Фото: mediananny.comФото: mediananny.com

Отметим сразу, что больше всего зрительское восприятие раздражает сама Мата Хари: выбор сорокалетней и далеко не самой известной французской актрисы Ваины Джоанте на эту роль оказался крайне неудачным. Знаменитая куртизанка в ее исполнении впервые появляется на экране как бесконечно уставшая от жизни женщина, которая постоянно норовит то убежать, то утопиться.

При этом в начале XX века, когда происходит действие сериала, Зелле было всего 24 года и ей удавалось, несмотря на семейные обстоятельства, играть в карты ночи напролет и сожительствовать по этому поводу с разнообразными влиятельными личностями. Впрочем, интернациональная троица режиссеров — американец Дэнни Берри, француз Джулиус Берг и россиянка Ольга Ряшина — не ставила перед собой задачу явить миру девушку с пониженной социальной ответственностью. Но и в рамках придуманного образа женщины, отчаянно сражающейся со всем миром за собственное счастье, Джоанте играет отчаянно плохо. Ее Мата Хари лишена всяческих эмоций (кроме, разумеется, горестных рыданий три-четыре раза за серию), и поверить в то, что именно эта женщина способна, говоря народным языком, укладывать мужиков в штабеля, решительно невозможно. Тем не менее героиню еще до танцев пытается склонить к интимным отношениям чуть ли не каждый встречный — по умолчанию.

На втором плане, действительно, много громких имен, однако по большей части они принадлежат российским актерам. Скромные роли Жерара Депардье и Рутгера Хауэра сложно назвать полноценными. Впереди появление еще одной забытой звезды — «горца» Кристофа Ламбера, которого, впрочем, недавно приглашали сниматься у самих братьев Коэнов, что он с успехом и проделал. Российский истеблишмент в актерском составе представлен гораздо внушительнее.

Зрители увидят Викторию Исакову, Максима Матвеева, Алексея Гуськова, Ксению Раппопорт, Александра Петрова и Светлану Ходченкову. К слову, Исаковой достался значительный персонаж, который раскрывается уже в первых сериях. Благодаря этому публика смогла особенно отчетливо ощутить пропасть между настоящей актерской игрой и тем, чем занята исполнительница главной роли. Съемки картины проходили в России, Украине и Португалии — последней досталась честь стать местом воссоздания Европы начала прошлого века. С учетом того, что оператором в «Мата Хари» выступил достаточно опытный Олег Лукичев, работавший, в частности, над российской картиной Garpastum, можно было ожидать зрелищности хотя бы в этом. Однако настоящие здания выглядят как картонные задники, герои ходят по одним и тем же отрезкам улиц, а съемочная группа явно торопится переместиться поближе к родным просторам, чтобы тратить меньше денег.

Их, кстати, у создателей сериала было не так уж и мало. По их собственным словам, каждая из 12 серий обошлась в миллион долларов. Справедливости ради отметим, что впереди батальные сцены (именно тогда Мата Хари, если верить трейлерам, будет тыкать пальцем в карту с эпическими словами «русские расположились здесь»), и вот по ним можно будет окончательно судить о качестве продукта. Перспективы, впрочем, мрачноваты. В первых сериях мы уже смогли понаблюдать за пожаром в конюшне, сделанным по канонам все тех же мыльных опер, когда вместо нормального здания поджигают специально сбитый из дощечек каркас, а потом бегают внутри него с отчаянными воплями. Но главным разочарованием остается сценарий, написанный дуэтом специалистов комедийно-военного жанра. Сложно сказать, что там себе напридумывали покупатели из 30 стран (с конкретным перечнем этих государств ознакомиться не удалось), однако с таким же успехом они могли приобрести права на добрую половину отечественных сериалов «средней руки». «Мата Хари» начинается с невыносимо пафосной закадровой речи главной героини, и этот пафос более не покидает действие: страшно представить, что будет, когда разразится война между державами. Герои разговаривают так, будто сошли со страниц каких-нибудь «Парижских тайн» или, что еще хуже, «Пещеры Лейхтвейса». Все эти «О, коварный негодяй!» и «Но ведь меня оболгали!» созданы для того, чтобы беспощадно резать зрительский слух.   

Под стать и события — действие с легкостью скачет через годы, через расстоянья, одни персонажи уходят в небытие, чтобы дать место другим, неизменно только бетонное выражение лица самой великой куртизанки. Настоящая Мата Хари изучала индонезийские традиции много месяцев (когда временно ушла от мужа к другому офицеру, ох и ах!). В сериале же она «подсмотрела, как танцует гувернантка» и с этим мощным знанием отправилась покорять мужские сердца в матушке-Европе. Злобный муж-алкоголик бросается вслед, попутно (и абсолютно безнаказанно) задушив едва появившегося на экране героя Депардье. Настигнув беглянку, он отбирает у нее любимую дочь и добрую репутацию. Сама героиня уже было решила посвятить себя работе гувернантки, но раз такое дело, начинает свой тернистый путь к статусу мировой легенды, а заодно и к показательной казни у расстрельного столба в 1917 году. Заметим, что в первых сериях будущая куртизанка из последних своих сил сопротивляется предлагаемому ей со всех сторон легкому поведению: то прачкой работать устроится, то на каких-то конях за деньги ездит. Зачем это все нужно зрителю, который прекрасно знает, что бастион падет, непонятно. Мотивация все равно крепко привязана к дочери, которую нужно отсудить обратно, так что к образу Хари не добавляется ровным счетом ничего. 

Впереди шпионские игры и все те же парижские тайны, которые троица режиссеров наверняка реализует с тем же самым подходом, рассчитанным на недалекого зрителя, которому просто необходимо разжевывать каждый шаг героини. Шаги эти, кстати, пока чересчур неуверенные для женщины, одно появление которой заставляет присутствующих альфа-самцов испытывать непреодолимое желание распустить руки — что уж говорить о танце в шелках, способном повергнуть очевидцев в неподдельный катарсис. Впрочем, то и дело унывающую Зелле неусыпно поддерживают под белы рученьки специально прописанные в сценарии мужчины. Они не требуют от нее плотских наград, зато всегда готовы достать со дна морского, выжать и отвезти куда скажет. Все это настолько же смехотворно, насколько и вторично. Выдавать такой продукт за уникальный — это как минимум лукавство. Печально, конечно, что киносудьба столь колоритного исторического персонажа (пусть это во многом и обусловлено слухами и легендами) в современные годы складывается не самым удачным образом, и  новый интернациональный сериал «Мата Хари» вряд ли можно будет записать в «ощутимые плюсы». Но зрителю, который любит отделять зерна от плевел в экстремальных условиях, он подойдет.

Возрастная категория материалов: 18+