрали максимально удачный момент: особенно громких голливудских проектов в ближайшие недели не предвидится, так что путь к выдающимся кассовым сборам открыт. Фильм задолго до выхода на экраны оброс разнообразными слухами, благо и создавался он в атмосфере нарочитой секретности — маркетологи старались как могли. Что уж там говорить, если исполнители двух главных ролей Ирина Старшенбаум и Александр Петров объявили о собственной свадьбе накануне премьерного дня. Зрительским вниманием картина точно не будет обделена.

Массмедиа наперебой называют проект то российским «Прибытием», то лучшим детищем Бондарчука, а то и образцом точного попадания в целевую аудиторию. Последнее, пожалуй, верно: «Притяжение» слишком уж прямолинейно и не обременено сложностью мысли, чтобы всерьез рассчитывать на восторг взрослого зрителя. Его герои — в основном подростки и студенты, вокруг которых вертится весь окружающий мир с его вице-премьерами, полковниками, новостными сводками и близкими контактами всех известных человечеству видов. Это, конечно, не sci-fi в его обычном понимании, а скорее Love-story с тремя углами, которая развивается в экстремальных для всей планеты, а особенно для Москвы, условиях. Сценаристы картины (которые, как говорят, переписывали сюжет несколько десятков раз) развешивают повсеместно простые и понятные ориентиры, чтобы ни в коем случае не дать действию сойти с дороги к сердцу юного посетителя кинотеатра. Раз уж у нас история о Ромео и Джульетте на новый лад — обозначим это в первом же диалоге — и все в таком духе, с трагическим прошлым, невнятным будущим и катастрофическим настоящим. И все же вам здесь не Шекспир, а посему второстепенных персонажей яростно загоняют на периферию, чтобы не отвлекали.

Монтаж настолько суров, что некоторых сцен, попавших в трейлеры, зритель не увидит в самой картине, а, к примеру, персонаж великолепного актера Сергея Гармаша этими безжалостными ножницами превращен в нелепую и бессмысленную фигуру. Дорогу молодым, раз за разом повторяет постановщик: Петров, Старшенбаум, Риналь Мухаметов и еще с десяток героев разной степени важности занимают экранное пространство полностью, оставляя разве что небольшой кусочек для Олега Меньшикова. Папа-солдафон, которого он играет, очень важен. Его существование оправдывает отвратительное поведение и скверный характер главной героини. Правда, чем дальше в сюжет, тем бесполезнее становится это средство. Все остальные — лишь поверхностно нарисованные декорации, будь то придурковатый парламентарий или школьный учитель, всем своим видом стремящийся оставить суету светской жизни и уйти в ближайший монастырь. Есть тут и специальные школьники для рекламы чипсов и поисковых систем, и юмористическая бабушка в исполнении Людмилы Максаковой, и портреты космонавта Гагарина, актера Абдулова и музыканта Цоя. Но сюжетной ценности эти детали не представляют, а там, где это действительно необходимо, Бондарчук утрачивает всяческое стремление к скрупулезности.

Персонажи перемещаются с тротуаров на крыши, проводят сложные медицинские процедуры, переносят тяжести и так далее — все это делается за кадром, ибо не суть. Постановщик активно пользуется голливудским опытом, будь то «День независимости» или «Район № 9», но тоже без особенного внутреннего ликования. Нам, конечно, покажут все эти «Центры национальной безопасности» иже с ними, где люди в хаки и белых халатах заняты тем, что встревоженно смотрят на экранчики, но, позволю себе небольшой спойлер, не состоится даже традиционная сцена, когда они все должны орать и обниматься. Впервые в истории человечества оно лицом к лицу столкнулось с разумными представителями других миров. Но интересует это, по большому счету, только жителей многократно осмеянного в интернете Чертаново. Бондарчук сначала с наслаждением изолирует страну от остального мира — мол, инопланетяне — наши, как и Крым, а потом показывает нам таких россиян, что особенно активным патриотам впору собирать подписи о лишении гражданства всех, кто причастен к появлению «Притяжения» на свет. О межпланетных контактах и речи быть не может: стадные инстинкты побеждают ежеминутно, власти совершенно не контролируют ситуацию, полицейские-садисты волокут всех подряд в кутузку, предварительно отходив резиновой палкой по чувствительным местам. Иногда — не слезая с коней.  

Есть, конечно, и свой «пятый элемент», хотя ему не мешало бы поработать над манерами. Спохватившись под конец, создатели картины напоминают, что вообще-то репутация Земли на межпланетной арене испорчена при участии всех наций и народов, но зритель подсознательно понимает, что россияне сыграли в этом уж точно одну из самых главных скрипок. Пока земные обитатели дубасят друг друга, судьба Москвы решается тут же, неподалеку — и Бондарчук, как умеет, проворачивает свой главный сюжетный фокус со сменой масок, характеров и предназначений фатума. Ближе к титрам понимаешь, что вот там и тут было сделано действительно неплохо, Мухаметов в кои-то веки сыграл талантливо, а фильм в целом не лишен чувства юмора и позволяет даже посмеяться над собой. На первый план внезапно даже вырывается мораль, которой очень хочется быть моралью с большой буквы. Но от всей этой нескрываемой подростковости уже никуда не деться. Серьезное кино о том, ху из ху (who is who) во Вселенной, снимет кто-нибудь другой, зато подрастающим жителям столицы предоставили понятное пособие по будущей самостоятельной жизни в мире, где лучше «не париться». В конце концов, почему бы и нет: «Это наша Земля!» — скандируют москвичи, разбирая биты и куски арматуры. Вы можете прилететь и даже, наверное, тут пожить, но не удивляйтесь, если вдруг окажетесь хуже фразеологического татарина.

Смотрите  расписание киносеансов в Благовещенске в разделе «Афиша».

Возрастная категория материалов: 18+