С песнями под гитару, с мыслями о завтрашнем дне.С песнями под гитару, с мыслями о завтрашнем дне.

След в истории желательно при жизни

О больших трагедиях среди маленьких людей мы слышим регулярно. И погибшие тындинские ребята уже не первые и, к большому сожалению, не последние. То и дело слышно, как они прыгают с крыш высотных зданий, режут вены и лезут в петлю. И это в самом начале жизни, когда каждая ошибка исправима.

Увы, но жизнь в современном мире со всеми удобствами имеет один существенный недостаток. Сегодняшним школьникам и студентам не к чему стремиться. Успешная карьера и высокооплачиваемая работа, к которой тяготеют многие, всего лишь  источники доходов. Не более того. А в 14—15 лет хочется оставить еще и след в истории, и желательно при жизни.

Ради этого подростки сбегали на фронт во время Великой Отечественной, садились в 14 лет за трактора и пахали наравне со взрослыми. Еще раньше —  устремлялись в Крым, где тепло и яблоки. Об этом писали в книгах, печатали в центральных газетах.

Можно бесконечно долго говорить о том, что в годы нашей молодости трава была зеленее. Но ведь так оно и есть. Не припомню ни одного случая, чтобы кто-то из сверстников или одноклассников вынашивал планы уйти из жизни. Хотя так же любили, обманывались, разочаровывались и обжигались. Однако, переболев, вновь вставали на ноги и шли дальше. Летом —  стройотряд, после школы —  институт с перспективой распределения на БАМ.

Быть лучшим —  и желательно на Доске почета

Комсомольско-молодежные стройки никогда не были трудовой терапией. Пару лет назад я разговаривал с ветеранами Байкало-Амурской магистрали, которые стояли у ее истоков в комсомольско-молодежный период. Брежнев на личной встрече с ними однажды сказал примерно такую фразу: «Ваши предшественники поднимали целину и били фашистов. Значит, и вашему поколению нужен повод для гордости».

Безответная любовь бьет больно, но не смертельно, а «группы смерти» в интернете — только от вакуума в головах целого поколения.

Далее прозвучало нечто из серии: «А давайте-ка построим большую железную дорогу! Желательно в непроходимой тайге, в морозы за минус 50».

Сейчас часто можно услышать, что Байкало-Амурская магистраль была стройкой ради стройки. На мой взгляд, она оправдала себя уже тем, что подарила смысл жизни десяткам тысяч молодых советских людей.   

Туда ехали не только за длинным рублем и северными пенсиями, а чтобы добиться в жизни гораздо большего. И эти цели были выше сиюминутных трагедий. И этот БАМ был не обязательно в широтах амурского севера. Он оставался в головах и душах. Насаждался той самой пионерской идеологией, в которой, как мы сейчас понимаем, не было чего-то плохого. Лишь желание быть первым, лучшим —  и желательно на Доске почета.

Молодым везде была дорога

Моя мама, выпускница ангарского политехнического техникума, уехала по распределению в город Ростов-на-Дону. Сама, с подружками, подальше от маминого крыла и папиной заботы. Хотелось не столько отдельной жизни, сколько самостоятельного принятия решений. Там встретила отца. Он трудился слесарем на легендарном комбайновом заводе «Ростсельмаш». Простой деревенский парень в замасленной спецовке шел по заводской территории, дымя по-хулигански «беломориной».

Увидел незнакомую настороженную  девчонку, остановился, подмигнул и предложил познакомить с городом, в котором сам оказался лишь недавно. Вечером он показал маме знаменитую ростовскую аллею роз. Огромную площадь, засаженную благоухающими цветами, счет которым шел на десятки тысяч... Спустя время на свет появился я, а впереди была целая жизнь, которой наши родители не боялись. Она била, мотала, заставляла начинать все с нуля и жить в съемной комнате коммунального типа.

До собственной квартиры от государства оставалось как до луны пешком. Но данное обстоятельство совершенно не мешало делать пятилетку за три года и оставаться абсолютно счастливыми. Ощущать себя нужными и востребованными. Я думаю, что в те годы любые «группы смерти» были бы обречены изначально. Спрос был на другие ценности и цели. Говоря словами известной песни, молодым везде была дорога.

Спустя время на свет появился я, а впереди была целая жизнь, которой наши родители не боялись.

Я сам в 17 лет, спустя неделю после выпускного вечера, собрал чемодан, сел в поезд и поехал в совершенно чужой город. Дома оставалось все самое дорогое, но впереди маячило нечто более важное, к чему я шел всю свою сознательную жизнь. Все остальное уже казалось вторичным. О своем выборе и сделанном шаге я ни разу не пожалел, хотя пережить пришлось многое. 

Без горнов и барабанов

Космодром Восточный, на который сейчас устремляются студотряды со всей страны, — капля в море. Поколению наших детей нечем гордиться. Мост в Крым и Сочинский спорткомплекс молодежными проектами можно назвать с большой натяжкой. Эти проекты реализованы взрослыми, состоявшимися людьми.

Наши дети лишены возможности совершить хотя бы маленький трудовой подвиг в виде сбора макулатуры или прополки турнепса в подшефном колхозе. Кто-то когда-то решил, что сие негуманно, неправильно и совершенно не позволительно. Я уже не говорю про идею во имя великой цели, которая объединяет, сплачивает, отвлекает от тоски и печали и заставляет идти, даже когда очень трудно. Можно без горнов и барабанов, без портретов вождей и флагов. Но с песнями под гитару и обязательно с мыслями о завтрашнем дне.   

Возрастная категория материалов: 18+