• Герой Павла Прилучного начинает понимать, что война – самая настоящая.
  • Павел Прилучный на съемках фильма «Невский пятачок».
  • Одна из ролей досталась звезде сериала «Молодёжка» Александру Соколовскому.

Ключевой плацдарм

«Невский пятачок» — это небольшой — около трех квадратных километров — участок земли на восточном берегу Невы, за который в 1941—1943 годах шли ожесточенные кровопролитные бои. Советскому командованию он нужен был как плацдарм для удара по немецким войскам, окружавшим Ленинград. В случае успеха это позволило бы прорвать блокаду. Но враги тоже понимали стратегическую важность этого небольшого участка земли, и когда нашему десанту удалось в результате ночной операции выбить оттуда фашистов и закрепиться на этом пятачке — немецкое командование бросило значительные силы, чтобы отбить важную территорию. Однако сделать это долгое время не удавалось: советские бойцы стояли насмерть, показывая беспримерные мужество и героизм. Бои за Невский пятачок стали легендарными страницами истории Великой Отечественной войны.

Наше время

У главного героя Михаила Шурова — свой бизнес: его фирма добывает песок в карьере под Санкт-Петербургом. В том самом месте, где в годы войны находится Невский пятачок. И именно здесь он знакомится с девушкой-археологом, встреча с которой переворачивает весь его мир. Загадочным образом Михаил перемещается на 75 лет назад: из нынешнего времени — в самое пекло войны. Туда, где гибнут миллионы людей и превращаются в руины города.

Кстати, авторы сценария постарались исторически достоверно воспроизвести то время, когда шли бои за Невский пятачок, включить в канву повествования реальные события. В фильме нам расскажут о тех героях, которые положили свои жизни, чтобы отстоять эту маленькую часть нашей земли.

Герои и роли

По признанию создателей фильма, кастинг был «длительный, мучительный и серьезный». Изначально на главную роль рассматривали именно Павла Прилучного, но для пущей верности решили посмотреть и других актеров — их в общей сложности было отсмотрено около полусотни, но в итоге решили, что лучше всех справился с ролью именно Павел.

Роль родственника Михаила Шурова — военного комиссара, с которым он и встретится на войне — доверили Игорю Скляру.

Игорь Скляр в роли военного комиссара.

— Меня всегда интересовала тема войны, а тут выпала возможность самому принять участие в воссоздании этой истории, — рассказал Игорь Скляр. — Что касается моей роли, то, можно сказать, что я пытаюсь сыграть моего деда, которого видел его только на фотографиях. Фактически это моя фантазия на эту тему. Он воевал и пропал без вести, мои мама и бабушка приходили в Курске на символическую общую братскую могилу и плакали там…

Виктору Добронравову досталась роль военного врача с лирической историей любви, основанной на реальных событиях.

«Как пройти на войну?»

«Невский пятачок» воспроизвели под Серпуховом, практически в чистом поле. Пробираемся среди разноцветных клубов едкого дыма, обходя ямы, из которых выглядывают башни «подбитых» танков и стараясь не свалиться в прорытые тут и там окопы и траншеи. Нас догоняет какой-то мужчина, спрашивает:

— Как пройти на войну?

Мы пожимаем плечами — сами, мол, ищем — и тут из-за дымов слышим спокойный ответ:

— Идите прямо и потом — налево!

Дым немного рассеивается, и видим рабочие палатки, рядом с которыми бегают люди в военной форме. И слышим, как режиссер командует в рупор:

— Трупы, замерли, не дышим! Съемка началась!

«Трупы» просят не шевелиться.

И снова — дым, стрельба, взрывы, крики…

Уже после съемок эпизода мы узнаем интересные подробности.

— Этого «поля боя» здесь, конечно, не было, — рассказывает один из продюсеров фильма Татьяна Венгерова. — Было обычное поле — ровная местность. Мы пригнали сюда огромное количество бульдозеров — сделали насыпи, выкопали рвы. А вот окопы вырыты вручную. Было около 20 человек, которые работали практически днем и ночью. На все это понадобилось около месяца.

На площадке неизменно присутствует военный консультант.

— У нас недавно был интересный случай, — продолжает Татьяна Венгерова. — Снимали один эпизод. Пришел актер — колоритный такой грузин, с бородой. А мы с ним договаривались на кастинге, что «растительность» на лице он уберет. Он же решил все так оставить, потому что участвует в другой картине. И режиссер наш сказал: «Я не могу его снимать: там не было людей с бородой». И консультант подтвердил, что действительно — даже в таких нечеловеческих условиях, на волосок от смерти, под постоянными обстрелами, военный человек обязан был себя блюсти. И актер, когда ему это объяснили, настолько проникся уважением к тем героям, что тут же пошел и побрился.

Разноцветные танки

При осмотре «поля сражения» мы обратили внимание, что танки — разноцветные. И спросили, что это означает.

Режиссер решил добавить красок войне.

— Мы должны думать и о том, чтобы у зрителя перед глазами была яркая картинка, —  поясняет режиссер Дмитрий Тюрин. — Серые шинели, все грязное, монохромное — зрительское восприятие от этого притупляется. Поэтому решили добавить красок. Довольно быстро привыкаешь к этой эстетике, и вскоре она уже не выглядит так дико, как кажется на первый взгляд. Но это не картинка ради картинки — так более доходчиво понимаешь, что здесь происходило. У нас, кстати, нет ни одного костюма не офактуренного, все сделано в такой цветовой гамме: охристые шинели у красноармейцев и синие у вермахта, стволы винтовок и автоматов у наших зеленые, а у немцев — фиолетовые, приклады — бордовые, и такие же бревна в землянках и на брустверах, и так далее…

Как рассказали, часть техники для съемок брали на «Мосфильме», а что-то — на военном полигоне в Алабино.

Главный герой

Отдельно надо сказать об исполнителе главной роли. На съемочной площадке нам сказали, что даже не ожидали, насколько Павел Прилучный популярен у молодого поколения. Каждый день из Серпухова на автобусах приезжают толпы его поклонниц — просят автографы и селфи. Павлу даже пообедать спокойно невозможно. Актер никому не отказывает.

Прилучный сам выполняет каскадерские трюки за своего героя, да еще и постоянно сам их придумывает.

— Мы снимали в Санкт-Петербурге сюжет, где герой Павла лезет в окно к своей любимой девушке — с крыши на восьмой этаж, — вспоминает Венгерова. — Огромное 20-этажное здание с плоской крышей, ветер такой, что не знаешь, за что держаться. И вот Павел лезет вниз по пожарному шлангу — со страховой, конечно... И так несколько дублей. Я когда все это видела, у меня каждый раз сердце замирало от страха...

Главный герой невероятным образом попадает в прошлое.

Поговорить с самим Павлом Прилучным нам удалось не сразу: он был занят почти во всех эпизодах.

— Для моего персонажа это вначале похоже на какой-то анекдот: он не понимает, что вокруг происходит. Вы сами представьте: молодой человек из нашего времени вдруг оказывается на настоящей войне, где стреляют и убивают, все вокруг взрывается, — пояснил Павел. — А потом он видит, что люди вокруг не играют в войну, а воюют по-настоящему, дерутся не на жизнь, а на смерть, чтобы защитить маленький кусочек Родины. И к нему приходит осознание, какой подвиг совершили наши деды. Мы, нынешнее поколение, сейчас смотрим на войну глазам обывателя. Мы уже забыли о том, какую страшную войну пережил наш народ, какой ценой далась победа. И если мы сможем нынешнему поколению так рассказать о подвиге, который совершили в те годы наши прадеды, деды и отцы, чтобы это его взволновало до слез — я буду считать, что свою миссию выполнил.