Усик Навоян: «Как человека встретишь, так он и трудиться будет». Фото: А. Анохин

Стесняться некого — все свои!

— Давайте чай пить! Извините, что без вазочки, — вываливает прямо на рабочий стол большую горсть шоколадных конфет Усик Навоян. — У нас тут по‑простому. Стесняться некого — все свои. Я в Москву когда приезжаю, от пробок быстро устаю — отвык. Здесь мимо новостроек идешь — гордость распирает и душа раскрывается. Я даже не замечаю, как время летит. У нас почти вся работа с Москвой согласована, но когда у них три часа дня, в Циолковском уже девять и мы все здесь на рабочих местах. Никто домой не торопится, все понимают важность работы. Сейчас ждем прибытия зимней смены студенческой стройки. Спецодежду, обувь — все нужно подготовить заблаговременно. Ребята приезжают здоровые, был случай, когда понадобился 48‑й размер обуви. Такой сразу и не найдешь, заказывать надо, поэтому голова должна заранее болеть. Как человека встретишь, так он и трудиться будет. Это же наша смена, многие после стройотряда к нам на постоянную работу возвращаются.

На его широких плечах тот самый тыл большого производства. В зоне ответственности — вахтовые общежития, столовые, обеспечение инструментом и даже меню в рабочих столовых.

Настроение космической отрасли

На счету «Спецстройтехнологий» не только Циолковский, но и целый ряд объектов на самом космодроме. Их возводят тысячи строителей, от желания и настроения которых во многом зависит успех всей космической отрасли страны. Каждый человек должен быть не просто обут, одет, сыт. Вернувшись со смены в вахтовый городок, он должен отдохнуть в нормальных человеческих условиях. И даже бытовыми мерками вопрос не ограничен.

— Многие думают, что строители пришли, все сделали и ушли и голова ни о чем не болит. Но мы не временщики и не делим людей на своих и чужих. Когда стал вопрос о праздновании Крещения, силами предприятия оборудовали прорубь, организовали дежурство. Даже автобус пустили, чтобы наши сотрудники и жители города могли приехать окунуться. На протяжении празднования была установлена палатка для обогрева всех желающих. Мы единое целое с жителями Углегорска и Циолковского, — продолжает Усик Мисакович. — Вы не представляете, какие здесь люди хорошие живут и работают! Мы в Москве даже с соседями так близко и хорошо не общаемся.

80

бойцов строительных отрядов из пяти регионов страны примут участие во второй зимней студенческой стройке на космодроме Восточный и в городе Циолковском

В Новый год дети из малообеспеченных семей Углегорска получили от предприятия подарки. В том числе на средства компании построена, освященная меньше года назад, православная церковь.

На протяжении всего разговора Усик Навоян не перестает восхищаться Дальним Востоком и его людьми. Хотя ради приезда сюда ему, как и многим другим, пришлось изменить весь свой жизненный и семейный уклад, оставить дом и близких. Для строителя не самый неожиданный поворот.

Две дочери Усика Мисаковича уже начали самостоятельную жизнь. Одна учится в Российском государственном университете нефти и газа имени Губкина. Другая пошла по стопам отца — получает профессию архитектора в Пражском университете. Отец с гордостью вспоминает о том, как она сама на чешском языке сдавала экзамены.

— Я детям сразу сказал — с одеждой и питанием помогу, но на учебу денег не дам. Рассчитывать нужно только на бюджетные места. Диплом нужно зарабатывать знаниями и головой, а не деньгами.

Единственный человек, который недоволен работой Усика Мисаковича на Дальнем Востоке, — любимая жена. Смущает не географическая отдаленность от Москвы, а разлука.

— Если удастся обосноваться, то приедет ко мне хоть на край света. Я домик хочу, чтобы от Зеи недалеко. Здесь есть такое место — Ивер называется. Там даже связь не берет. Все знают: если дозвониться до человека невозможно, значит, он там. Но такое счастье редко выпадает. Вот город достроим, на пенсию выйду, буду с удочкой на Ивер ходить.

Возрастная категория материалов: 18+