Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №46 (28936) от 26 ноября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
2 декабря 2020,
среда

Сошлись характерами: рецензия на новую российскую комедию «Гуляй, Вася!»

Кино

Пока общественность решает, можно ли называть Романа Каримова надеждой российского кинематографа или все же следует определить в подражатели, молодой и талантливый постановщик делает кино. Недорогое даже по российским меркам, зарабатывающее деньги, любопытное и смешное. Сам Каримов не скрывает желания поработать в разных жанрах (фильм ужасов «Черная вода», к слову, подзадержался где-то на стадии постпродакшена), но пока делает громкие заявления исключительно на комедийном поле. 

Сошлись характерами: рецензия на новую российскую комедию «Гуляй, Вася!» / Пока общественность решает, можно ли называть Романа Каримова надеждой российского кинематографа или все же следует определить в подражатели, молодой и талантливый постановщик делает кино. Недорогое даже по российским меркам, зарабатывающее деньги, любопытное и смешное. Сам Каримов не скрывает желания поработать в разных жанрах (фильм ужасов «Черная вода», к слову, подзадержался где-то на стадии постпродакшена), но пока делает громкие заявления исключительно на комедийном поле. 

С момента выхода «Неадекватных людей» — самого удачного проекта Каримова — миновало семь лет, и картиной с нарочито непритязательным названием «Гуляй, Вася!» он вновь напоминает, что этому жанру в нашей стране рано ставить памятник. Там, где коллеги по цеху привычно мешают пошлость с пьянкой, режиссер использует гораздо более действенный рецепт, соединяя предельную реалистичность с тем, что принято называть бредом сивой кобылы. 

Сам постановщик называет свое детище «молодежным региональным кино», полагая, что интеллектуальной элите то, что происходит на экране, покажется слишком «низкоуровневым». Каримов, как и положено в таких случаях, лукавит: «Гуляй, Вася!», безусловно, не претендует на философское высказывание, но несет в себе все признаки умного и даже экспериментального творчества. Демонстрируя банальную, в общем-то, историю про людей, совершающих ошибки, автор предоставляет зрителю возможность оценить разные — и даже полярные — человеческие типажи, время от времени обнаруживая в них самого себя. Взяв за основу для сценария личные переживания, Каримов пропускает их через наиболее подходящие усилители — и фильм становится комедией в полном смысле этого слова.  Крошечные паузы, позволяющие публике сделать передышку, драматизмом не перенасыщены: никто не умрет, не окажется за решеткой и даже сильно не покалечится, здесь не про это. Не зря в сценарии постоянно фигурирует образ рыбы: герои комедии выплывают из собственного не очень отчетливого прошлого, как из мутных глубин, чтобы позволить посмотреть на себя через стеклянную стенку и так же неторопливо скрыться с глаз. Чтобы понять и полюбить их, этих случайных попутчиков, не хватает времени — но то, что вам расскажут, сделает дорогу незаметной.      

Если главный герой «Неадекватных людей» перебирался из глубинки в Москву, то теперь все наоборот: Митя (Ефим Петрунин) оперативно оказывается в столь неоднозначных обстоятельствах, что остается только потребовать карету и спешно покинуть столицу. Попытка окончательно порвать с провинциальным прошлым, которое напоминает о себе хотя бы штампом о заключении брака в паспорте, приводит к достаточно парадоксальному результату. Нет, у зрителя не возникает сомнений в том, что назначенная в завязке картины свадьба обречена: Каримова вообще не очень интересуют герои, которых он оставляет жить московской жизнью. Окунувшись с головой во фразеологический тихий омут, в котором обитают и старые друзья, и новые знакомые, герой очень быстро меняет приоритеты, хоть и старается придерживаться изначально принятого плана. Именно здесь, на периферии, ошибки мгновенно оборачиваются проблемами, отношения скачут с уровня на уровень, и даже отдохнуть по-человечески некогда: разве что лицом в салате по ускоренной программе. Митя думает, что решает собственные проблемы, но оказывается, что дела обстоят совсем по другому: каждый встречный так и норовит накинуть ему на шею поводок, а уже потом подумать над тем, зачем это вообще нужно. 

Каримов делает в первую очередь коммерческое кино, а потому позволяет себе заглядывать в разные, в том числе и занятые ниши. Выходит изящно: тому же Крыжовникову не помешает посмотреть фильм «Гуляй, Вася!», чтобы осознать, что это русские люди иногда превращаются в пьяных чудовищ, но уж точно не наоборот. Обойтись без алкогольной линии было невозможно, но она имеет ту самую толщину, от которой действие не вызывает рвотного рефлекса у зрителя. Сам процесс при всей его комедийной заманчивости мало увлекает постановщика: из состояния в состояние персонажи перемещаются со скоростью света и к кульминации оказываются поголовно трезвы. Другое дело, что взвешивать поступки перед тем, как их совершать, они не привыкли — и этого оказывается более чем достаточно, чтобы в зале не смолкал смех. Режиссер творит простые и понятные чудеса: в списке актеров картины сплошь сериальные имена, но на съемочной площадке исполнители ведут себя раскованно, много импровизируют и не делают театра. Наверное, поэтому возникали проблемы при озвучке — некоторым персонажам не удается двигать губами соответственно звучащим словам. 

Постановщик рекомендовал актерам готовиться к съемкам, просматривая многочасовые записи известного реалити-шоу, участники которого якобы «строят свою любовь». Сам он утверждает, что рассчитывал таким образом добиться максимальной реалистичности в диалогах (это, кстати, удалось) — но был в прицеле и другой заяц. Телепроект притягивает к себе искателей славы с невысоким интеллектом: создателям фильма требовался именно этот уровень отношений, при котором все одновременно просто и сложно, а чтобы искать компромиссы, нужно сначала понять, что означает это слово. Герои фильма «Гуляй, Вася!» — не хорошие и не плохие, жизнь научила их качественно мимикрировать под внешние обстоятельства и ждать, куда именно вывезет кривая. Кем бы они не притворялись в жизни — йогами, театралами, бизнесменами, вегетарианцами, даже квасными патриотами — эти маски, как выясняется в итоге, держатся на очень слабых завязочках. Несчастная Вася из названия — да, это имя девушки — оказывается не готова столкнуться с правдой о себе, зато все остальные чувствуют себя достаточно комфортно, чтобы потереть ушибленный лоб и направиться к следующим граблям. Зрителю предлагают как бы побывать на встрече чужих одноклассников, убедиться в том, что бардак — понятие широко распространенное и, возможно, попробовать разобраться в собственном. Достойных примеров для подражания на экране он не увидит, но главную мысль услышит. 

Прогулки Каримова по краю постоянно увенчиваются успехом: он умудряется даже над гомосексуализмом пошутить так, чтобы никому не стало обидно. Классовое столкновение, которое отчетливо назревает в сюжете, не приводит к взрыву: пролетарский гнев оказывается достаточно восприимчив к воздействию купюрами, а загорелый девичий нос сам по себе успешно заживает после поросячьего укуса. Рано или поздно, говорит Каримов, все мы становимся неадекватными людьми, подталкивая к этому друг друга. Можно, конечно, взращивать на этой почве психологическую драму,  предлагая и отвергая варианты превентивных мер. А можно просто искренне посмеяться, вспоминая собственные неудачи — фильм «Гуляй, Вася!», как одна из лучших отечественных комедий последних лет, прекрасно этому поспособствует. Очень скоро широкие экраны вновь заполонят бывшие «веселые и находчивые», которым по традиции сложно нащупать пульс реальной жизни, зато легко заглядывать под юбки и мотивировать этим приступы глупого веселья. Хорошо, что рядом с этой полноводной и грязной рекой есть ручьи, в которых хотя бы не страшно поискать собственное отражение. 

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Неосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением МироновымНеосознанный объект: рецензия на новый фантастический фильм «Вратарь галактики» с Евгением Мироновым
Враги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни ДеппомВраги и их отсутствие: рецензия на фильм «В ожидании варваров» с Марком Райлэнсом и Джонни Деппом
Спасение отупляющих: рецензия на новый фильм «Неистовый» с Расселом Кроу и Джимми Симпсоном
Корни привередливые: рецензия на новый сериал «Чики» с Ириной Горбачёвой и Антоном Лапенко
Фильм «Лед 2» растопил сердца зрителей и заработал миллиард
В произвольном порядке: новый сериал «Допрос» против стереотипов телевидения
Дорогая передача: рецензия на новый фильм «Скандал» с Шарлиз Терон и Николь Кидман
Порядочные люди: рецензия на фильм Гая Ричи «Джентльмены» с Мэттью МакКонахи и Колином Фарреллом
Химия и жизнь: рецензия на новый фильм «Тёмные воды» с Марком Руффало и Энн Хэтэуэй
Вместо девичника: рецензия на новый кинокомикс «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»
Боги, девочка и волк: рецензия на новый скандинавский кинокомикс «Вальгалла: Рагнарёк»

Близнецы придумают свое будущее, а Девы осуществят мечту: гороскоп на 2 декабряСоветы
В первый день зимы в Приамурье выявили 156 новых случаев COVID-2019Коронавирус
«Чувствую себя как дома»: земские учителя отработали в Приамурье первые три месяцаОбщество
Больше 300 тысяч рублей собрали амурчане на подарки врачам-героямКоронавирус
Неработающим пенсионерам увеличат доплату к пенсии с нового годаОбщество
ЦУР в помощь: новый центр решает актуальные проблемы амурчанОбщество

Читать все новости

Кино

Еще не конец: шоу «Танцы» отложили до 2021 года Еще не конец: шоу «Танцы» отложили до 2021 года
Актер Антон Хабаров: «Казанова — любимый герой, потому что добрый и ранимый»
«Цой» в изложении Алексея Учителя: фильм о смерти музыканта вышел в прокат
«Подольские курсанты» Игоря Угольникова: сила духа, которая крепче стали
«Вызов» после «Холопа»: Первый ищет женщину для съемок в космосе
Система Orphus